Человек. Ландшафт. Миф

Впервые за 27 лет в Национальной галерее Республики Коми сменилась постоянная экспозиция

В год столетия республики Национальная галерея кардинально обновила постоянную экспозицию. Она не менялась с 1994 года. А со времени основания Художественного музея в Коми в 1943 году это всего третья постоянная экспозиция регионального изобразительного искусства. Руководителем проекта новой постоянной экспозиции регионального изобразительного искусства середины XX – начала XXI века «КОМИ: Человек. Ландшафт. Миф» выступила главный научный сотрудник галереи Наталия Плаксина. В отличие от двух предыдущих экспозиций, представлявших имена и этапы развития художественного процесса в Коми, в центре внимания новой – образ самого Коми края, его природных, городских и сельских ландшафтов, его жителей, исторического и легендарного прошлого края.

Третья постоянная

В четырех залах и пространстве между ними представлены около 250 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства середины XX – начала XXI века. Их авторами стали свыше 50 художников, скульпторов и графиков. Среди них ставшие уже классиками изобразительного искусства региона Станислав Торлопов, Вениамин Смирнов, Рэм и Елена Ермолины, Вячеслав и Александра Куликовы, Владислав Мамченко, Владимир Рохин, Виктор Залитко, Аркадий Мошев и многие другие. Каждый зал посвящен отдельной теме взаимоотношений человека и Севера: образу Севера до появления человека, героике освоения края, сюжетам и образам легенд и преданий народа коми, традиционному миру северной деревни, возрождению духовности. Многие произведения зрители видят впервые. Впрочем, их вполне можно назвать и слушателями: визуальный ряд дополнен видео- и аудиоконтентом, усиливающим эмоциональное воздействие художественного образа через звуки, анимацию, кадры документальной кинохроники, артефакты. Так, на выставке «ожила» картина Василия Игнатова, и Яг-Морт надвигается на зрителя, ставя под сомнение верховодство современного человека. Кураторы оживили также знаменитое полотно Станислава Торлопова «Поэма о Северном море».

Открывает экспозицию раздел искусства 1940–50-х годов, когда Коми была одним из островов «архипелага ГУЛАГ». Он служит своеобразным мостом между двумя тематическими блоками – «Образ Севера» и «Освоение», которые посвящены суровой и величественной природе и героике освоения ее богатств.

Экспозиция разворачивается от идеи противостояния человека и природы, её покорения к идее изначальной гармонии, единства человека и мироздания. Она отражена в тематических блоках «Миф» и «Традиция». Первый представляет образы языческих верований народа коми, второй посвящен миру северной деревни, тема которой становится одной из ведущих в советском искусстве с конца 1950-х годов, тогда же пробуждается интерес к Русскому Северу как особому географическому и духовному пространству, заповеднику традиционной культуры. Для одних художников тема северной деревни стала лишь этапом творческой биографии, для других, например творческой четы Куликовых, определила основное содержание всего творческого пути. Мир деревни в произведениях старшего поколения художников Коми устойчив, созидателен и гармоничен, а герои воплощают лучшие черты национального характера. Александра Куликова достигает большой эмоциональной силы в своих полотнах, посвященных деревенской женской вдовьей доле. В 1980-е годы в трактовке «деревенской темы» начинает звучать внутренний трагизм, рефлексия, чувство вины. Появляются произведения, посвященные умирающей деревне и забвению памяти. С предметным миром живописных полотен перекликаются подлинные артефакты, заполняющие зал: прялки, домотканые дорожки, вязание, усть-цилемский горочный костюм.
«Миф» и «Традиция» соединяются разделом «Вера», повествующим о легендарных событиях христианизации Коми края и крестителе зырян Стефане Пермском.

ГУЛАГ и Север

Чтобы освоить богатейшие ресурсы Севера, советская власть прибегла к экстремальным мерам: нефть, уголь, лес добывался руками заключенных. Ухта, Воркута, Инта, Печора образовались в 1930–50-е годы на месте лагерных пунктов. Тысячи литераторов, ученых, философов, инженеров, военных оказались на негостеприимном севере в качестве грубой рабочей силы, «винтиков» советского общества. Среди них – десятки художников. Живописные произведения репрессированных художников Константина Пантелеева-Киреева, Александра Кузнецова, Льва Рыминского, Василия Прокошева, Анатолия Комарова, Якова Вундера дают возможность увидеть Север глазами тех, кто попал в Коми край не по своей воле.

В полотнах живописцев следующего, «вольного» поколения Север предстает загадочным и прекрасным. Богатейшие запасы минеральных ресурсов, романтика сделали Север в целом и Арктику в особенности интереснейшими объектами, и художники синтезировали свои впечатления в цельные изобразительные произведения. Станислав Торлопов, Вениамин Смирнов, Сергей Асташев, Анатолий Бухаров, Евгений Борисевич, Виталий Трофимов отражали «индустриальный подвиг» и романтику разведки недр в своих картинах, запечатлевая берег с пустынными бухтами острова Вайгач, сухие каменистые скалы Югорского полуострова, омываемые водами Карского моря. В их полотнах – не внешний мир видимого ландшафта, стихии, а художественный облик внутреннего мира покорителя Севера.

– Эмоционально-импульсивные пейзажные работы – это больше чем живописное произведение, это «художественный текст», «изобразительная поэзия», музыка Севера, – говорит искусствовед Ольга Орлова, формировавшая содержание этого раздела экспозиции. – Живописные образы бесконечности неба, моря, гор уводят зрителя от реального, несозданного.

Они воплощенное молчание, тишина. Целая серия работ с мотивами моря, гор, тундры составила единое гармоничное художественное целое. Удивительным образом произведения объединяют пейзаж и человека в одном контрапункте времени и пространства.

Стихия, шахты и иконы

Представления человечества о себе и окружающей действительности уходят корнями в далекое прошлое, когда духовная составляющая мира северян была представлена языческими верованиями в силы стихий, живой и неживой природы, древними космогоническими мифами. Мифологические воззрения не канули в Лету, они остаются глубинной, скрытой частью сознания современного человека, позволяя существовать мифу в настоящее время.

– Языческие верования коми-зырян во многом сходны с представлениями других народов финно-угорской языковой семьи. Мифологическое повествование в виде эпических сказаний и легенд донесло до нас свидетельства о существовании Зарни Ань, главного идола коми язычников, рассказы о подвигах героев-богатырей Перы, Йиркапа, Тугана, Кöрт-Айки, Шыпичи, представления о нечеловеческих сущностях, населяющих мир, – Войпеле, Вöрсе, Яг-Морте, Ёме, многочисленных пежгагах, – говорит куратор раздела, заместитель директора Национальной галереи Людмила Кочерган.

Концепция «мифологического» зала двухступенчата по своей структуре: отобранные произведения направлены не только на знакомство посетителей с основными мифологическими представлениями народа коми, но и подчеркивают их авторскую интерпретацию, создавая впечатление об особенностях творчества художников. Канву экспозиции создают живописные и графические работы Василия Игнатова, Аркадия Мошева, Павла Микушева, Юрия Лисовского, для которых эта тема является ведущей в творчестве. Своеобразными открытиями стало проникновение «в глубь веков» для живописцев Николая Жилина, Александры Куликовой, скульптора Владимира Рохина, мастеров декоративно-прикладного искусства Светланы Тот и Майи Волковой, чьи произведения органично вплетаются в основную канву зрительного ряда.

Содержание четвертого зала новой экспозиции противоположно предыдущему. В нем человек не просто перестал бояться стихию, но решил покорить ее. На полотнах отражено масштабное освоение Коми края, пик которого пришелся на шестидесятые – восьмидесятые годы ХХ века. В царство вечного безмолвия и безлюдья врываются геологи, проходчики, дорожники, вгрызаются машины, с нуля возводятся города, прокладываются дороги.

На севере республики вырастают угольные шахты Воркуты и Инты, нефтяные и газовые буровые Ухты, Усинска, Вуктыла, строятся перерабатывающие заводы. На юге главным природным ресурсом является лес. Сыктывкарский лесопромышленный комплекс – один из самых крупных в стране. Его возведение стало всесоюзной ударной комсомольской стройкой, так же, как и строительство Усинска, Вуктыла, Печорской ГРЭС, магистрального газопровода «Сияние Севера». Главными персонажами в искусстве того периода становятся шахтеры, буровики, сплавщики, строители, монтажники – люди тяжелого, многодневного труда на грани человеческих возможностей. При этом человек с энтузиазмом осваивал новые территории, романтизируя борьбу с природой.

В XX веке человек поставил себя над природой. В XXI он вновь обращается к истокам – вере и познанию мира через духовность. Центральным образом фрагмента выставки «Вера» стала фигура крестителя Коми земли Стефана Пермского. Впервые к его образу обратились художники Василий Игнатов и Николай Жилин. Первый – в композиции «Страсти» (1981) из серии «Далекая коми старина», второй – в масштабном живописном полотне «Явление Стефана Пермского коми народу» (1983). В основе обоих произведений лежит драматический момент встречи старого, традиционного, темного и архаичного, олицетворяемого языческими жрецами, и нового, прогрессивного, несущего свет знания, олицетворяемого Стефаном Пермским.

В 1990-е годы с возрождением интереса к истории религии и церкви, восстановлением церковной жизни в России, эта тема вновь становится предметом художественного исследования. Непосредственным поводом к созданию новых произведений послужило празднование в 1996 году 600-летия со дня успения святителя Стефана Пермского. Образ легендарного миссионера нашел воплощение в иконописи Георгия Тонкова, живописи Анатолия Копотина и Вячеслава Кислова, скульптуре Владислава Мамченко, Владимира Рохина, Игоря Пылаева. Развернутый цикл сюжетов, посвященных Стефану Пермскому, создал художник-график Аркадий Мошев в своей последней крупной работе «Мифология народа коми», состоящей из 43 листов в технике карандашного рисунка.

«Экспозиционная пьеса»

Сегодня в Национальной галерее работает более пятидесяти сотрудников. Это руководство, бухгалтерия, творческие и научные работники, реставраторы, техническая служба: представители десятков специальностей, без которых жители и гости столицы республики не смогли бы наслаждаться искусством. Кураторы не в состоянии поднять холст в тяжелой раме, без электриков картина останется в тени, без архивариусов нужную работу не смогут описать и встроить в общую концепцию, а без реставраторов раритет нельзя будет представить в достойном виде.

Именно поэтому создатели выставки вышли из тени и посетители увидели «закулисье» экспозиции – огромную команду, которая делает изобразительное искусство поистине народным достоянием.

В галерее отмечают, что это был коллективный труд единомышленников: директора Ирины Черновой, кураторов Ольги Орловой, Людмилы Кочерган, Наталии Плаксиной, Надежды Беляевой, Татьяны Дубининой, династии реставраторов Ираиды и Ольги Огневых, в короткие сроки восстановивших работы к экспозиционному показу, хранителей, отобравших и подготовивших коллекции, художников-оформителей, «одевших» произведения в подобающее обрамление, столяра, который придумал конструктивные решения по экспонированию скульптурных произведений, электриков, инженерно-хозяйственную часть, оперативно находивших решения по замене и поиску оборудования. Впервые над экспозицией работал весь коллектив – от хозяйственных служб до научного состава. Над ней трудились художники-дизайнеры Анелия Лянцевич и Евгения Бастрова, чей взгляд наиболее соответствовал замыслу авторского коллектива.

– Это была сложная «экспозиционная пьеса» с новой, многослойной образностью, написанная по современному сценарию и мастерски поставленная, – говорит Ольга Орлова, отмечая синтетичность новой экспозиции. – Современные технические средства, обновленный свет, цвет стен, объекты, видео, аудио помогают посетителю получить эмоциональное переживание и унести с экспозиции образ «своего» Севера.

Материал подготовлен совместно с кураторами выставки «КОМИ: Человек. Ландшафт. Миф»

Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ  и Национальной галереи РК