Безопасно и качественно

работает крупнейший оператор общественного транспорта в регионе

АО «Комиавтотранс» – самый крупный в республике автоперевозчик. Ежедневно на городские, пригородные и межрегиональные маршруты выходят свыше 100 автобусов предприятия, которые совершают более 900 рейсов, перевозя 36 000 человек. А суммарно за год автобусы «Комиавтотранса» преодолевают расстояние свыше 6 миллионов километров и перевозят 13 миллионов пассажиров. В преддверии Дня работников транспорта – он отмечается 20 ноября – корреспондент «Региона» познакомился с работой ведущего автоперевозчика в столице Коми.

Дмитрий Чепурнов

У руля компании

История общественного транспорта Сыктывкара началась почти 90 лет назад. В 1935 году сыктывкарский горкомхоз установил регулярное автобусное сообщение по трем маршрутам: Сыктывкар – Выльгорт, Сыктывкар – Тентюково и Сыктывкар – Лесозавод. Сегодня в столице республики более 30 автобусных маршрутов, большую часть которых обслуживает «Комиавтотранс».

– Если посмотреть на действующую схему общественного транспорта столицы Коми, то видно, что сеть автобусного сообщения полностью не покрывает город, а он постоянно растет. Общественный транспорт – это огромный организм, который бесперебойно работает вне зависимости от погоды и праздников, – объясняет директор «Комиавтотранса» Дмитрий Чепурнов.

Именно Дмитрий Викторович как никто другой знает о непростом пути, который пришлось пройти предприятию в последние годы. На «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №1» – бывшее дочернее предприятие «Комиавтотранса» – он пришел в 2011 году водителем. Как тогда думал, работа временная. Но нет. Затянуло. Там же трудился заместителем начальника автоколонны, начальником отдела эксплуатации. В 2016 году Чепурнову предложили должность заместителя директора «САТП №1», а позднее он возглавил предприятие.

В феврале 2022 года в компании произошла реорганизация: дочернее предприятие «САТП №1» вошло в состав «Комиавтотранса». Тогда же Дмитрий Викторович занял пост заместителя генерального директора «Комиавтотранса», а к концу года возглавил предприятие.

Профессиональный девиз Чепурнова: постоянно развиваться и совершенствоваться. Большие нагрузки на работе не помешали ему получить высшее профильное образование, а также успешно окончить Президентскую программу подготовки управленческих кадров.

Доскональное понимание всех процессов, происходящих на предприятии, сосредоточенность на работе – то, что выделяет Дмитрия Викторовича. Первое, что бросается в глаза в кабинете директора, – пустота. Ни тебе комплекта мягкой мебели, ни дорогих канцтоваров и сувениров на рабочем столе, которые не столько для пользы, сколько для антуража обычно раскладывают чиновники и директора… «А зачем мне?» – резонно замечает Чепурнов. Он считает себя человеком, у которого есть все, и вполне доволен парой столов, несколькими стульями и ноутбуком.

Километры и рубли

Долгое время в приоритете у «Комиавтотранса» были перевозка пассажиров по городу, тарифообразование и ремонт техники. Сегодня список направлений, по которым предприятие работает, значительно вырос. «Комиавтотранс», являясь региональным оператором автоматизированной системы оплаты льготного проезда, реализует в муниципалитетах республики переход от бумажных проездных билетов на социальные транспортные карты. Пассажирам это позволит экономить время – не придется ежемесячно ходить в центры соцзащиты и покупать абонемент. Достаточно единожды бесплатно получить пластиковую карту и пополнять ее через онлайн-сервисы, в офисах банков и отделениях «Почты России».

– Электронный проездной – это не только удобное в использовании нововведение, которое позволяет избежать очередей в пункты продажи и экономит время, – объясняет Дмитрий Чепурнов. – Это возможность достоверно определять реальный пассажиропоток на маршруте и на основании конкретных данных обоснованно возмещать затраты региональным перевозчикам.

Сыктывкарцам предприятие предложило использовать для оплаты проезда транспортные карты и брелоки «Бур туй!». Экономия и удобство налицо: брелок или карту можно использовать в режиме «Абонемент» или «Кошелек». Опция «Абонемент» позволяет в течение выбранного периода совершать безграничное количество поездок на автобусах. Опция «Кошелек» предполагает списание денег за проезд каждый раз, когда карту или брелок прикалывают к валидатору. Поездка с «Кошельком» на автобусах «Комиавтотранса» оплачивается со скидкой.

Еще одно новшество – внедрение виртуальной транспортной карты, которую можно выпустить моментально внутри мобильного приложения. Тысячи сыктывкарцев уже оценили возможность «освободиться» от пластика и оплачивать проезд в одно касание.

Благодаря нацпроекту

Эти и другие проекты являются частью большой транспортной реформы. Ее реализация позволяет участвовать в национальном проекте «Безопасные качественные дороги». Пользу от этого ощущают все: и потребитель – пассажир, и исполнитель – «Комиавтотранс», и заказчик – администрация Сыктывкара.

В рамках проекта на условиях льготного лизинга закупают новую технику. Предпочтение отдается автобусам среднего и большого классов вместимости.

В этом году автопарк предприятия уже пополнили 11 автобусов марки LOTOS и 7 автобусов марки «НефАЗ». До конца года ожидается поставка еще 30 единиц техники Нефтекамского автомобильного завода. Все новые автобусы оборудованы кондиционерами, имеют низкий пол, платформу для посадки маломобильных пассажиров. И «Лотосы», и «НефАЗы» ездят на природном газе, что значительно снижает количество вредных выбросов в атмосферу.

Стратегия развития предприятия предполагает унификацию транспорта и перевод всего автопарка на экологически безопасные автобусы.

Для удобства пассажиров

Несколько лет назад в Сыктывкаре начался крупномасштабный анализ пассажиропотока. Его инициировали одновременно с поручением Президента России модернизировать общественный транспорт на местах. Администрация Сыктывкара заказала исследование Российскому университету транспорта. Результаты исследования легли в основу проекта, а он – в новый этап транспортной реформы. В Сыктывкаре появились три новых магистральных маршрута. Изменение претерпела и вся маршрутная сеть города.

– Преобразования должны гарантировать каждому жителю столицы Коми, проживающему в многоквартирном доме, что в пятистах метрах от него расположится остановка. При этом интервал движения транспорта в часы пик не должен превышать восьми минут. Сами автобусы курсируют по маршруту с шести утра до одиннадцати часов вечера, – объясняет Дмитрий Викторович. – Если в августе и сентябре, пока продолжался ремонт дорог, были сбои в работе новой схемы, то в октябре мы практически не получали жалоб от пассажиров.

Помочь разобраться в новых маршрутах, построить путь, посмотреть актуальное расписание и отследить движение автобусов «Комиавтотранса» можно в «Яндекс Картах». Для повышения удобства планирования поездок пассажирами «Комиавтотранс» стал первым в республике предприятием, которое заключил соглашение с ИТ-гигантом.

Пора обновления

Высокий уровень безопасности, регулярное обновление и расширение подвижного состава позволяют не только поддерживать качество обслуживания пассажиров на должном уровне, но и постоянно повышать комфортность перевозок.

Горожане помнят, как несколько лет назад все автобусы предприятия перевели на безналичную форму оплаты. Вопреки опыту некоторых регионов, где при отказе от кондукторов выручка от продажи билетов сильно упала, на сыктывкарских маршрутах «зайцев» больше не стало. Пассажиры положительно восприняли возможность оплачивать проезд при помощи терминалов. Сегодня уровень безналичной оплаты на маршрутах компании достигает 93 процентов.

С 2023 года «Комиавтотранс» приступил к реализации нацпроекта «Производительность труда». Внедрением бережливых технологий на предприятии занимались эксперты Федерального центра компетенции. Цель проекта – повысить производительность труда и квалификацию персонала. Эксперты провели обучение сотрудников ремонтной службы и инженеров.

«Комиавтотранс» – участник федеральной программы подготовки управленческих кадров «Лидеры производительности». В рамках программы разработан проект, направленный на повышение производительности труда на предприятии. В решении этого кейса «Комиавтотрансу» помогали участники нацпроекта из других городов – Екатеринбурга, Нефтеюганска, Сургута и Москвы. Успешная защита проекта состоялась в конце октября в Москве. Согласно обязательствам в течение трех лет предприятие должно не просто реализовать проект, но и отчитаться о достигнутых показателях.

Пока город спит

Участие предприятия в федеральных программах и проектах помогает минимизировать рост тарифов на перевозку и снижать издержки.

– Мы стараемся трудиться так, чтобы пассажир не замечал резких перемен в работе предприятия, – объясняет Дмитрий Чепурнов. – Значительная часть работы остается незаметной для постороннего взгляда. Техническое перевооружение ремонтных мастерских, например, видим только мы – сотрудники предприятия. Однако без обновления мастерских предприятие не сможет качественно и оперативно выполнять ремонтные работы. Современный автобус – сложная техника с большим набором дополнительного оборудования. Чтобы идти в ногу со временем, мы обновляем оборудование, обучаем персонал.

Мало кто знает, что сразу после окончания одной смены автобус начинают готовить к следующей. В автопарке автобусу обновляют информационные табло и автоинформаторы, которые помогают ориентироваться пассажирам. Также специалисты снимают отчет с бортовых систем, проводят технический осмотр и необходимый текущий ремонт. Затем автобус внутри и снаружи моют, и за дело принимается команда водителей отделения заправки. Они осуществляют перегон транспорта по территории автопредприятия, а в ночное время – заправку. В это же время диспетчерская служба уже готовит путевой лист и необходимую документацию. После того как готовность транспорта к работе подтвердили, он может выходить на линию.

Слаженная работа всех этих подразделений, а также высокая степень автоматизации и цифровизации процессов нацелена на один результат: чтобы, придя на работу к 5:30, водитель сел в чистый, полностью готовый к работе автобус и отправился в рейс.

В сентябре 2025 года «Комиавтотранс» совместно с транспортными предприятиями и региональным Минобрнауки планируют создать образовательно-производственный кластер на базе Сыктывкарского автомеханического техникума. Для реализации нового проекта запланирован ремонт мастерских и покупка нового современного оборудования. Здесь будут готовить специалистов для транспортной отрасли региона. Взращивать будущих сотрудников важно, но не менее ценно сохранять действующий коллектив. Помимо очевидных действий в виде повышения зарплаты, к примеру, работникам, обслуживающим транспорт до выхода на линию и по окончании смены, улучшили условия труда: провели мероприятия по повышению тепло- и энергоэффективности производственных помещений.

Гендерное равенство

Когда говорят о технологичных, безопасных и комфортных пассажироперевозках, название «Комиавтотранс» звучит как имя нарицательное. Высокие достижения любой организации – это активный и слаженный труд всего коллектива. Сегодня на предприятии трудятся 380 человек, и половина – это водители. Один из самых опытных – водитель автобуса Игорь Кривой. На предприятии он трудится более 20 лет.

Игорь Кривой

– Долгое время работал на полунизкопольном автобусе «ЛиАЗ». Это был один из двух автобусов на весь Сыктывкар, который отвечал потребностям маломобильных граждан, – рассказывает Игорь. – Сейчас автопарк родного предприятия почти наполовину состоит из полунизкопольных «НефАЗов». И это замечательно. Рад, что у людей на инвалидных колясках, да и у мам с малышами появилось больше возможностей для передвижения по городу.

Водителей, которые работают на предприятии 20 и даже 30 лет, много. Для своих сотрудников «Комиавтотранс» делает многое: ежегодно индексирует заработную плату, премирует за показатели, при выходе в отпуск обеспечивает сотрудников дополнительными выплатами, а также проводит конкурсы профмастерства, приобретает новую технику. С недавних пор работники предприятия лечат зубы и получают другие медицинские услуги в частных клиниках по полису добровольного медицинского страхования. Работодатель полностью взял на себя эти расходы.

Хорошие условия труда, достойный соцпакет привлекают на предприятие новых сотрудников. Число желающих работать здесь превышает кадровые потребности. Все чаще среди водителей автобусов можно увидеть женщин. Одна из них – Ксения Коданева. За руль автобуса она попала неслучайно. Все близкие связаны с автотранспортом: мама – диспетчер в грузовых перевозках, папа управлял КамАЗом. Супруг тоже транспортник.

Ксения Коданева

– В 2010 году я пришла в «Комиавтотранс» кондуктором, а затем работала кассиром, – рассказывает Ксения. – Когда на предприятии стали появляться девушки-водители, подумала: чем я хуже? Решила выучиться на категорию «Д». Поговорила с мужем. Он идею поддержал. С этой уверенностью сагитировала и подругу пройти переобучение за счет «Комиавтотранса». Спустя два месяца мы обе приобрели новую профессию.

Ксения водит автобус марки «Мерседес» на маршруте №19. Коллеги и пассажиры отмечают ее аккуратное вождение. Когда горожане видят ее за рулем автобуса, то сначала удивляются, а затем восхищаются. Бывает, что автомобилисты-мужчины порой выглядывают из окон, показывают большой палец вверх – «класс!».

Любимое ремесло

Работа слесарей-ремонтников пассажирам не видна, но без людей этой профессии не сможет работать ни один транспортный агрегат. Слесаря по ремонту автомобилей Виталия Дуркина автомобили привлекали с детства. В юности оформилось четкое желание работать руками. После школы Виталий поступил в Промышленно-экономический лесной колледж по специальности «эксплуатация подъемно-транспортных дорожных строительных машин и оборудования». Дальше была служба в армии и переезд из Ухты в Сыктывкар. Так жизнь привела его в «Комиавтотранс».

Виталий Дуркин

Здесь новичку было непросто. Но старшие товарищи помогали и наставляли Виталия. Теперь он сам делится советами с коллегами и может подсказать свое видение решения проблемы.

– Автобусы эксплуатируются до двадцати часов в сутки, и скрытые дефекты могут выявляться в любой момент. Когда обыватели спрашивают, чем я конкретно занимаюсь на работе, отвечаю: делаю все, чтобы транспорт выехал на линию исправным как можно быстрее, – говорит Виталий.

Своим профессиональным выбором Виталий доволен и менять любимое ремесло на офисную работу не намерен.

Каждый из этих людей, а также сотни их коллег вне зависимости от погоды, праздничных дней и ситуации в стране трудятся на общее благо: перевозят людей, делая нашу жизнь мобильной и комфортной.

Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото АО «Комиавтотранс»