Декабрь: Николай Балин. Легендарный директор СЛПК

В декабре легендарному директору Сыктывкарского ЛПК, Герою Социалистического Труда Николаю Николаевичу Балину исполнилось бы 90 лет. Из жизни он ушел в неполных 68, оставив заметный след в истории Монди СЛПК и Республики Коми.

Николай Балин родился 18 декабря 1930 года на Вологодчине, в деревне Новое. Название родной деревни будто нанесло отпечаток на всю его жизнь: Балин всегда стремился к новому. В 1954 году он окончил Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского, после чего четыре года служил на Тихоокеанском флоте. С 1958 по 1963 год Николай Балин работал инженером-энергетиком в управлении целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Вологодского совнархоза. Когда в соседней Коми АССР развернулась всесоюзная комсомольская стройка, молодого специалиста пригласили в Сыктывкар на должность главного энергетика строящегося СЛПК. Следующие шесть лет он работал заместителем директора по энергетике, главным инженером комбината, прошел длительную стажировку в Швеции, а в 1970 году возглавил СЛПК. У руля этого промышленного гиганта он был дольше всех директоров – 18 лет.

Какими только именами ни награждали СЛПК в те годы современники, какими громкими эпитетами ни называли его в советских газетах. Чаще всего – «гигант на Вычегде». Новый комбинат впечатлял и потрясал. Многое при строительстве и монтаже производственных мощностей СЛПК в масштабах страны было сделано впервые и достойно эпитета «самый». ЛПК – самый передовой в СССР по уровню технического оснащения. В его цехах – самые производительные в мире котлы непрерывной варки. Да что там говорить – по тем временам СЛПК стал самым крупным в Европе комбинатом лесохимической отрасли и первым в стране начал производство беленой сульфатной целлюлозы.

Именно Николаю Балину, четвертому руководителю СЛПК, и его команде принадлежит идея смешивать хвойную и лиственную древесину для производства бумаги. Именно при нем комбинат и снискал славу «гиганта», самого передового предприятия на Северо-Западе СССР и лидера отечественной лесообрабатывающей промышленности. Смелые нетривиальные решения, настойчивость и умение убеждать поднимали авторитет Балина не только в республике, но и у руководства страны. В конце 1970-х стало очевидно, что комбинат можно и нужно расширять. Решение о строительстве второй очереди ЛПК было принято на самом высоком уровне с одобрения председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. Предполагалось, что на комбинат завезут машины отечественного производства, которые во многом проигрывали импортным. И Николаю Балину удалось добиться, чтобы единственная в стране на тот период финская бумагоделательная машина Valmet отправилась не в Соликамск, как предполагалось, а в Сыктывкар. Он сумел убедить всесоюзное руководство, что СЛПК никак нельзя сбрасывать темпы, взятые с момента открытия, а самое главное – сыктывкарский комбинат сумеет быстрее, чем коллеги из Соликамска, ввести в эксплуатацию новое оборудование.

25 ноября 1982 года Valmet выдала в Коми первую бумагу. Это управленческое решение позволило убить двух зайцев: поднять престиж СЛПК в Минлесбумпроме СССР и заставить зарубежных производителей – тех же финнов и австрийцев – бороться за право поставки своего оборудования в Сыктывкар.

Первый, лучший, новый – эпитеты, которыми при Балине неизменно награждали технологии и продукцию СЛПК. Но не только промышелнный рост был целью руководителя. В приоритеты он вывел и условия, в которых трудились работники предприятия. При Балине вокруг комбината вырос по сути целый город – то, что мы привычно называем Эжвой, а официально – Эжвинским районом Сыктывкара. За годы руководства Балина здесь были построены целые кварталы жилых домов, поликлиника, больница, дом быта, школа, санаторий-профилакторий, мощное подсобное хозяйство, профессионально-техническое училище, дворец спорта с бассейном и лыжной базой. Кстати, в этом эжвинском дворце спорта «Бумажник» Николай Балин до самых «ветеранских» лет играл в мини-футбол в качестве капитана команды управления СЛПК.

В 1982 году директор СЛПК удостоился звания лауреата Государственной премии СССР, а в 1986 году за выдающиеся заслуги в освоении выпуска новой продукции и выполнение планов одиннадцатой пятилетки Указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Балину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Член обкома КПСС, делегат партийного съезда, депутат Верховного Совета Коми АССР и даже его председатель… Казалось бы, авторитет Балина в республике был непререкаем. Однако энергичность и способность добиваться почти невозможного, работать на пределе, выбивать финансирование, оставаясь «экономным» и при этом первым и лучшим, в 1987 году обернулось для Николая Николаевича карьерной драмой. Партия требовала производственных побед к очередному съезду – Балин обеспечивал. Но грянула перестройка, гласность, борьба с бюрократизмом, приписками и взяточничеством. «Бей своих, чтобы чужие боялись», – видимо так рассуждали высшие партийные чины, отправляя на СЛПК ревизоров. На комбинате была инициирована масштабная многомесячная проверка финансово-хозяйственной деятельности по анонимному доносу о якобы имевших место чудовищных приписках со стороны Балина и об обмане государства при введении в строй новых мощностей. Директор якобы подписывал акты ввода в эксплуатацию на недостроенные объекты. Обвинения не подтвердились. Но чтобы ревизоры работали не зря, жертву все же было решено принести. В акте проверки руководителю комбината была поставлена в вину эксплуатация одного из агрегатов без защитного фильтра. Балин и его замы получили строгие взыскания по служебной и партийной линии. Измотанный глобальной проверкой, оскорбленный несправедливым решением, в августе 1988 года Николай Балин покинул пост генерального директора СЛПК.

После этого Николай Балин, производственник до мозга костей, вроде бы далекий от вопросов экологии человек, возглавил Государственный комитет Коми АССР по охране природы. С июля 1994 года до конца жизни работал заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. Видимо, карьерная драма оставила в его душе глубокую рану. Николай Балин скоропостижно скончался 14 ноября 1998 года. В сентябре 2015 года легендарному директору СЛПК, почетному гражданину Республики Коми Николаю Балину установили памятник – в Эжве, для которой он сделал так много, как никто другой…

Полина РОМАНОВА

«Нить-судьба Николая Николаевича Балина, пройдя множество испытаний, оказалась надежней самых прочных природных связей. Она вплетена в белый поток и стала гармоничной связью обычной человеческой жизни и поступков человека государственного масштаба. В памяти многих поколений Николай Николаевич остается примером Человека, учителя, руководителя, умеющего отстоять свое мнение, довести любое дело до конца».

(В. Г. Стариков, ветеран СЛПК, 2010 г.)