Пижемская роспись из Замежной

Мастерица Елена Соловьева занимается ею на своей малой родине

С особенностями пижемской росписи мы познакомились благодаря мастерице Елене Соловьевой из села Замежная Усть-Цилемского района. Нынешней осенью в Сыктывкаре, в городском Центре коми культуры, проходила выставка Елены и мастер-классы художницы для школьников города.

От увлечения – к профессии

– Пижемская роспись – та, что создана на территории так называемого «пижемского куста» Усть­Цилемского района. Это несколько деревень на реке Пижма. Половины из них уже нет, а половина жива: деревни Скитская, Степановская, Боровская, Загривочная, Черногорская и, конечно, село Замежная – центр этого «куста», дети из всех этих поселений учатся в школе Замежной. И я тоже родом из этого села, – рассказывает мастерица. – В нашем районе все дети на уроках труда (ныне технологии) занимаются вырезанием деревянных ложек и их росписью в пижемских традициях. И у меня в детстве такие уроки были. Плюс в школе я занималась в кружке рисования – спасибо моему педагогу Любови Богдановне Романовой, это она привила мне любовь к искусству. Да и предметы, украшенные пижемской росписью, на моей малой родине у большинства жителей – в повседневном обиходе. Наши предки расписывали буквально всю деревянную утварь. Так что те же ложки есть буквально в каждом доме. Кто­то их просто хранит как предметы старины, доставшиеся от предков, а кто­то и пользуется ими в повседневности. Поэтому с пижемской росписью я постоянно сталкивалась с детства.

По окончании школы Лена Соловьева приехала в Сыктывкар учиться. В педколледже им. И. Куратова она продолжила расписывать ложки, но чисто для себя да на подарки. А в 2012 году Елена окончила Сыктывкарский государственный университет, факультет искусств, по специальности «Декоративно­прикладное искусство». Ее педагогом в СГУ была Народный мастер России Ирина Вениаминовна Земцова – автор нескольких учебных пособий по пижемской росписи.

После учебы Елена осталась в Сыктывкаре, но постоянно тянуло домой. Бывая на каникулах в Замежной, потом так не хотела возвращаться в город… Малая родина, родительский дом есть – чего искать счастья за тридевять земель? Так в 2015­м Лена вернулась в родное село и занялась росписью ложек и других изделий для продажи. Благо, рынки сбыта – летние фестивали с приездом множества гостей – тут проходят регулярно. Горка и Петровщина в Усть­Цильме, арт­фестиваль ремесел «Традиция» в деревне Скитской, районный фестиваль народного творчества и ремесел «Истоки» в селе Трусово…

Традиция жива

Однажды Елена познакомилась с народным мастером Ольгой Николаевной Шелепеевой из подмосковного города Реутова. Еще в далеком 1979 году впервые побывала в Замежной, изучала работу местных ложечников, мастеров пижемской росписи, а впоследствии написала книгу «Пижемская роспись: азбука». Общение мастера­реутовчанки Шелепеевой и пижемки Соловьевой обогатило их творческий, мастеровой багаж, зрелая мастерица поделилась с начинающей историей уникальной росписи.

Ныне в Замежной пижемской росписью в той или иной степени занимаются несколько человек. Кто­то из мастеров только режет ложки из дерева – традиционно из березы. Елена Соловьева покупает у них готовые изделия и расписывает.

Пижемской росписью увлечена и жительница Усть­Цильмы, сотрудник местного музея Татьяна Харитонова – но ее изделия уже «по мотивам» традиционных: она ввела в свою роспись «золотой» цвет, которого в старинных изделиях, конечно, не бывало. «Так роспись смотрится теплее и красивее – она же и так северная, то есть не такая яркая, как другие традиционные росписи России», – говорит Татьяна.

А в Сыктывкаре пробует силы в пижемской росписи Анастасия Чуркина. Родом она также из села Замежная. Сейчас Настя учится в 8 классе Гимназии искусств при Главе РК на художественном отделении. Расписывает разделочные доски, чайные домики, шкатулки, кухонные лопатки и, конечно, ложки.

В ожидании гостей

К слову сказать, всю пижемскую роспись можно назвать авторской: ее элементы исходно одни и те же, а вот как их скомбинировать, сочетать между собой и какими цветами изукрасить – тут уже как раз диктует художественный вкус автора. По словам Елены Соловьевой, в центр композиции могут быть поставлены разные элементы: мужской или женский крест (они отличаются друг от друга написанием), солнце, звезды, луна, цветы, поле, семена…

Пижемская роспись, в отличие от наиболее близкой ей мезенской, использует практически все цвета: красный, оранжевый, желтый, травянисто­зеленый и изумрудный, голубой, бордовый… Мастер этой росписи Елена Соловьева признается, что старинных работ с использованием всех цветов она не встречала даже на их родине – Усть­Цилемской земле. Но, по ее сведениям, где­то в музеях Питера таковые встречаются. И молодой мастер мечтает, что найдет изделия своих предков в культурной столице России.

Летом 2020 года Елена Соловьева планирует начать принимать в своем 110­-летнем доме в Замежной туристов. По желанию, может научить их основам пижемской росписи. Для привлечения гостей даже создала специальную группу «Старинный дом» в соцсети «ВКонтакте». Группа пока в разработке, но очень скоро в ней появится информация обо всем, что Елена предложит гостям.

Ирина САМАР

Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ, Центра коми культуры

Сыктывкара и vk.com

Пижемская роспись – одна из древнейших на Русском Севере, известна с XVII века. На берегах Печоры и ее притоков – Цильмы, Пижмы и других – несколько столетий назад обосновались староверы, бежавшие на Север. Они переписывали религиозные и светские книги, украшая их заставками, буквицами, рисунками. Некоторые из переписчиков стали расписывать деревянные ложки и прочую домашнюю утварь. Так и появилась пижемская роспись.

Основной ее рисунок – геометрический орнамент, выполненный черной краской в виде ромбов, крестов, точек и т. д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но, в отличие от нее, в пижемской нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень. На формирование ее стиля огромное влияние оказала рукописная традиция, поэтому так много параллелей между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг.

Каждый из элементов геометрических узоров имел глубокий смысл. По мнению ученых, исследовавших пижемскую роспись, прямая линия может обозначать твердь небесную и твердь земную, плавная линия – воду, крест – символ огня или солнца. Ромб – это земной знак, точки – семена, а ромб, разделенный крестом с ростками на краях, – символ изобилия и плодородия, его помещали и на дне ложки, и на свадебном полотенце, и на подоле свадебной рубахи невесты как пожелание большой и полной семьи.