Экономия, экология, энергетика
Три эти задачи призваны решать новые метановые АЗС
Как уже сообщал «Регион» в предыдущем номере журнала, в Сыктывкаре открылась третья в столице Коми и седьмая по республике автомобильная газонаполнительная компрессорная станция и центр по установке и обслуживанию газобаллонного оборудования для автотранспорта. Подробнее о масштабном проекте и его перспективах в регионе рассказал генеральный директор компании «МетанЭкоТранс» Сергей Дегтярь.
В соответствии с политикой государства
И новая станция, и центр по установке и обслуживанию газобалонного оборудования построены по самым современным технологическим стандартам и в то же время полностью состоят из российских деталей, что соответствует государственной политике импортозамещения. Создатели уникального оборудования – наши соседи, кировский завод «Маяк», который создал совместный проект с южнокорейской компанией Hami Tech Co, Ltd. Благодаря этому в Сыктывкаре появилась первая в России компрессорная установка безмасляного типа. В этом ее уникальность: безмасленая работа поршневой системы. Чистый газ не засоряет двигатели, а безмасляный способ его сжатия позволяет рассчитывать на долгосрочность работы поршневой системы и удобство ее обслуживания. Кроме того, наличие масла в системе требует постоянного ухода, есть риски замерзания при низкой температуре, попадании влаги. Новая компрессорная станция дает абсолютно чистый продукт и не боится даже пятидесятиградусных морозов.
Безмасляный компрессор 10 лет назад разработал корейский инженер Ли Чон Ли. На родине его разработку встретили со скепсисом. Сам же инженер полагает, что это вершина его технических разработок и самая надежная, эффективная и современная версия компрессора. На заводе «Маяк», доработав концепцию Ли Чон Ли, создали на ее основе оборудование, которое оценили в Коми.
– Четыре месяца мы выбирали поставщика. Я ездил по России, знакомился с производственным опытом различных предприятий. Киров был четвертым вариантом, – рассказал генеральный директор ООО «МетанЭкоТранс» Сергей Дегтярь. – «Маяк» – завод, где выпускают оборонную продукцию. Видя перспективность газомоторной отрасли для гражданских нужд, «Маяк» выбрал эту сферу. Мне понравилось, что это оборонное предприятие, а значит, качество будет на высоте. Второй момент – он расположен недалеко от нас, и его специалисты могут приехать в любое время, третье отличие – компрессор расположен в блок-модуле, а не имеет контейнерный тип, как применяется повсеместно в России. Единственный, пожалуй, риск был в том, что этот тип компрессоров еще не эксплуатировался в России, но мы решили рискнуть.
Открытие метановой заправки позволило создать двадцать новых рабочих мест. Специалисты со стажем, которые пришли в «МетанЭкоТранс», прошли переобучение в компании «РариТэк Холдинг» в Набережных Челнах, с которой, кстати, у нас заключен договор франшизы на переоборудование автомобилей под газомоторное топливо.
Сухой и чистый
Компримированный природный газ – это газ, сжатый до двухсот двадцати атмосфер. По сути, тот же самый, что и на наших кухнях. Такая же труба, которая идет в наш дом, протянута и на заправку АГНКС – автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию. Сюда она поступает под давлением 6 килограммов и попадает на установки, которые сжимают газ до 220–250 атмосфер. Далее этот сжатый газ через раздаточные колонки поступает в автомобили, снабженные газомоторным оборудованием.
О преимуществах метанового топлива можно говорить долго. Специалистам они очевидны. Сергей Дегтярь объясняет: газ получается чище – и не только из-за отсутствия масла, но и потому, что концепция установки предусматривает, что система осушки газа установлена перед самим компрессором, в отличие от других компрессорных установок, где осушка находится за установкой. Только система осушки потребовала от компании вложений почти в 10 миллионов рублей. Шестичасовая осушка газа происходит с помощью специального абсорбента, лишающего его влаги. Любому автовладельцу известно, что если влага попадает в двигатель, появляется детонация, подобно тому, как на раскаленную сковороду с маслом попадают капельки воды. Не ровен час, может и крышку блока двигателя сорвать. Поэтому только осушенный газ попадает в компрессор, где сжимается и, полностью подготовленный, идет через газовую колонку в двигатель авто.
Важным является и то, что сама природа снабдила метановое топливо октановым числом, то есть способностью газа к сопротивлению детонированию. Если октановое число бензина – 92, 95, 98, а по факту – 90 и достигнуто оно за счет определенных присадок, то природное октановое число метана составляет 110, а по факту – все 120 единиц.
Разумные клиенты
На вопрос, кто является клиентами «МетанЭкоТранса», Сергей Дегтярь отвечает:
– Все разумные люди, которые умеют считать деньги и понимают, что переплачивать – это неправильно.
Чтобы стать клиентом компании, нужно установить специальное оборудование – газомоторный аппарат объемом от 60 до 220 литров, который сегодня производится в Российской Федерации, а до недавнего времени был импортным. Сегодня компания «МетанЭкоТранс» является единственной в Коми, кто может переоборудовать автомобили под потребление метана и оказывать услуги по заправке метаном автомобили.
На переоборудование автомобиля предусмотрена субсидия, выделяемая государством. Главное, чтобы он был не старше пятнадцати лет.
– Есть постановление РФ о выделении субсидирования на переоборудование автомобиля на газомоторное топливо, и размер субсидии зависит от веса автомобиля. Легковой автомобиль до 1,5 тонн получит 64 тысячи рублей, от 1,5 до 1,8 тонн – 80 тысяч рублей и весом свыше – 90 тысяч. Максимальная субсидия составляет 344 тысячи рублей – это на тяжелые грузовые автомобили. Субсидия покрывает две трети стоимости оборудования. Учитывая стоимость работ, субсидией покрывается половина стоимости всей услуги, – говорит Сергей Дегтярь.
При обращении клиента в компанию специалисты определяют тип и модель двигателя, установленный на транспортном средстве, оценивают его техническое состояние и дают заключение о возможности установки газобаллонного оборудования. Далее сотрудники Центра газобаллонного оборудования определяют тип баллона, его объем и модель оборудования, которое планируют установить. Клиенту озвучивается стоимость оборудования и услуг.
Вся деятельность по переоборудованию транспорта строго регламентирована государством. Клиенту необходимо получить предварительное заключение от технической лаборатории на установку конкретного газобаллонного оборудования. Для этого автомобиль фотографируют и снимки вместе со сканированными копиями документов отправляют в аккредитованную испытательную лабораторию в Казань. После получения предварительного заключения на установку оборудования сам клиент либо представители компании по его поручительству идут в ГИБДД, чтобы подать заявку на переоборудование на основе заключения казанской лаборатории. ГИБДД, в свою очередь, выдает свое предварительное разрешение. Имея на руках два этих разрешительных документа, клиент снова приезжает в компанию, где производится переоборудование автомобиля. После установки газобаллонного оборудования снова делается фотофиксация установленного оборудования, прикладываются сертификаты, паспорта на оборудование, после чего испытательная лаборатория выдает протокол проверки безопасности установленного оборудования техническим правилам и нормам. С этим заключением клиент едет в ГИБДД для получения нового свидетельства о регистрации транспортного средства, с отметкой об установленном газобаллонном оборудовании, предварительно пройдя техосмотр, даже если он делал его недавно: благодаря установленному оборудованию снизятся выбросы СО2 в окружающую среду, кроме того, незначительно изменится вес автомобиля. После получения свидетельства и отметок ГИБДД о переоборудовании в автодокументах автовладелец может заправляться метаном и ездить по дорогам России. Также с этого момента он платит ежегодный транспортный налог со скидкой в размере пятидесяти процентов.
Согласитесь, описание операций, предшествующих переходу на метан, похоже на квест, но по факту вся процедура занимает всего четыре-пять дней с момента обращения.
Кроме транспортного налога, клиент экономит и на стоимости топлива. Расход метанового топлива соответствует расходу на бензин: один куб метана равен одному литру бензина. При этом метан в 2,2 раза дешевле бензина и почти в три раза – дизельного топлива.
Время – деньги
В последние годы сеть автозаправочных станций на метане значительно расширилась: сегодня в России их около тысячи. «Поэтому автомобиль с таким оборудованием легко доедет от Ухты до Сочи», – говорит гендиректор «МетанЭкоТранса».
Пока новая заправочная станция, как практически все по России, работает не в полную мощность: открыты лишь четыре поста. Как только появятся очереди, будет открыта еще одна двупостовая колонка. Скорость заправки легкового автомобиля – полторы минуты, грузового – десять. И в этом тоже уникальность компрессорной станции – ее высокая производительность. Для сравнения, на обычной заправке грузовой автомобиль тратит от двадцати до сорока минут. А время экономит деньги, и предприниматели это понимают. Экономия после переоборудования одного тягача может составить до двух миллионов рублей в год в зависимости от суточного пробега автомобиля. И эта экономия средств только за счет разницы в стоимости топлива: дизеля и метана. Поэтому пока наш основной потребитель – предприниматели.
Однако и физические лица начинают перестраиваться. Примечательно, что из пяти звонков в день два-три обязательно поступает от женщин-автомобилисток. Автовладельцы более тяжелы на подъем, считает Сергей Дегтярь, однако тот факт, что вложенные в переоборудование средства окупятся максимум через полгода, а дальше начнется чистая экономия, многих заставляет задуматься.
Это только начало
Перспективы у метанового топлива огромные, считают в компании. И не только из-за экономии, но и благодаря «зеленой повестке». В России сегодня около тысячи подобных станций, для сравнения, в маленькой Италии – 1100. Более того, в некоторых странах существует запрет на производство автомобилей с бензиновым двигателем. А все потому, что метан сгорает полностью, выбросов от него нет. Если от бензинового двигателя в атмосферу попадает 0,4 % окиси углерода, то у метана – 0, 001%. Экологически чистый газ. Не случайно на государственном уровне говорится о том, что со временем весь городской транспорт должен перейти на метан. В этом вопросе пример показывают южные регионы страны, где на метановых двигателях ездит около 75 процентов всего транспорта.
– Подспорье государства дает нам перспективы развития. В будущем и уборочные машины городского хозяйства перейдут на метан. Электрокары и метан – наше будущее, – считает Сергей Дегтярь.
Заправка на Ухтинском шоссе, по его словам, – только начало. Разрабатывается участок по соседству с ним. На нем будет стоянка и в перспективе – гостиница с кафе.
– Когда мы строили заправку, обратили внимание, что вдоль дороги всегда, каждые вечер и ночь, стоят транзитные грузовые автомобили, нам даже приходилось мусор за ними убирать. А значит, место востребовано. Отдохнуть, перекусить – и в путь. На нашей заправке, кстати, единственной в республике, есть душевая комната, что тоже важно для уставшего водителя, которому надо взбодриться, чтобы продолжить маршрут, – говорит руководитель компании.
Есть все основания надеяться, что проект получит свое продолжение, и внедрение передовых современных технологий при строительстве АГНКС в регионе позволит не только выполнять программу по развитию энергетики, но и положительно отразится на экономике региона.
Полина РОМАНОВА
Фото Владимира Шешкунаса, ИА «Комиинформ»