Летное время – девять десятилетий

Благодаря скромному музею в аэропорту Сыктывкара мы можем проследить историю гражданской авиации в Коми

9 февраля гражданская авиация России отметила свое 95-летие. Через год девяностолетний юбилей отметит и гражданская авиация Республики Коми. Но в нынешнем феврале есть еще одна, менее масштабная, но очень любопытная дата. 4 февраля исполнилось 35 лет Музею гражданской авиации Коми. Уже два десятка лет этот скромный музей располагается на втором этаже административного здания Сыктывкарского аэропорта. Здесь в нескольких небольших комнатах собрано множество уникальных фотографий и других экспонатов, по которым можно проследить основные вехи развития авиации в Коми. Особенно, если к ним добавится рассказ директора музея, ветерана авиации Валентина Михайловича Шульгина.

«Мы должны быть оптимистами, – убежден директор музея Валентин Михайлович Шульгин. – В последние годы все больше молодежи приходит в авиацию. Значит, у нее есть будущее».

Первый коми летчик

В то время, когда большинство жителей Коми края еще в глаза не видели ни одного самолета, уроженец Усть-Ухты Петр Истомин на Восточном фронте гражданской войны вылетал на гидроплане в тыл к белым. Крестьянский сын, он окончил церковно-приходскую школу, работал на Ухтинских нефтепромыслах, пока в 1913 году его не призвали в армию и отправили в Кронштадтскую школу машинистов. К началу первой мировой войны он уже служил на эскадренном миноносце «Сильный», а затем был назначен командиром башенного орудия на крейсер «Витязь».

Прилет первого агитационного гидросамолета в Коми автономную область. Усть-Сысольск, 14 августа 1925 г.

Аэростанция в Сыктывкаре. 1929 год. Первым начальником аэростанции был назначен Царюк Н.Т.

Прибытие первого рейсового самолета из Архангельска в Сыктывкар. 5 февраля 1930 года.

Но в 1916 году Истомина опять направили в Кронштадт. На этот раз – в Военную школу бортмехаников воздушных аппаратов. В июле 1917 года он вступил в партию большевиков, а через год поступил в Ропшинскую школу высшего пилотажа. Поскольку на фронте сложилась напряженная обстановка, курсантов этой школы выпустили досрочно. Петра Анисимовича направили на борьбу с Колчаком. Помимо разведки, летчики разбрасывали листовки, подавляли бомбами и пулеметами огневые точки противника.

19 мая 1919 года Истомин не вернулся из полета. По рассказу его механика Онуфриева, самолет попал под огонь белой флотилии и вынужден был сесть на ближайшее озеро. Добраться до берега экипажу не удалось, их подобрал белогвардейский катер. Через 12 дней Истомина расстреляли, а Онуфриева вскоре освободили наступавшие части Красной армии.

В музее Коми гражданской авиации выставлен бюст Петра Истомина, память о летчике хранят жители Усть-Ухты.

Авиационная «смычка города с деревней»

Вот уже несколько поколений сыктывкарцев видят, как приземляются самолеты в аэропорту, расположенному в конце улицы Советской. Между тем, первый самолет жители Усть-Сысольска (будущего Сыктывкара) имели счастье лицезреть …на реке Сысоле. Это произошло 14 августа 1925 года, когда гидроплан «Юнкерс W34» Центрального совета Авиахима приводнился в районе будущего городского парка у переправы. Это был агитационный полет, и гидроплан носил гордое имя «Смычка города с деревней». Он облетал Север и показывал людям, что такое авиация, поэтому к нему водили экскурсии. Кроме того, гидроплан совершил несколько показательных полетов над Усть-Сысольском, и одним из первых пассажиров стал известный поэт и драматург Виктор Савин. Позже он написал в газете «Югыд туй» («Светлый путь»), что первая над Коми областью борозда проложена, и теперь надо расширять воздушную пашню, не давая ей зарасти.

По-2 «Лимузин» в Сыктывкаре. 1940-1950-е годы.

В советские времена небольшие аэродромы были в крупных селах и поселках республики.

Но следующего полета пришлось ждать пять лет. Первый пассажирский рейс Архангельск – Котлас – Сыктывкар открылся в 1930 году. Шестиместный самолет «Дорнье Комета» общества «Добролет» сел на лед Сысолы в районе местечка Париж. Весь полет длился 8 часов, билет стоил 170 рублей. Для сравнения: зарплата учителя в то время составляла 32 рубля. Одним из пассажиров был председатель Коми облисполкома Иван Коюшев. Он вспоминал, что перелет дался ему тяжело, кабина не отапливалась, и после рейса они с пилотом хорошенько отметили это дело и тем самым согрелись.

А до 1930-х гг. вся авиация в Коми была лагерной. Первый аэродром в области появился вовсе не в ее столице, а в деревне Карпушевка Усть-Цилемского района и служил перевалочной базой «Ухтпечлага». Авиамаршрут Архангельск – Усть-Цильма – Усть-Уса – Воркута выполнялся на одномоторном биплане Р-5. Почти все пилоты были зэками. Летали они по земным ориентирам – рекам и железным дорогам.

Про столичный аэропорт местные власти стали подумывать в 1929 году. Директор музея Валентин Михайлович Шульгин рассказывает, что в феврале 1930 года нечто вроде аэродрома соорудили в местечке Тентюково на берегу у слияния рек Сысола и Вычегда. Зимой самолеты садились прямо на речной лед.

Но спустя четыре года выбрали другое место – пашню колхоза имени Кирова возле местечка Кируль. Поле как следует утрамбовали, и с тех пор аэропорт своего места не менял. Но регулярные рейсы по маршруту Сыктывкар – Котлас – Архангельск появились только в 1936 году, когда было создано самостоятельное Сыктывкарское авиазвено 33-го отдельного Архангельского авиаотряда. Спустя два года открылась еще одна авиалиния Сыктывкар – Объячево – Киров. Полеты осуществлялись на самолете По-2, прозванном «кукурузником». К началу войны пилоты Сыктывкарского летного подразделения проложили местные воздушные линии в Ухту, Усть-Цильму, Ижму, Усть-Усу, Кожву, Усть-Кулом, Троицко-Печорск, Объячево, Княжпогост, Киров, Котлас и Архангельск.

От «Дугласа» до «Боинга»

Роман известного писателя Александра Рекемчука «Тридцать шесть и шесть» заканчивается тем, что главный герой, молодой репортер Алексей Рыжов покидает Город-на-Реке на самолете «Дуглас», совершающем первый рейс в Москву. Под Городом-на-реке автор имел в виду Сыктывкар, и описывал он вполне реальный факт. В 1948 году началось регулярное сообщение по маршруту Сыктывкар – Горький – Москва. Правда, он осуществлялся не на «Дугласе», а на Ли-2, что, по сути, одно и то же. Советский двухмоторный 20-местный Ли-2 был создан на базе американского Douglas DC-3.

Летное поле сыктывкарского аэродрома. 1950-е годы.

Рекемчук описывает, как сразу после взлета пассажиры хватаются за гигиенические пакеты. Мне в пору моего глубокого детства довелось с родителями лететь на этом лайнере в Сочи, и это путешествие осталось в моей памяти как самое ужасное в моей маленькой жизни. Я извел не один гигиенический пакет, и каждый раз, когда самолет совершал промежуточную посадку в Горьком, Воронеже и Краснодаре, у меня появлялась надежда, что мучения наконец-то закончились. Но через короткое время мы вновь садились на ненавистный самолет, и ад продолжался до самого Адлера.

Впрочем, у этого лайнера было одно важное преимущество. Он не требовал бетонной взлетно-посадочной полосы, которой в то время в сыктывкарском аэропорту не было. Правда, дождливым летом 1955 года аэродром так развезло, что Ли-2 пришлось сажать в Пезмоге, а оттуда пассажиров небольшими партиями доставлять в столицу Коми на маленьких бипланах Ан-2.

В 1957 году на смену Ли-2 стали приходить более комфортабельные, но тоже двухмоторные Ил-14. К этому времени взлетно-посадочные полосы забетонировали. Аэровокзал же располагался не на сегодняшнем привычном месте, а в районе Лесозавода по улице Виктора Савина. Впоследствии Ил-14, как и одномоторный биплан Ан-2, большей частью возил пассажиров на внутриреспубликанских авиалиниях. На более дальних расстояниях его сменил пузатый четырехмоторный Ан-10.

Поначалу он воспринимался как чудо. Полет до Москвы и Ленинграда занимал всего 2 часа 20 минут, причем без посадок, а на борт эта машина брала 110 пассажиров, которым в полете подавали горячую и холодную пищу и разные напитки.

Ил-28 в аэропорту Сыктывкара. 1950-е годы.

Однако вскоре обнаружились погрешности в конструкции самолета, что привело к целому ряду катастроф, в том числе и в Сыктывкаре. Во время одной из них погибла в полном составе футбольная команда «Пахтакор». А после очередной аварии в 1972 году под Харьковом, в которой в числе других пассажиров погиб известный пародист Виктор Чистяков, полеты Ан-10 с пассажирами были прекращены.

Это был серьезный удар по Коми гражданской авиации. К этому времени самолеты этой марки летали из Сыктывкара не только в Москву и Ленинград, но и в Симферополь, Сочи, Казань, Харьков, Свердловск, Минеральные Воды.

Сыктывкарский аэропорт опустел, хотя на отдельных направлениях Ан-10 заменили на более мощный четырехмоторный Ил-18. И все-таки большей части пассажиров пришлось пересаживаться на поезда. Однако вскоре в небе над Сыктывкаром появился первый турбореактивный лайнер Ту-134. Он брал на борт меньше пассажиров, чем Ан-10, но полет до Москвы занимал всего 1 час 50 минут.

В черте города

К этому времени сыктывкарский аэропорт полностью преобразился. Взлетно-посадочную полосу специально для Ту-134 удлинили до 2,5 км. В 1963 году построили аэровокзал на улице Советской.

Перрон аэропорта Сыктывкар. На заднем плане – Ил-18. 1970-е годы.

Авиация в Коми продолжала развиваться. Свои аэропорты имели большинство городов и районных центров республики. Да и просто в крупных селах и поселках были небольшие аэродромы, принимавшие Ан-2, Ил-14 и Ан-24. Полеты из Сыктывкара на местных авиалиниях в течение долгого времени осуществлялись со старого аэропорта, пока в 1978 году к новому не пристроили еще один терминал. В эти годы «воздушные ворота» Сыктывкара стали восьмым аэропортом в СССР, осуществлявшим прием самолетов по минимуму погоды первой международной категории. Их посадка обеспечивалась в автоматическом режиме до высоты облаков 60 метров при горизонтальной видимости 800 метров. Это позволило аэропорту столицы Коми обрести статус международного. Поскольку в это время в республике стали работать болгарские лесозаготовители, из Сыктывкара самолеты прямым рейсом летали в Софию, Варну и Бургас.

Печорские вертолетчики посещали Маньпупунёр еще в начале 80-х…

Но дальше, находясь практически в черте города, аэропорт развиваться не мог. Поэтому в 1981 году союзные власти приняли решение о строительстве аэропорта в местечке Соколовка в 20 км от Сыктывкара. Предполагалось за десять лет возвести аэропорт на уровне мировых стандартов – с современной аэронавигационной системой, взлетно-посадочной полосой для приема новейших типов самолетов и просторным аэровокзалом с пропускной способностью до 600 пассажиров в час и отдельным международным сектором.

Разгрузка Ан-10 в аэропорту Сыктывкара.

Увы, переход к рыночной экономике больно ударил по гражданской авиации, количество авиаперевозок в Коми резко сократилось. Действующий сыктывкарский аэропорт теперь уже принимал всего от 70 до 80 тысяч пассажиров в год и вполне справлялся с нагрузкой, а на строительство аэропорта в Соколовке средств не хватало. Стройку заморозили, когда объект был готов на 80 процентов. С тех пор к продолжению строительства нового аэропорта республиканские и федеральные власти склонялись неоднократно, однако его дальнейшая судьба по-прежнему покрыта мраком.

В 2016 году было принято решение в ныне действующем аэропорту построить третий международный терминал. Тогда «Боинги», летающие в Турцию, Испанию, Египет и Грецию, смогут задерживаться в Сыктывкаре всего на 40 минут, что очень выгодно авиаперевозчикам. Но и с этим строительством возникли проблемы, оно не начато до сих пор.

Экипаж, выполнявший первый рейс на Ту-134 1 апреля 1973 года. Слева направо: В. Беляев, В.Казанцев, В. Епифанов, Г. Денискин.

Скульптор Зураб Церетели и заслуженный пилот СССР Г. Мальцев после установки стелы Дружбы. Тбилиси,1982 год.

Будем оптимистами

Порой создается впечатление, что лучшие годы Коми гражданской авиации остались далеко позади. Как признался Валентин Михайлович Шульгин, в 70-80-е гг. прошлого столетия при численности населения республики 1,7 млн. человек авиаторы перевозили до 2,5 миллионов пассажиров в год. Сейчас не более 600 тысяч.

– Но мы должны быть оптимистами, – убежден директор музея. – В последние годы все больше молодежи приходит в авиацию. Значит, у нее есть будущее.

Именно оптимизм помог начальнику вертолетной площадки Ижма Сергею Сотникову в течение 12 лет сохранять в исправном состоянии взлетно-посадочную полосу. Стала уже легендой история о том, как он тем самым спас пассажиров и экипаж самолета Ту-154, совершившего аварийную посадку в Ижме 7 сентября 2010 года. Сергей Сотников верил, что малая авиация в Коми еще возродится, что и происходит в последнее время. В большинстве городов и районных центров возобновились авиасообщения. Кроме того, три года назад Коми стала одним из пяти регионов, включенных в пилотный проект по развитию санитарной авиации. Этот проект предполагает обновление вертолетного парка, используемого для транспортировки пациентов, строительство вертолетных площадок в труднодоступных населенных пунктах, оптимизацию транспортной логистики для оказания экстренной медицинской помощи.

Для республики протяженностью в 1 миллион 270 тысяч км авиация была и остается важнейшим видом транспорта. Кроме того, без авиасообщения невозможно масштабное освоение Арктической зоны России, куда входит и район Воркуты. Значит, несмотря на все проблемы, для Коми гражданской авиации должны еще наступить лучшие времена.

Игорь БОБРАКОВ
Фото Ивана ФЕДОСЕЕВА,
Дмитрия НАПАЛКОВА

В публикации использованы фото из фондов Музея гражданской авиации Республики Коми и группы «Авиация Коми» ВКонтакте.

Основную часть авиаперевозок в Коми в настоящее время осуществляет АО «Комиавиатранс». Предприятие создано в 1998 году на базе Государственного авиационного предприятия «Комиавиа». Парк воздушных судов авиапредприятия состоит из более тридцати вертолетов различных типов (Ми-2, Ми-8МТВ, Ми-8АМТ, Ми-8Т) и самолетов типа L-410, Embraer ERJ-145.

АО «Комиавиатранс» успешно осуществляет воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов, а также выполняет все виды авиационных работ, в том числе уникальные строительно-монтажные работы, перевозку на внешней подвеске, обеспечивает выполнение срочных медицинских вылетов и выполнение авиационно-спасательных и аварийных работ на территории Республики Коми.

Регулярные рейсы, осуществляемые АО «Комиавиатранс», связывают Республику Коми с более чем десятью городами России. Внутри республики налажено авиасообщение Сыктывкара с семью населенными пунктами.

К сожалению, рамки этой публикации не позволили рассказать о замечательных авиаторах, которых в республике было и остается немало. За рамками очерка остались и трагические страницы истории авиации в Коми. Об этом наш журнал расскажет в следующем номере…