Семейное дело

Настало время поставить его на законодательную основу

В декабре Торгово-промышленная палата Республики Коми провела первый в регионе бизнес-форум «Семейное дело». 80 предпринимательских семей из Усть-Куломского, Княжпогостского и Сыктывдинского районов, а также Сыктывкара встретились на одной площадке. Здесь они слушали выступления экспертов, знакомились и делились опытом. На форуме был поднят вопрос о закреплении в региональном законодательстве статуса семейного предприятия.

Весомый вклад

Семейный бизнес-форум провели под занавес Года семьи. И это не случайно. Он стал частью специального проекта «Семейные компании России» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Этот всероссийский проект призван поддержать системное развитие семейного предпринимательства и содействовать его государственной поддержке.

Проект осуществляется в рамках поручения Президента Российской Федерации Владимира Путина.

Семейное предпринимательство вносит весомый вклад в развитие экономики регионов и страны в целом. По данным ТПП РФ, сегодня в России семейные предприятия производят 99 процентов всей фермерской продукции и 50 процентов продукции пекарен. В гостиничном бизнесе таких предприятий 80 процентов, в общепите – 60 процентов. Кроме того, семейные компании выпускают 75 процентов всей российской косметики и 90 процентов антивирусного программного обеспечения.

Порядка 74 процентов малого и среднего бизнеса – это семейные предприятия, в которых работают супруги и родственники. Более половины таких компаний имеют оборот до 500 миллионов рублей. При этом 55 процентов из них – это семейные предприятия в первом поколении, 37 процентов – во втором, 8 процентов – в третьем.

Значимость семейных предприятий для страны подчеркнула вице-президент ТПП России  Елена Дыбова в онлайн-обращении к участникам форума.

– Семейный бизнес – это совсем другой подход к решению демографической проблемы, – отметила она. – Есть прямая увязка, когда есть деньги на содержание семьи, на ее развитие, на образование детям, и семья более уверенно идет на то, чтобы детей было больше. Семейный бизнес – это решение региональной экономики. В ноябре Президент РФ утвердил новые показатели для оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти, и конечно губернаторов. Одиннадцать показателей решаются с помощью семейного бизнеса. Потому что это развитие и инвестиции в собственный регион, это люди, которые наращивают выручку, развивают компанию, это преемственность, это вообще другие подходы к уровню жизни в регионах.

По словам председателя Совета ТПП Коми Галины Лапшиной, преимущество семейного бизнеса – это люди, работающие с основания компании. Они знают все аспекты деятельности, перенимают опыт из поколения в поколение и стремятся сохранить, укрепить этот бизнес.

В Коми семейные компании работают в разных отраслях экономики. Их продукция и услуги были представлены на специальной мини-выставке форума. Участниками выставки стали компании «Мебельные фантазии», «Домашний текстиль», «Выльгортская сапоговаляльная фабрика», «Азбука Востока», «Сваи 11», сеть цветочных салонов «Мича», «Яркие праздники», ГК «Медиаснаб», KATINATA, «Дивный колибри», индивидуальный предприниматель Татьяна Морозова.

От цветов до сладостей

В Коми семейные компании составляют существенную долю в сегменте малого бизнеса. На форуме мы познакомились с двумя из них. Татьяна Морозова – глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Чукачой» из одноименной деревни Сыктывдинского района. В семейном подряде Морозовых заняты супруги и четверо детей. Более 20 лет семья занимается выращиванием цветов и рассады. Сначала для этого использовали обычную дачную теплицу, а затем обзавелись большим питомником в местечке Емваль. Сегодня здесь растят петунию, гортензию, жимолость, смородину, малину и многое другое. Продукцию реализуют в собственных цветочных магазинах в Эжве и в Ухте.

Семейное хозяйство Татьяны Морозовой занимается выращиванием цветов, производством молочной продукции.

– Цветочный бизнес – дело сезонное. Пару лет назад задумалась о козоводстве. Когда-то помогала маме держать баранчиков. Вот и подумала: почему бы мне не попробовать самой? – рассказывает Татьяна.

В 2023 году она купила сразу 30 коз англо-нубиек. Животных привезли из Нижегородской области и заселили на ферму, которую построил муж Татьяны.

Сейчас в хозяйстве Морозовых 40 животных. В сутки надаивают до 50 литров молока. Налажен сбыт продукции: молоко Морозовы развозят по городу постоянным покупателям.

Еще у семейства есть цех по сыроварению, в планах – увеличить его производительность. А еще Татьяна планирует расширить ферму, выращивать и продавать молочных козочек.

– Моя главная опора – муж. Все наши хозяйственные постройки сделаны его руками. Когда мне необходимо вплотную заниматься другими делами, он берет на себя полный уход за козами, – рассказывает Морозова. – Помогают и обе дочери с зятьями, сыновья. Младший сын занимается продажей срезанных цветов. Младшая дочь помогает на ферме, старшая заведует садовым центром. Это наше по-настоящему общее, семейное дело.

О своем семейном бизнесе рассказала и Наталья Ларукова из Корткеросского района – основатель мастерской подарков ручной работы из бельгийского шоколада. В названии мастерской – KATINATA – зашифрованы имена Натальи и ее родной сестры Екатерины.

Уроженка села Небдино с малых лет знает, что такое семейное дело. Более двадцати лет ее родители вели собственный бизнес. Продавали молочную и хлебобулочную продукцию собственного производства.

– Все сбывали в Сыктывкаре. Нас сестрой всегда задействовали в выездной торговле, – рассказала Наталья. – Родители – это пример трудолюбия и сплоченности. Поэтому и семья для меня – символ крепких связей. Развивать свое дело семьей гораздо легче: здесь важно чувство локтя, ведь свои не подведут. На таком предприятии все как в футбольной команде. Точно знаешь, кого и на какую позицию нужно поставить, чтобы все работало, как единый механизм.

В мастерской подарков ручной работы KATINATA задействована вся семья основательницы бизнеса Натальи Ларуковой.

В 2020 году Наталья создала первый шоколадный букет. Поначалу сладкие цветы продавала через соцсети, платформу «Авито» и маркетплейс «Озон». И только год назад «KATINATA» начала продавать сладкие наборы в торговых центрах «Парма», «Макси» и на площадке ТПП.

Сегодня в родственном подряде задействована вся семья. Родная сестра является соуправленцем, мама занимается заливкой шоколада и продает продукцию, папа обеспечивает развозку сладостей клиентам и на точки сбыта.

Необходимый статус

Проблем в семейном бизнесе не меньше, чем в любом другом. Это и недоступность кредитов, и трудный доступ к крупным торговым сетям, государственным заказам на работы и поставки, налогообложение, взаимоотношение с контролирующими органами. Однако законодательство не учитывает многих важных потребностей именно семейных предприятий.

По словам одного из спикеров бизнес-форума, адвоката Романа Сорокина, сегодня, например, остро стоит вопрос о процедуре наследования в семейных компаниях. Согласно опросам ТПП РФ, 65 процентов бизнесменов предпочли бы сохранить семейную преемственность. Но пока так не получается: при отсутствии завещания нотариус назначает временного управляющего, который может действовать по своему усмотрению, а не в интересах наследников.

Семейный бизнес подразумевает тесное взаимодействие и полное доверие между партнерами, которые являются родственниками. Когда компания расширяется, осваивает новые направления деятельности и прирастает подразделениями и фирмами, вполне естественно, что управлять ими будут родственники. Но зачастую такие компании могут быть обвинены в аффилированности, хотя фактически это – развитие и диверсификация бизнеса.

Федерального закона о семейных предприятиях в России пока нет. Вместе с тем статус «семейное предприятие» в настоящее время законодательно закрепили 12 регионов. Коми в их число не входит. В связи с этим президент республиканской ТПП Юрий Колмаков отметил, что одна из задач бизнес-форума «Семейное дело» – содействовать принятию у нас соответствующего законопроекта. Однако для этого необходимо провести соответствующую работу.

– Мы до сих пор даже не знаем, сколько семейных бизнесов действуют на территории республики, – говорит Юрий Колмаков. – Необходимо создать реестр семейных компаний в каждом муниципалитете. Но в одиночку ТПП не сможет этого сделать. Важно, чтобы работа шла в содружестве с администрациями муниципалитетов. Как показывает практика, именно региональные модельные решения далее ложатся в основу верных федеральных решений. На 2025 год мы запланировали подготовку законопроекта в Государственный совет Коми.

Кроме этого, на базе региональной ТПП планируют создать Центр семейного бизнеса, где можно будет получать бесплатное юридическое, правовое и финансовое консультирование, организовывать встречи предпринимателей со специалистами надзорных служб.

Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото ТПП РК

2 октября 2018 года на форуме семейных предпринимателей «Успешная семья – успешная Россия» ТПП РФ представила проект «Развитие семейного бизнеса». В презентации указывалось, что в рамках инициативы предполагается обеспечить участников семейного бизнеса социальными гарантиями, снизить финнагрузку семей по выплате обязательных платежей, направить адресную поддержку и т. д.

В 2019 году глава ТПП РФ Сергей Катырин поделился подробностями разработки налогового режима «семейный патент», который бы избавил предпринимателей от бумажной волокиты, уплаты дополнительных налогов и взносов.

В июле 2019 года необходимость закрепить в законодательстве семейный бизнес подчеркнул Владимир Путин. В декабре предложение ТПП РФ по семейным патентам получило положительное заключение Министерства труда и социальной защиты РФ. На тот момент документ согласовывали с Минфином. В 2021 году уже Минэкономразвития сообщило о приостановке разработки закона.

В феврале 2023 года комитет Совета Федерации по экономической политике направил в Минфин письмо с предложением закрепить семейное предпринимательство в законе. В конце февраля 2024 года в Госдуме рассказали о разработке федерального закона о семейном бизнесе. Документ готовит комитет по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства. Парламентарии советуются с профильными ведомствами и бизнесом. Теперь речь идет о наделении семейного предпринимательства особым статусом и льготами, о патенте не упоминается.

На региональном уровне понятие «семейное предпринимательство» появилось с принятием соответствующего закона в 2022 году в Нижегородской области. Затем его закрепили в Рязанской, Владимирской, Тамбовской, Кировской областях, Республике Башкортостан, в Камчатском крае и Якутии. Работа продолжилась в Ставропольском крае, Кемеровской, Тульской и Курской областях, Республике Татарстан, Пермском крае и Свердловской области.

(По информации газеты «КомерсантЪ»)