Елена Пекарь: «Хочется получить «Золотую маску»

Минувший 79-й и наступивший 80-й сезон стали для Воркутинского драматического театра имени Б. А. Мордвинова чрезвычайно насыщенными. К своему юбилею, который будет отмечаться осенью 2023 года, театр идет чередой премьер, гастролей, фестивалей и многих других событий. О настоящем и будущем уникального заполярного театра беседуем с его директором, председателем Союза театральных деятелей Республики Коми Еленой Пекарь.

– Елена Александровна, чем все-таки нынешний театральный сезон отличается от всех предыдущих?
– Наверное, впервые мы не открывали сезон премьерой, а начали показывать спектакли из текущего репертуара уже с начала сентября. В то же время мы приняли участие сразу в двух фестивалях. Это Международный фестиваль искусств в Татарстане, где мы представили одну из самых знаковых постановок театра – «Прощание с Матёрой». Второй фестиваль, «Бенефис»,прошел в конце сентября в Москве. На нем моноспектакль «Маргарита» представила заслуженная артистка России Валентина Григорьевна Аноприенко. И вот между этими двумя поездками, 23 сентября, мы уже официально, как это принято, открыли 80-й театральный сезон премьерой спектакля «Милые бранятся – только тешатся» по двум пьесам-шуткам А.Чехова: «Предложение» и «Медведь». Премьерные показы шли три вечера подряд, и все с аншлагами!
В начале октября мы провели большие гастроли в Сыктывкаре – тоже под знаком юбилейного сезона. И они также существенно отличались от всех предыдущих гастролей в столице республики: целых шесть дней, настоящий марафон. А в начале ноября состоялись премьерные показы еще одной постановки: «Говорит Москва/Лёха» по одноименным пьесам очень востребованного сегодня молодого российского драматурга Юлии Поспеловой. В конце января собираемся на гастроли в Ухту – впервые за много лет. Представим ухтинским зрителям три спектакля для семейного просмотра. Однако в последние годы по городам Коми мы гастролируем достаточно интенсивно: в прошлом и нынешнем годах состоялись гастроли в Печоре, Инте, Усинске. Так что живем и работаем, не сбавляя заданного темпа.

С наградой за показ спектакля «Прощание с Матёрой»
на Международном фестивале в Буинске (Татарстан). Сентябрь 2022 г.

– Расскажите чуть подробнее про уже случившиеся премьеры этого сезона.
– Это очень разные спектакли. К работе над «Милые бранятся – только тешатся» мы приступили еще в июне. Готовились к этой премьере достаточно долго. Спектакль из двух одноактовок получился очень забавным, динамичным, веселым и поучительным, с хорошими актерскими работами и интересными режиссерскими находками. За последние пять лет это наш самый кассовый спектакль по результатам премьерных показов. Любят воркутинцы комедии! В перспективе хотелось бы поучаствовать с этой постановкой в фестивалях.
Второй спектакль мы изначально планировали на малую сцену. К пьесам Юлии Поспеловой я долго примерялась. Сомневалась: получится ли? Будет ли это актуально – в первую очередь для жителей города? Здесь я больше, можно сказать, доверилась актерам и режиссеру. В основе спектакля – две разные истории, которые рассказываются параллельно и поочередно: одна про великого вождя, вторая про обычную рядовую советскую семью. Одна актриса ведет одну линию, вторая – другую. Мне кажется, что многие зрители по сложившейся привычке искали связь между первым и вторым рассказами, пытались их как-то соединить в одно целое и поначалу испытывали некоторые сложности с восприятием такой подачи повествования. Никогда еще мы не сидели со зрителем за одним столом и на таком близком, почти интимном расстоянии друг от друга – такова была задумка режиссера. Для всех нас это был очень любопытный эксперимент.

Валентина Аноприенко после моноспектакля «Маргарита» в Москве. Сентябрь 2022 г.

– Режиссеры этих спектаклей – приезжие. Почему именно они – Захар Комлев из Сыктывкара и Михаил Егоров из Москвы?
– С Захаром у нас уже был опыт сотрудничества в 2019 году: именно он поставил мюзикл «Буратино», который оказался очень успешным. А вот почему тогда я с ним начала сотрудничать – хороший вопрос! (Смеется.) В самом начале моей работы в театре ко мне обращались очень многие режиссеры с предложениями постановок.Среди них был и Захар. По линии Союза театральных деятелей к тому времени мы уже успели сделать несколько проектов, а однажды он меня очень выручил – в 2019 году, можно сказать, спас проект ко Дню театра, который прошел на сцене Академического театра драмы имени Виктора Савина. Я помню наш разговор с директором театра Михаилом Николаевичем Матвеевым, когда пришла к нему поделиться своими мыслями: мол, времени остается мало, режиссера нет – может, и не нужно вообще дальше продолжать? Он сказал: «Почему не нужно? Нужно, конечно. Сейчас что-нибудь придумаем!». И пригласил Захара, который с заинтересованностью и быстротой включился в работу над проектом. Все состоялось! И я была очень ему благодарна.
Ответом на наше успешное сотрудничество стало приглашение Захара на постановку в Воркутинский театр. Наш «Буратино» – спектакль с сопровождением «живого» оркестра – оказался очень живучим и везучим: стал участником IV Северного фестиваля в Сыктывкаре, вошел в десятку финалистов премии «На благо мира» в 2020 году, получил награды на Республиканском театральном конкурсе имени Степана Ермолина. На этот раз уже я пригласила Захара приехать в Воркуту на постановку спектакля «Милые бранятся – только тешатся».
Сотрудничество с Михаилом Егоровым мне предложили актрисы-исполнительницы спектакля «Говорит Москва/Лёха» Оксана Ковалева и Ольга Ермакова. Пять лет назад он поставил в нашем театре сразу три спектакля. Один из них, «Две дамочки в сторону Чехова»,успешно идет до сих пор. К тому же Михаил Егоров был одним из основателей молодежной театральной студии при театре. Кстати, в спектакле «Говорит Москва/Лёха» студийцы приняли самое активное участие.

В начале ноября 2022 года состоялись премьерные показы спектакля «Говорит Москва/Лёха» по одноименным пьесам молодого российского драматурга Юлии Поспеловой.

– Какие премьеры намечены в театре после Нового года?
– В марте планируем выпустить спектакль на большую сцену по одной из пьес Островского. В 2023 году отмечается 100-летие со дня рождения великого русского драматурга. Ставить спектакль будет Юрий Нестеров. В апреле-мае выйдет еще один спектакль для семейного просмотра – «Аладдин». Договорились с Захаром Комлевым, что это будет его третья постановка на воркутинской сцене.
– Вы же еще замахнулись на проведение в будущем сезоне своего первого фестиваля…
– Да! Пора стартовать первому профессиональному театральному фестивалю в Воркуте! В 2023 году и театру, и городу исполняется 80 лет. А в юбилейный год хочется чего-то нового и особенного. Думаю, что этим новым и особенным должен стать театральный фестиваль – подарок городу и его жителям в рамках нашего совместного двойного юбилея. Хочется, чтобы со всей России в Воркуту приехали театральные коллективы, чтобы на нашей сцене прошли интересные постановки, хочется вообще встряхнуть и город, и людей. Ну и, конечно, чтобы все это стало ярким культурным событием в жизни нашей республики. Работа над фестивальным проектом уже начата, есть рабочее название фестиваля – «ВоркутЛаб» (Воркутинская театральная лаборатория) и определены сроки его проведения – ноябрь 2023 года. Празднование юбилея театра запланировали на 1 октября – знаковую и символичную для нас дату. Именно 1 октября 1943 года состоялась первая премьера Воркутинского музыкально-драматического театра – оперетта Кальмана «Сильва», которая впоследствии выдержала более ста показов.

«Милые бранятся – только тешатся».

– А премьерой что будет – «Сильва»?
– Ох, как хочется! Эту идею я вынашиваю очень давно. Кстати, еще пять лет назад мой предшественник Виктор Николаевич Ножкин был тоже ею заражен. Знаю, что подавал заявку на грант Главы Республики Коми именно на постановку «Сильвы» к 75-летию театра. Тогда заявка не прошла и работать над этим проектом не стали. Сегодня, как мне кажется, это вполне возможно, если ставить не оперетту, а музыкально-драматический спектакль. Если написать новый сценарий по мотивам «Сильвы» с подтекстом исторического прошлого гулаговского театра. По крайней мере, работа в этом направлении начата, и на сегодня все сходится: и режиссер, и драматург, и куратор, и ресурс театра. Пока без фамилий, боюсь сглазить! Очень надеюсь, что все получится и срастется и что спустя 80 лет на сцене театра вновь появится «Сильва», но уже в новом прочтении.
– Если говорить об истории театра, то какую роль здесь Вы отводите театральному музею?
– Музей мы создали пять лет назад, к 75-летию театра. За эти годы мы провели много экскурсий, к нам приходили школьники, приезжали гости из других городов, в музее было снято немало роликов на тему истории нашего театра. Но в предстоящий юбилей, конечно, хочется обновиться. Мы решили, что помимо постоянной экспозиции будем организовывать и тематические, которые будут проходить с периодичностью несколько раз в сезон. Добавлю, что мы не забываем тему ГУЛАГа, из которого вырос наш театр. Пять лет назад у нас появилась выставка «Сверхзадача – выжить», которая взяла старт в Москве, продолжив свое шествие в Сыктывкаре, Санкт-Петербурге и, конечно, в Воркуте. Сейчас мы ведем переговоры с московским Музеем истории ГУЛАГа о том, чтобы совместно, при нашем непосредственном участии и нашей помощи, создать новую экспозицию, посвященную 80-летию театра в контексте его гулаговского прошлого. Тем более, что в Москве живет внучка основателя театра Надежда Мордвинова, которая могла бы со своей стороны тоже очень многим помочь.

«Прощание с Матёрой».

– Кстати, насколько значимо для театра присвоение ему имени Бориса Мордвинова?
– Пожалуй, присвоение в 2019 году Воркутинскому театру имени его основоположника Бориса Мордвинова можно считать одним из самых знаковых и наиважнейших для нас событий последнего времени. Театр с именем – это уже не просто театр, а театр с признанной историей, со своим лицом и ответственностью за все то, что происходит в нем сегодня. Это высокий организационный и творческий уровень, это сплоченная команда, это широкое признание и осознание того, что театр является одним из кирпичиков важной и многообразной жизни всего театрального сообщества. Присвоение имени Мордвинова театру совпало с целой чередой событий, через которые красной нитью проходит судьбоносная встреча с Надеждой Мордвиновой – внучкой Бориса Мордвинова – и каторжанкой Воркутлага Еленой Марковой. Иногда мне кажется, что некоторые события терпеливо ждут своего часа, чтобы невидимая вселенская рука смогла доверить кому-то из нас нечто важное и ценное, то, что приобретет особую значимость и смысл бытия для ныне живущих. И я благодарна судьбе за этот бесценный подарок.

«Пегий пес, бегущий краем моря».

– Какую постановку воркутинского театра Вы считаете самой удачной за последнее время?
– Спектакль по произведению Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» в прочтении литовского режиссера Линаса Зайкаускаса, отмеченный премией Правительства Республики Коми. Этот спектакль – целое явление, и я не думаю, что только для нашего театра и воркутинской публики, но и для театральной культуры региона. И об этом, кстати, свидетельствует реакция сыктывкарской публики в октябре на наших гастролях.
Зрители выходили с показа в состоянии оцепенения, с вывернутыми наизнанку душами, с мокрыми от слез глазами. Шикарные актерские работы, технологическая подача на экран живого укрупненного плана, работа экшн-камеры, имитирующей состояние покачивания лодки на воде, авторское сопровождение сюжета «рассказчицей», потрясающая музыка, написанная специально для этого спектакля композитором Динаром Хаматнуровым… Все это находится в таком синхроне, в такой взаимосвязи, в таком динамическом и эмоциональном развитии, что ты как зритель уже не понимаешь, в какой реальности находишься. Поэтому так трудно, выходя из зала, включаться от всего пережитого в объективную реальность. Глобальная тема о важных человеческих ценностях, о выборе между жизнью и смертью ставит перед каждым, кто погружается в эту историю, вопросы высшего смысла бытия, о которых в наше непростое время мы редко задумываемся…
Отмечу, что за всю историю ВДТ это первая премия Правительства Коми, которой был удостоен наш спектакль, а в его составе творческий коллектив театра – Гульнара Хаматнурова, Николай Аникин, Анатолий Жуков, Евгений Канатов, Ольга Коколевская.
– Каким проектом ВДТ собирается встречать свое 80-летие?
– Скорее всего мы объединим премьеру «Сильвы» и вечер, посвященный юбилею театра. Пригласим гостей из разных городов – за последние годы у нас появилось огромное количество друзей! Это музеи, библиотеки, театры, критики, режиссеры, руководители больших всероссийских творческих проектов. Может быть, все они в Воркуту не приедут, но часть наверняка доберется – будем очень рады разделить с ними радость нашего юбилея, дать им слово и услышать теплые слова поздравлений. Планируем выпустить брошюру о театре и открыть арт-объект, посвященный Артисту ГУЛАГа. Планов много.
Но самое главное, проводя юбилей и подводя итоги нашей деятельности, нам важно видеть и наше будущее, знать, что в этом будущем есть смысл того, что происходит сегодня. Так что вперед и только вперед! А юбилей для нас – это и итог, и новая точка отсчета на пути к новым рубежам.

На открытии выставки «Сверхзадача – выжить» в музее А. Бахрушина. Москва, январь 2019 г.

– Елена Александровна, в феврале исполнится пять лет, как Вы возглавили ВДТ. Что удалось сделать за этот срок?
– Я ни разу не пожалела о своем решении приехать сюда работать, вновь вернуться в город моего детства. Потому что дело, которым занимаюсь, настоящее, большое. Конечно, многотрудное и сложное само по себе, а в условиях Заполярья особенно. В основном мы, конечно, работаем на Воркуту и ее зрителей, хотя за последнее время театр может похвастаться и гастрольными проектами, и своим участием во многих российских фестивалях. И тем, что по итогам 2021 года наш коллектив стал лидером всероссийского проекта «Пушкинская карта» по реализации билетов на наши спектакли не только для воркутинцев, но и для зрителей других городов нашего региона.
Целевые спектакли, целевые гастроли, сотрудничество с творческими коллективами города, работа театральной студии, музейная деятельность, создание волонтерского движения при театре – все это достигается немалыми, порой титаническими усилиями всего коллектива. Надо ли говорить о том, что штат театра – это совсем небольшое количество людей, где многие цеха представлены всего лишь одной единицей. В год мы выпускаем от пяти до семи спектаклей, реализуем различные по своей направленности театральные проекты, участвуем в творческих проектах города. Много всего! И мне кажется, мы достаточно успешно с этим справляемся – потому что у нас в театре есть команда, которая живет и дышит одним воздухом, идет вперед, как корабль, строго намеченным курсом. И это не только мое мнение.
В перспективе будем продолжать творческие поиски и эксперименты во всех направлениях нашей деятельности. Если совсем кратко. А еще хочется получить «Золотую маску»! Все театральные премии, которые есть в Коми, театром и его артистами получены – дело за главной театральной наградой страны.

Беседовала Ирина САМАР