Игорь Бушковский: «Выходим на Китай»

У компании «Кофе плюс» есть и планы по развитию бизнеса в Африке

С вице-президентом Коми союза промышленников и предпринимателей, генеральным директором ООО «Кофе плюс» мы познакомили читателей полтора года назад. За это время сыктывкарская компания реализовала несколько новых проектов, расширила рынок, увеличила оборот. О последних достижениях и планах Игорь Бушковский рассказал «Региону».

– Игорь Владимирович, какие три главных события произошли в компании за последние полтора года?

– Мы начали торговать зеленым кофе. Очень сильно продвинулись по экспорту. Сейчас в третий раз едем в Китай, где получаем последние документы для того, чтобы выходить на китайский рынок. Объемы пока небольшие: Китай все-таки чайная страна. Но китайская молодежь все больше отказывается от чая и переходит на кофе. У этой молодежи появятся дети, которые будут смотреть на родителей, и таким образом сформируется мода на кофе. То есть мы заходим туда очень вовремя. Лет 15–20, и в Китае начнется сильнейший тренд на кофе.

Кроме того, мы запустили капсульную линейку. Мы показывали свой капсульный кофе на международной выставке «Индустрия гостеприимства» и получили очень хорошие отзывы. Сейчас ждем новую линию из Китая. Кроме того, мы подписали договор с «Лентой», и наш капсульный кофе появится на ее прилавках.

Третий момент еще не реализован, но идет огромная работа в этом направлении. Мы планируем построить в Африке мини-цех по переработке зерна, которое мы будем скупать у местных фермеров.

– Это будет дешевле?

– Это будет вершина «пищевой бизнес-цепочки». Нам останется только самим выращивать кофе. Но смысла в этом нет, пусть этим занимаются профессиональные фермеры, а мы будем у них покупать. То есть вся добавленная стоимость будет собрана уже в компании.

– Где именно вы сосредоточитесь?

– В Уганде. Рядом – Руанда и Танзания. Прежде чем воплотить эту идею в жизнь, придется понабивать немало шишек, но мы уже взяли сотрудника, который много ездил по Африке и знает и местный менталитет, и нюансы работы в данных странах.

– Какие еще планы из недалекого будущего?

– Мы решили для себя, что, достигнув оборота в 3,5 миллиарда рублей, откроем в России сеть кофеен «MakBush». Узнаваемость у нас уже довольно высокая, а значит, и спрос будет.

– Заметила много изменений в офисе: новое расположение кабинетов, появилась капинговая.

– Капинговая была и раньше, просто была она малюсенькой. В ней мы снимаем пробы с кофе, который жарим для партнеров – с каждой партии. Для этого у нас есть специальные сотрудники. Есть такое правило – «тысячи чашек». Если на своем производстве ты выпил уже тысячу чашек, то дефекты начинаешь чувствовать сразу.

– Сколько всего в компании сотрудников?

– 52 человека. Отдел маркетинга и рекламы у нас на аутсорсе. У нас работают менеджеры, обжарщики, фасовщики, сотрудники отдела качества, инженеры и другие специалисты.

– Два года назад вы начали сотрудничать с Сыктывкарским политехническим колледжем. Когда вы рассчитываете принять первых специалистов, которые прошли обучение на вашей базе?

– За такое короткое время обучение они еще не прошли. Но есть их выпускники, которые пришли к нам, например, пришел молодой сварщик. Кроме того, мы стараемся брать ребят после СВО, найти им работу, чтобы они адаптировались и социализировались в мирной жизни.

На производстве у нас появляется все больше техники, а значит, растет потребность в инженерах, которые не просто гайки крутят, а разбираются в радиоэлектронике. Вот их мы себе и готовим в кружке при политехе. Без этого кружка детишки, не ознакомившиеся с радиоэлектроникой, просто будут занимать чужое место. Поступили, потому что родители сказали, а им «не заходит». А тут у нас ребятня, которой это нравится, они увлечены и сознательно будут поступать в политех на любимую профессию. Знаю, что уже сейчас родители отправляют на кружок детей с прицелом на дальнейшую работу у нас – вот так далеко заглядывают. В этом году, кстати, мы в этот кружок добавили специальность по робототехнике.

– Откуда у Вас лично эта тяга к педагогике, к подготовке подростков к взрослой жизни и работе на производстве?

– Есть такое понятие – «десятина миру». Это было развито на Руси, это было развито и в Усть-Сысольске, когда купцы отдавали десятину на благотворительность. Вот и мы отдаем такую десятину, в том числе на обучение ребят в политехе.

– А как Вы относитесь к тенденции поиска выпускниками работы сразу с высокими зарплатами? Это оправданно?

– Как бизнесмен я считаю, что это неоправданно. Да, понятно желание хорошо зарабатывать и лучше сразу, но готов ли работодатель дать высокую зарплату неспециалисту – это большой вопрос. У меня молодые сотрудники делом доказывают, что они достойны хорошей зарплаты.

– Вы вице-президент Коми союза промышленников и предпринимателей. Насколько за последние полтора года прирос союз, кто в него вступает?

­– Союз для многих предпринимателей – единственный шанс встречаться с коллегами, с крупными игроками и обмениваться идеями, решать проблемы. На последнем заседании Клуба директоров при КСПП мы как раз подписали договор с руководством политехнического техникума о дальнейшем сотрудничестве. Это разновидность «английского клуба», клуба по интересам. В Союз входят очень успешные люди, и нам всегда интересно с ними беседовать, узнавать об их интересах, эмоциях, отношению к тем или иным процессам. Можно получить ответ, который тебе сэкономит не один миллион рублей.

– Не могу не упомянуть еще одну тенденцию: жители Коми продолжают покидать республику, перебираясь в более теплые или «хлебные», как им кажется, края. А вы с бизнесменами заседаете не в Москве, Краснодаре или Калиниграде, а в маленьком Сыктывкаре. Получается, развиваться можно где угодно?

– Как раз сегодня на семинаре от делового центра «Мой бизнес» мне задали такой же вопрос: есть ли экономическая целесообразность строить бизнес в Сыктывкаре? И все кивают при этом на логистику: мол, у нас же тупиковый город. Я им объясняю: стоимость доставки 20 тонн кофе из Питера до Москвы – 70 тысяч, а от Питера до Сыктывкара – 130. Разница всего в 60 тысяч. Но при этом у меня здесь аренда дешевле, поддержка государства на высочайшем уровне, уровень зарплат по отношению к ценам выше. Кроме того, в Москве наблюдается воровство сотрудников: только ты его вырастил, обучил – и его переманили. Представляете, увели бы у вас директора по производству. Как минимум на три месяца это потеря качества. Вырастишь нового – снова уведут. Логистика – это единственный минус. Все остальное – безоговорочные плюсы.

В Москве мы просто потеряемся. А тут нам помогают. Пример – сложный период, когда началась СВО. До этого мы получали зерно с отсроченными платежами. После февраля 2022 года нам помахали ручкой и сказали, что с Россией больше не работают. И я понял, что у меня открывается пятимесячная финансовая дыра. Тогда нам очень помог региональный Фонд развития промышленности. Благодаря поддержке республики мы и оборудование купили, и оборотные средства получили.

– Вы начинаете работать с Китаем. Почему такое внимание к экспорту?

– По той причине, что процентная ставка для экспортеров гораздо ниже: в прошлом году была всего лишь 2,5 процента. То есть ты приносишь контракт с Китаем на 2 миллиона долларов, и если у тебя есть поручительство гарантийного фонда, то ты их получишь за этот привлекательный процент. Государство делает все, чтобы экспортер чувствовал себя комфортно даже при высоких ставках. Даже если этот процент в районе 7–8, все равно это не двадцать с лишним, как для внутреннего рынка.

– Многие бизнесмены жалуются на налоговую политику. Вы в их числе?

– Налоговую службу часто ругают, мол, проверки устраивают. По мне так пусть они будут хоть каждый день. Единственные, кто ворчат на них, – это бухгалтеры. Частые проверки не дают нарасти проблемам как снежному кому. Если у тебя постоянные проверки, то это быстро выявляется. Это не карательный орган, хотя воспринимают его часто именно так. Когда я служил и к нам приходили комиссии, проверяющие всегда говорили: «Мы приехали вас не наказывать, мы приехали научить вас правильно работать». И налоговая именно так сейчас работает: учит, как правильно. Сегодня, когда внедрили электронный документооборот, расхождение даже в одну копейку сразу видно. То есть порядка в бухгалтерии от того, что делает команда Мишустина, точно стало больше.

– Тяжелые времена для бизнеса продолжаются?

– Да, сейчас времена очень тяжелые. Но они тяжелые у всех. Многие не понимают, что как раз сейчас нужно шевелиться, а не пережидать, когда они закончатся. Когда времена станут лучше, шевелиться станут все. Сейчас самое время, чтобы становиться большими.

– Каким образом?

– Рисковать, вкладываться в рекламу, следить за отзывами. Любая жалоба и замечание достойны внимания. Не надо отмахиваться: мол, вы ничего не понимаете. Каждый сигнал – звоночек. Иди и перепроверь. Именно поэтому на Ozon и Wildberries мы постоянно отслеживаем оценки. У нас был момент, когда аппарат стал надламывать зерна. Узнали мы об этом как раз из комментариев. Выяснили, что на последней стадии, уже перед фасовкой, зернышко ломалось. На качестве кофе это не сказывается, и зерен-то таких было немного, но они были. Мы исправились.

– Сколько компаний такого уровня, как «Кофе плюс», сегодня в России?

– Тут нужно смотреть в разных плоскостях. Есть компании, которые работают с барами, ресторанами, кафе, поставляют кофе-машины, а есть компании, которые работают конкретно на ритейл: поставляют кофе в крупные сетевые компании. С ритейлом мы только начинаем работать и, следовательно, где-то в хвосте. В то же время таких компаний немного, не более десятка. Если сравнивать с первыми, то мы вторые в России. Первые – Tasty Coffee.

– Как вы шли к этой позиции?

– Да так же, как и Tasty Coffee. Они из Ижевска, это тоже, как и Сыктывкар, небольшой город, и от Москвы они далеко. Выстраиваешь систему, добиваешься улучшений. Сейчас мы будем уходить в роботизацию, чтобы как можно меньше человеческих ошибок было. Для этого мне и нужны ребята из политеха, чтобы они этими роботами профессионально управляли.

– Что Вы посоветуете молодежи, желающей начать свое дело?

– Либо надо искать то, чего еще нет, либо, как Фёдор Овчинников с пиццей, придумать какую-то идею. Пицца была на каждом углу, а он придумал и внедрил айти-технологии по управлению – и бизнес пошел вверх. Так что – либо новинка, либо ноу-хау. Но перед тем как начать бизнес, я бы посоветовал сначала где-то поработать. Потому что без опыта, без понимания, как все устроено, будет сложно. Если ты хочешь открыть сеть кофеен, поезжай в Москву и устройся в сеть кофеен за самые скромные деньги, повкалывай. Если хочешь сетевой магазин, то же самое. И чем крупнее компания, тем лучше, потому что у крупного бизнеса четко выстроены бизнес-процессы – что за чем должно идти. Этого, кстати, у нас в «Кофе плюс» долгое время не было. А было так: шашку наголо – и побежали. Сейчас мы структурировали бизнес, ввели четкое планирование. Сейчас у нас другие деньги, большая ответственность, работает много молодых, у всех семьи, ипотека, кредиты, дети. Рисковать ими мы не имеем права.

А тем, у кого уже есть свой бизнес, я вслед за председателем совета директоров Корпорации AEON Романом Троценко посоветовал бы хоть раз съездить в Китай. Если ты ресторатор, съезди и посмотри оборудование, новые идеи фастфуда. Оттуда люди выходят уже со сложившимся бизнесом в голове, процессы уже идут. Нужно не бояться ездить. Я сам в прошлом году съездил впервые и понял, о чем Троценко говорил, я вдохновился прогрессивным Китаем.

– Я заметила, что Вы очень высоко цените своих конкурентов, для каждого находите хорошие слова. Так конкуренты ли это? Или все-таки коллеги?

– Они коллеги, если честно работают. Рынок настолько огромный, что места хватит всем. Не хватит в России, хватит в Китае, где пока не научились обжаривать кофе. Они все свои обжарочные цеха сконцентрировали в портовых городах, где бешеная влажность и частая смена температур. Добиться стабильного качества в таких условиях очень сложно.

– Вы стремительно развиваетесь. А рабочих рук вам хватает?

– На июньском заседании Клуба директоров мы собирались, чтобы как раз обсудить нехватку рабочих специальностей. Плохую службу в этом сыграли агрегаторы: разносчику пиццы, скажем, или продуктов из магазинов, платят зарплату в 150 тысяч. Ценность труда при этом теряется. Можно найти хорошего бухгалтера, юриста, а хорошего работящего человека со специальностью – сложно. Приводился пример, что на 2 тысячи заявлений у нас в службе занятости 13 тысяч вакансий. Представляете, какой дисбаланс? Затрагивали тему подготовки школьников и смены приоритетов. Сейчас Коми союз промышленников и предпринимателей включился в процесс решения этой проблемы. Считаю, что Союз должен возглавить движение по подготовке рабочих кадров и сделать так, чтобы они не утекали в Москву, а оставались на наших предприятиях.

Беседовала Полина РОМАНОВА