Мастера реставрации

С результатами их работы можно познакомиться на выставке в Национальном музее Республики Коми

Фрагмент древней лыжи, чугунная скульптура Ленина 1930-х годов в киоте для иконы, три ватных Деда Мороза середины прошлого века, плакаты и письма времен Великой Отечественной войны, напрестольное Евангелие XVII века, книги, иконы, картины, разнообразная мебель и одежда – казалось бы, совершенно хаотичный подбор экспонатов для единой экспозиции. Но все эти предметы объединяет то, что они побывали в умелых руках реставраторов и теперь представлены на выставке «Искусство реставрации» в Национальном музее Республики Коми.

Существует множество видов реставрации, однако все они служат одной цели – сохранению предмета, предотвращению дальнейшего разрушения, приданию ему экспозиционного вида, но ни в коем случае не подновлению. В такой золотой середине и есть искусство реставрации – подарить музейному предмету новую жизнь и при этом не забрать его историю.
Реставрационное дело – это своего рода синтез науки и искусства, и его результат зависит от мастерства, опыта и вдохновения мастера. Реставратор должен владеть изобразительной грамотой, иметь хорошие знания по истории и культуре различных эпох и народов. Он должен быть и своего рода технологом, разбираться, например, в химии. А еще, чтобы работать реставратором, нужно обладать безграничным терпением. Ведь малейшая неточность, и работа идет насмарку.

На экспозиции в выставочном зале Национального музея Коми представлены прошедшие реставрацию артефакты из фондохранилища. Многие из этих предметов обрели новую жизнь благодаря взаимодействию Национального музея Коми со специалистами других организаций: Татьяной Чудовой (Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина), Виталием Шмелевым (отдел реставрации и консервации фондов музея-заповедника «Куликово поле»), Иваном Федышиным (реставрационная мастерская древнерусской живописи Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника), Екатериной Маньковой и Кларой Никитиной (лаборатория научной реставрации предметов из органических материалов Государственного Эрмитажа).
Выставка показывает путь музейного предмета от момента поступления в фондохранилище до презентации его в публичном экспозиционном пространстве и дает представление о профессии реставратора.
Посетители выставки могут увидеть видеоролики, рассказывающие о реставрационных процессах, познакомиться с мультимедийной программой на основе фотоматериалов из реставрационных протоколов, позволяющей увидеть вещи в том виде, в каком они были до поступления на реставрацию, узнать интересные факты о долгом пути, который проходят предметы перед экспонированием. Экспозицию органично дополнили инструменты и материалы, которые используют в своей работе реставраторы.

Как рассказала нам куратор выставки – заведующая отделом научно-методической работы Национального музея Коми Ирина Пасынкова, сейчас в музее работают реставраторы по дереву, ткани, бумаге.
– Сегодня наш музей, который является методическим центром для музеев муниципальных образований, как никогда нуждается в реставрационных мастерских с новейшим оборудованием и современным фондохранилищем, – отметила она.
Ирина Александровна поведала, что реставрационное дело в главном музее региона началось в 1970-е годы. Тогда благодаря директору музея Алисе Качаловой, сотрудник отдела фондов Наталья Дмитриева (Копылова) была отправлена на стажировку в музей этнографии народов СССР (ныне – Российский этнографический музей), а затем переведена на должность художника-реставратора по тканям.

Разбираться сразу во всех видах реставрации невозможно, каждый предмет требует специальных технологий реставрации, и даже каждый реставрационный этап требует от мастера индивидуального подхода и предельной внимательности. Поэтому реставраторы обычно специализируются на каком-то определенном виде работ. Реставратором произведений из дерева в 2005–2010-х годах был Владимир Пасынков. Его работы можно увидеть в экспозиции Литературного музея Куратова. Реставрация икон в Нацмузее в конце 1990-х – начале 2000-х годов проводилась Ираидой Огневой, а музыкальные инструменты возрождал к жизни Георгий Шеромов.
Но бывают и универсалы, как, например, Валентин Кублицкий, работавший художником-реставратором музея в 1990-е годы.
– Он вкладывал душу в свою работу, вернул к жизни сотни экспонатов: изделия из дерева, из папье-маше, из металла. Предметы, отреставрированные Валентином Васильевичем, представлены на экспозиции не только Национального музея Коми, но и музея села Усть-Вымь. А муляжи документов XVIII века, созданные Валентином Кублицким, невозможно отличить от подлинников, – рассказала Ирина Пасынкова.
В наши дни в штате музея работает четверо реставраторов, сотрудничает с музеем и один специалист из Москвы. Заведует реставрационно-художественным сектором музея Людмила Мишарина. Заслуженный работник Республики Коми, она занимается реставрацией предметов на бумажной основе. Благодаря ее работе посетители могут познакомиться со старопечатными книгами XVII века, увидеть письма с фронта солдат Великой Отечественной войны и другие уникальные документы.

В мастерской Людмилы Мишариной как в химической лаборатории – ванночки для промывки специальными растворами фотографий и документов, специальная бумага и клей, который мастер варит по рецептам из книг.
– Каждая фотография, документ или книга, которые попадают ко мне на реставрацию, это как пациент для врача, – рассказала Людмила Мишарина. – У каждой своя «история болезни». И нужно найти способ «лечения».

Людмила Мишарина.

Одним из рабочих инструментов реставратора служит хирургический скальпель. А еще для работы используют старинный пресс и… чугунный утюг – изделие нювчимских чугунолитейщиков.
Как рассказала Людмила Мишарина, в старинных книгах в основном страдают уголки страниц, которые пачкаются во время перелистывания. На старых фотоснимках бывают рваные раны, загибы и разного рода пятна. Фотослой на бумаге тонкий, и с ним сложно работать.
У реставраторов в музее есть индивидуальные годовые планы работы. В частности, у Людмилы Мишариной 22 предмета за год.

Немало предметов было восстановлено реставратором по ткани Эммой Коваленко. Она работает в музее с 2014 года и также является специалистом по реставрации и консервации изделий из меха и кожи. Мы застали Эмму Коваленко за работой над восстановлением кружевной ленты. Мастер работала тончайшей иголкой толщиной с волос. А едва видимые нитки для работы она брала из капроновых лент. Кстати, окраску нитей и ткани она делает сама природными красителями. «Главное в нашей работе – это усидчивость», – считает мастер. В общей сложности Эмма Николаевна отреставрировала уже более 350 этнографических предметов из ткани, кожи и меха.

Эмма Коваленко.

Станислав Попов работает в музее недавно. Он осуществляет консервацию и реставрацию музейных предметов из дерева, удаляет поверхностные загрязнения, проводит склейку, мастиковку, тонировку, укрепляет разрушающуюся древесину. Часто входит в состав рабочей группы по строительству выставок: ведет ремонтно-реставрационные работы оборудования экспозиционных залов музея, выполняет столярные и плотницкие работы, создает рабочие эскизы и разрабатывает конструкции необходимых деталей.
С Национальным музеем Коми уже десять лет сотрудничает московский реставратор Сергей Субочев. Художник-реставратор высшей категории, он работает в отделе темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Сергей Субочев реставрирует памятники искусства в крупнейших российских и зарубежных культурных центрах. Его имя знакомо многим российским музеям, им отреставрированы сотни иконописных памятников и предметов церковной резьбы по всей стране и за рубежом. Им были восстановлены многие памятники, хранящиеся в музеях Русского Севера. С 2012 года он реставрирует иконы из собрания Национального музея Коми. В основном это образы святых, написанные в XIX веке.

Художник-реставратор Татьяна Земцова специализируется на музейных предметах из дерева с художественной росписью. В 2008 году она закончила факультет искусств Сыктывкарского госуниверситета, затем продолжила образование в Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова по специальности «Реставрация», после там же окончила аспирантуру по специальности «Искусствоведение».

Татьяна Земцова.

– Когда я еще училась в магистратуре в Москве, приезжала в Сыктывкар на каникулы и начинала работать в музее, – рассказала Татьяна. – Это было в 2014–2015 годах. Первый музейный предмет, который мне доверили, – это трюмо, которое сейчас находится в здании литературного музея Ивана Куратова. Предмет несложный, но со своими нюансами. Он, как и многая мебель, был покрыт масляной краской, которую нужно было аккуратно снять и вернуть предмету экспозиционный вид. Мечты стать реставратором не было, но с раннего детства я любила что-то делать с деревом. Много времени наша семья проводила на даче, где я была предоставлена сама себе и частенько «изобретала» – делала какие-то простые бытовые штуки. Типа мухобойки из рейки и кусочка брезента (бабушка пользуется до сих пор), ящички, простенькие, кривенькие, но функциональные. Однажды натаскала каких-то досочек-реечек и напилила себе деревянный конструктор…


Татьяна использует для работы как плотницкие и столярные инструменты (разнообразные молотки, пилы, дрели, рубанки), так и художественные – кисти, мастихины, гипс, акварельные и масляные краски.
Профессиональная реставрация – это искусство, побеждающее время. Каждый экспонат требует сугубо индивидуального подхода. На реставраторе лежит огромная ответственность – не только сохранить и восстановить порой уникальный предмет, но и не превратить его в «новодел», четко понимать, где эта тонкая грань…

Артур АРТЕЕВ

Фото автора