Андрей Юдин: «Коми может стать лидером по производству картофеля»

В Республике Коми завершена уборка картофеля. Помимо увеличения посевных площадей под эту культуру и господдержки аграриев, в Коми выводят сорта арктического картофеля, приспособленных к зоне рискованного земледелия. В условиях импортозамещения это становится вопросом продовольственной безопасности. О создании новых сортов картофеля и задачах отрасли «Региону» рассказал директор Института агробиотехнологий им. А.В. Журавского ФИЦ Коми научного центра УрО РАН кандидат экономических наук Андрей Юдин.

– Андрей Алексеевич, сбор урожая завершен. Сколько картофеля в этом году собрали аграрии республики?

– Сельскохозяйственные предприятия Коми собрали порядка шести тонн картофеля. Традиционно весь урожай остается в регионе, однако полностью картофелем мы себя не обеспечиваем.

В советские годы производству картофеля уделяли больше внимания. Был госплан, который регион стремился выполнить. С приходом рыночной экономики контроль в этой области прекратился. Сегодня мы не входим даже в тридцатку регионов по производству картофеля. К нам завозят картофель из Республики Чувашия, Брянской области и даже из Египта. Крупные продуктовые сети супермаркетов неохотно берут в реализацию продукцию местного производства.

Вопрос сбыта – не единственный. Аграриям негде хранить урожай. Все овощехранилища были построены еще в советскую бытность. Единственное новое хранилище принадлежит ООО «Пригородный», но оно не может вместить весь урожай региона. Как выйти из ситуации? Строить быстровозводимые высокотехнологичные овощехранилища на условиях государственно-частного партнерства. Такой проект, например, в Сосногорске, позволит круглый год обеспечивать наши северные районы собственными овощами.

– Сельхозпредприятия республики способны полностью обеспечить потребителя картофелем?

– Безусловно. Именно такую задачу глава республики Владимир Уйба поставил перед аграриями. Эффективным инструментом в решении этой задачи станет создание селекционно-семеноводческого центра, который будет частью программы «Арктический картофель». С его помощью сможем обеспечить республику качественной, адаптированной к условиям региона семенной базой, а сельхозтоваропроизводителей – сертифицированным посадочным материалом. В результате не только вырастут объемы производства картофеля и посевных площадей, но и повысится продовольственная безопасность региона.

– Но о создании центра говорят не первый год. В чем суть проекта?

– Он направлен на создание селекционно-семеноводческого центра для выведения и выращивания семенного картофеля. Это соответствует поручению главы республики обеспечить регион собственным картофелем. Институт агробиотехнологий является автором идеи и бизнес-проекта по созданию селекционно-семеноводческого центра. Идею центра продвигаем с 2015 года, но пока проект остается только на бумаге. Если инициатива найдет поддержку у федерального правительства на условиях софинансирования с регионом, то Коми станет флагманом в вопросе селекции картофеля на Российском Севере.

Запуск производства полного цикла обойдется в 650 миллионов рублей. Срок окупаемости – около четырех лет. Средства можно получить в рамках федерального проекта «Развитие овощеводства и картофелеводства».

Запуск центра поможет снизить зависимость России от зарубежного импорта семян, позволит организовать в республике полный цикл производства картофеля – от семенного материала до создания перерабатывающих мощностей. Вывести на рынок новый сорт картофеля с высоким уровнем урожайности, адаптированный к северному климату, – та задача, с которой также поможет справиться новый центр. За этим последует снижение себестоимости товарного картофеля и рост его конкурентоспособности.

Проект предполагает запуск завода глубокой переработки, где картофель будут мыть, очищать и при помощи вакуума упаковывать. С конвейера готовый продукт прямиком пойдет на полки магазинов.

– Потребитель готов покупать вакуумированный картофель?

– Готов. При запуске производства полного цикла география потребителей расширится. Президент России Владимир Путин говорит о развитии Арктики. Если власти региона поддержат создание нового центра, то это производство закроет потребность в картофеле для жителей региона, а также для предприятий, работающих в Арктической зоне. И речь идет не только о выпуске картофеля. На заводе можно наладить производство борщового набора в вакуумной упаковке: свекла, капуста, морковь и собственно картофель. Этот набор будет востребован, в том числе армией.

– Как Вы оцениваете потенциал республики в части реализации проекта «Арктический картофель»?

– У региона есть необходимый территориальный ресурс. Например, площадь Брянской области – лидера по объемам производства картофеля – составляет 34,85 тысячи километров. Площадь Республики Коми – 416,77 тысячи километров. При наличии сортов, способных давать высокий урожай в наших северных суровых условиях, регион может выйти в лидеры по производству.

У нас есть трудовой и квалификационный ресурс, достаточная профессиональная, трудовая база. Реализация проекта позволит создать порядка 50 новых рабочих мест и решить проблему «утечки мозгов» в другие регионы.

– Сколько времени требуется на создание нового сорта картофеля?

– В среднем на это уходит 10–12 лет, при этом из 60–80 тысяч исходных гибридных сеянцев до сорта доходят не больше трех процентов. За этот период гибриды проходят сложный процесс всесторонней оценки по урожайности, качеству, устойчивости к различным заболеваниям и вредителям.

– Что вредит картофелю?

– Наиболее распространенными патогенами картофеля, поражающими его на всех этапах жизненного цикла и снижающими урожайность данной культуры, в нашей республике являются фитофтороз, альтернариоз, ризоктониоз и парша обыкновенная.

Но с этими и другими проблемами мы справляемся. В последние годы широкое распространение получил метод генетического скрининга на наличие маркеров генов, отвечающих за устойчивость к раку, золотистой и бледной картофельным нематодам, вирусам картофеля X, Y и другим болезням, в том числе карантинным. Современная методика позволяет на ранних этапах отобрать наиболее предпочтительные гибриды.

– Каковы результаты в выведении новых сортов картофеля?

– Работу по семеноводству наш институт ведет совместно с фермерскими хозяйствами. Мы создали новые сорта «Зырянец», «Вычегодский» и «Печорский». Они демонстрируют выгодные отличия по таким показателям, как продовольственная продуктивность, устойчивость к болезням, урожайность, приспособленность к северному климату, в том числе арктическому.

«Зырянец» получил патент на селекционное достижение, а его создатели – авторские свидетельства. Поданы заявки в Госсорткомиссию на допуск к использованию сорта картофеля «Печорский», на получение патента на селекционное достижение сортов картофеля «Вычегодский» и «Печорский». Сорт «Зырянец» лучше всего подходит для жарки, «Вычегодский» – для приготовления салатов, а «Печорский» – для пюре.

В июне сорта «Зырянец», «Печорский» и «Вычегодский» высадили на экспериментальном поле в Нарьян-Маре. В будущем хотим попробовать повторить подобное на Чукотке.

– Есть ли в Арктике и приарктических территориях преимущества по развитию картофелеводства?

– Их несколько. Наши северные территории характеризуются низким инфекционным фоном, позволяющим минимизировать распространение вредоносных вирусных болезней в период вегетации растений. Глубокое промерзание почвы зимой способствует ее очищению от возбудителей болезней и вредителей. Характерные для северных широт длинные летние дни создают хорошие условия для ускоренного роста и развития картофеля, особенно в начальный период вегетации. Это также способствует более быстрому наступлению «возрастной устойчивости» картофеля к фитопатогенным вирусам.

Короткое лето и ранние заморозки в северных регионах сокращают сроки созревания картофеля. В результате корнеплоды собирают недозрелыми, что обусловливает низкое содержание в них углеводов. У нашего картофеля содержание сахарозы ниже. Это имеет определенное антидиабетическое значение. 

А высокий объем выпадающих осадков в Арктике за летний период снижает риск засухи, позволяет плодам и кустам картофеля получать достаточное количество влаги. Влияние холодного климата является плюсом относительно того, что в Республике Коми не нужно проводить химическую обработку кустов картофеля от вредителей, в частности главного уничтожителя – колорадского жука. У нас он встречается редко.

В период уборки картофеля в наших краях наступает прохладная погода. Это позволяет храниться клубням довольно долго без применения холодильных установок. А для картофеля очень важно, в каких условиях он хранится первое время после сбора с полей.

– Как Вы считаете, почему люди не рвутся использовать заливные луга и огромные пространства республики для создания агробизнеса?

– Любой бизнес – это извлечение прибыли из своей деятельности, а до недавнего времени возможная прибыль от создания агрохозяйств на Севере не покрывала те затраты и риски, которые возникали при сельскохозяйственном производстве. Здесь очень важна позиция государства. Один из вариантов – изменить форму гос-
поддержки, чтобы государство тоже было задействовано в этом процессе. Речь о выделении мест на полках в магазинах и создании собственных торговых сетей, строительстве овощехранилищ.

Многое зависит от пропаганды. У нас хорошо работал слоган «Выбирай наше». Сейчас он, увы, забыт. Ярмарка в Сыктывкаре работает только в выходные. Это неправильно. Нужно, чтобы потребители в любой день недели могли прийти и купить овощи, молочную продукцию, мясо местных производителей.

Беседовала Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото автора и Института агробиотехнологии ФИЦ Коми научного центра УрО РАН