Сани из Вертепа

Секретами их изготовления делится мастер Владимир Рочев

Дровни, волокуши, розвальни, кошевы… Всему этому название одно – сани. И если в городах в ходу санки для транспортировки малышни
в детский сад и для развлечения людей постарше, то в селах сани
по-прежнему насущное средство передвижения и перевозки грузов. И не только зимой. Традиционно по бездорожью и в болотистой местности коми использовали сани вместо телеги.

Прогресс сделал свое дело – вселил в современников лень да надежду на современные технологии. Теперь печников, лодочников да столяров – по пальцам перечесть. Саночники не исключение. Один из таких редких мастеров живет в деревне Вертеп Ижемского района. Владимир Парфенович Рочев в Вертепе родился и вырос. Всю жизнь работал механиком и трактористом.
– Потом нас сократили. А жить-то надо. Стал жить изготовлением саней – потому что нравится, – рассказывает Владимир Парфенович.
До сих пор по деревне разъезжают первые сделанные им сани. Уже больше десяти лет как переключился с железа на дерево, однако честно признается, что до сих пор не очень хорошо в нем разбирается. Скромничает.
– Сырье для моих саней – осина, дерево легкое. Ну, еще черемуха – лём пу, гибкое, прочное дерево. Еще осина, береза. Когда заготавливаешь лес на дрова, сразу выбираешь хлысты, длинные и прямые. Это удобно и экономно, – говорит мастер.

Работает он много – и впрок, и в удовольствие. А вот на заказ работать не любит: «Спешишь, переживаешь: вдруг не угодишь. А я люблю делать по настроению, чтобы потом люди приходили и выбирали».
На каждые сани у мастера уходит примерно неделя. При этом дерево нужно заготовить заранее, чтобы оно успело просохнуть. За зиму из-под рук Владимира Парфеновича выходят примерно десять саней. Больше всего еще недавно были востребованы сани для снегоходов, но за десять лет мастер обеспечил ими всех, кому надо было, и теперь предложение превышает спрос. Минувшей зимой удалось продать лишь трое саней. Так что ныне сани мастера не кормят, больше радуют, не дают забыть дедовское ремесло.
– Лошадей стало меньше, да и люди стали экономить, пытаются делать сами, – говорит мастер. – Мужики-то в деревне рукастые. Деревенский мужик – он на все руки мастер. Идеально не сделает, но как-то слепит…

Рукастых в Вертепе, как и во всем Ижемском районе, действительно немало, но что касается мастеров уровня Владимира Парфеновича, только в Вертепе их минимум трое.
Творит умелец в своей мастерской и на чердаке, где хранятся и готовые сани, и заготовки для них. Тут же старинные лари, гигантские бочки, мебель ручной работы, хомут, который он хранит как память: когда-то и у Владимира Парфеновича была лошадь. Теперь ее заменяет «Буран».

 


«Сани у зырян грубы и неуклюжи, а телеги есть далеко не у всех. На Ижме и на Печоре найдется немало деревень, в которых нет ни одной телеги – там ездят лишь на лодках и на санях», – читаем в издании «Внеземледельческие промыслы Вологодской губернии» 1903 года. Разномастные сани работы Владимира Парфеновича и правда не отличаются изяществом. Их красота – в прочности и функциональности. Сделаны они не для красоты, а для работы. То ли дело детские. «Они у меня поменьше, покультурнее», – улыбается мастер.

Кроме детских, из-под его рук выходят сани для мотособаки, для снегохода, подсанки разных размеров, очень удобные в хозяйстве. Есть у него и особые, «домашние» сани, сделанные для любимой жены, – с удобной складной спинкой, с ящиком на замке. В них супруга мастера ездит в магазин.
Обычно заказчики – свои же земляки, но недавно заказ поступил из Сыктывкара. На вопрос, сколько стоят его работы, Владимир Парфенович отвечает:
– Кому как. Если денег у человека мало, я же вижу это. Если деньги есть – можно и подороже. Подсанки – тысяча-полторы. Для «Бурана» – пять-шесть тысяч.
Технология изготовления саней не менялась веками. Разве что крепления стали металлическими. Раньше их делали из черемухи, поэтому крепления быстро ломались.
Шаблон для саней – бало – у Владимира Парфеновича старинный. Это, пожалуй, единственное, что он забрал из совхоза, когда тот развалился. С помощью бало загибают полозья саней. Бало сделано из елового комля: ствола и части корня. По тому же принципу делаются нос лодки и прялка. По размеру бало, как и будущие сани, разные: большие, маленькие, средние.
Дерево для саней необходимо заготовить, распилить, запарить – чтобы стало податливым. Гнуть запаренным, пока оно мягкое, потом закрепить в бале, высушить – и собирать как конструктор.

Размер саней зависит от их предназначения, поэтому в хозяйстве ижемца, как правило, несколько саней: для пиленых дров, для колотых, для хлыстов или бревен.
К полозу – по-коми «сю» – крепится под – планки, удерживающие г\л\вник – параллельную полозьям основу, где будут перевозить грузы и людей. Между планками укрепляется яз – горизонтальная деталь, как правило из черемухи, придающая конструкции прочность и устойчивость. Еще одна деталь саней – джек: сюда укладывают бревна, чтобы при движении они не раскатывались. Собираем все вместе – получаем крепкую универсальную основу. Она может быть разной длины и ширины, в зависимости от предназначения. Детские санки, сделанные по этому же принципу, снабжаются спинкой, женские – ящиком для покупок.
Символ ушедшей эпохи для горожан, в сельской местности сани еще долго будут считаться вещью первой необходимости.

Полина РОМАНОВА

Фото автора