Образование без побочных эффектов
дают юным сыктывкарцам педагоги Прогимназии № 81
Первоклассник – это вчерашний дошкольник, только взрослый. Так успокаивают себя родители новоиспеченных школьников, забирая их после уроков и скрепя сердце оставляя одних в квартире до вечера. Повезло, если у маленького ученика есть бабушка, которая присмотрит за внуком. Здорово, если в школе есть продленка: тогда еще пару часов после уроков ребенок под присмотром и с обедом.
Не один, а целых три!
Родителям учеников Прогимназии № 81 такие терзания неведомы. Прогимназия – единственное учебное заведение в Сыктывкаре, где дети до окончания четвертого класса находятся в школе с восьми утра до шести вечера. Таким детям не нужны гаджеты, а папы с мамами сохраняют время и нервы: ребенок под присмотром и занимается делом.
В этом году прогимназии исполняется 53 года. В 1969 году, когда было построено здание на Орджоникидзе, 75/1, это был классический типовой детский сад. В 1998-м тут появились первые классы, которые разместились во втором корпусе, на Карьерной, 18.
Сегодня прогимназия – единственное в Сыктывкаре образовательное учреждение, которое одновременно реализует основные программы дошкольного и начального общего образования для 335 малышей из двенадцати групп и 126 школьников в четырех классах. Конечно, маловато для столицы региона, считает директор Татьяна Чернавина. С другой стороны, хорошо, что учебное заведение смогло сохраниться в таком формате. С 1998 года в течение четырнадцати лет вчерашние дошкольники садились за парты, не выходя за порог образовательного учреждения, в четырех учебных заведениях города. Но в 2012 году учредитель – управление дошкольного образования – был вынужден принять решение о сокращении классов. Причина замечательная – всплеск рождаемости, который произошел в России после принятия указа о выплате материнского капитала за второго ребенка. Малышей рождалось все больше, им нужно идти в детский сад, а мест катастрофически не хватает. Пришлось школьникам Прогимназии № 81 потесниться: вместо двух в прогимназии стали набирать по одному классу. Еще два сыктывкарских учебных заведения, воспитывающих и дошкольников, и младших школьников, целиком превратились в детские сады.
Но с нынешнего года прогимназия возвращается к прежней схеме, и не просто возвращается, а увеличивает набор: на Карьерной, 18 в сентябре этого года откроют целых три первых класса. А это значит, что терзаний будет меньше и у администрации учебного заведения: из года в года желающих попасть сюда в разы больше, чем мест в классе.
Верность школе
Один из корпусов Прогимназии № 81 окружен уютными деревянными домишками. Редко мимо проедет автомобиль. До центра рукой подать, а район тихий. Днем на площадках резвятся дети в ярких комбинезонах – гуляют гимназисты: подход к обучению в гимназии – исключительно здоровьесберегающий. Прогулка ученикам положена дважды в день. Исключение – первоклассники, они гуляют один раз: вторую прогулку им заменяет сон.
– Первоклассники устают. Они еще маленькие, чтобы без отдыха справляться со школьной нагрузкой и насыщенным режимом, – объясняет директор Прогимназии № 81 Татьяна Чернавина. – Спят они с удовольствием, а потом идут на кружки.
Татьяна Чернавина – директор с семилетним стажем, а учитель – с 27-летним. Начинала педагогическую карьеру она в 1994 году простым учителем начальных классов в Ухте. Время было непростое, отрасль образования теряла специалистов тысячами. Не выдерживая безденежья, педагоги уходили в «челноки», пытались открыть свой бизнес: хоть куда, лишь бы не в школу. Татьяна Викторовна выдержала тяготы переходного периода благодаря любви к профессии.
– Статус учителя был низким, зарплату тогда выдавали продуктовыми наборами, это было унизительно, недостойно звания учителя. Многие уходили, но многим удалось пережить все трудности и остаться. Практически весь мой институтский выпуск остался верен школе, – вспоминает Татьяна Викторовна. – Меня удивляет, что сейчас, когда профессия учителя возвращает свои позиции, достойной стала заработная плата, выпускники с педагогическим образованием тем не менее идут в менеджеры, а не в учителя.
В 2003 году Татьяна Чернавина переехала в Сыктывкар и устроилась на работу в Прогимназию № 81 учителем. Следующая ступень – завуч. А с 2015 года она руководит учреждением и справедливо считает, что работать в прогимназии весьма престижно. Нынешний коллектив из педагогов первой и высшей квалификационной категории развивает традиции предшественников и трудится под девизом: «Гимназическое образование – без побочных эффектов», то есть без перегрузок, переутомления и дезадаптации.
Учитель – гуру, тренер, врачеватель
В Прогимназии № 81 работают тринадцать единомышленников – преподавателей и воспитателей. Учитель четвертого класса, завуч Ирина Владимировна Кетова, пришла сюда молодым педагогом и работала в группе продленного дня под наставничеством знаменитой Галины Юрьевны Сметаниной, в класс к которой стремились отдать своих детей многие сыктывкарцы. Педагог со своим индивидуальным почерком, Галина Сметанина ставила ребенка в такие условия, что он естественным образом достигал высочайшей планки. Без нажима и надрыва, а как само собой разумеющееся следствие подхода к способностям ребенка, основанного на принципе «все дети талантливы». Директор сравнивает Галину Юрьевну, которая и на пенсии не прерывает связи с прогимназией, со знаменитым тренером чемпионок по фигурному катанию Этери Тутберидзе.
– Сегодня Ирина Владимировна – настоящий гуру начального общего образования. Учитель XXI века, она в совершенстве владеет современными образовательными технологиями. Ее ученики – неоднократные победители интеллектуальных конкурсов на муниципальном и всероссийском уровнях, – говорит директор.
На уроках Ольги Николаевны Касьяновой царит особая психологическая атмосфера: дети получают глубокие прочные знания по предметам, не испытывая стресса.
– Ее принцип – уважение к личности ребёнка как основа успешного обучения, – говорит о коллеге Татьяна Чернавина.
Музыку в прогимназии преподает Светлана Загидовна Гаджиева, «наш золотой голос», как говорят о ней в коллективе прогимназии. Лауреат конкурсов вокального мастерства на муниципальном, всероссийском, международном уровнях, она считает, что без музыкального воспитания личность ребёнка не может быть гармонично развитой, и воспитывает в детях любовь к прекрасному.
В меру строг и справедлив в работе с детьми учитель физкультуры Деметр Георгиев Вулджев. Идейный приверженец ЗОЖ, любимец всех мальчишек и девчонок, Деметр Георгиев с младых ногтей прививает ребятам любовь к спорту.
– Они с нетерпением ждут уроков физкультуры, а спортивные праздники с Деметром Георгиевым – любимое времяпрепровождение для всех учащихся, родителей и педагогов прогимназии, – подчеркивает директор.
Вопросы адаптации в прогимназии решает штатный психолог, к которому часто обращаются и родители. Просторный кабинет, релакс-уголок, удобные кресла – и тут же парты для занятий. Роза Геннадьевна Игнатова – педагог-психолог первой квалификационной категории. Врачеватель детских душ и помощник педагогов и родителей, как говорит о ней директор.
– Двери кабинета этого специалиста всегда открыты для посетителей. Индивидуальные беседы, тренинги, недели психологии – Роза Геннадьевна использует разные формы работы для создания положительного психологического климата и всегда найдет ответы на сложные детские и взрослые вопросы, – подчеркивает Татьяна Чернавина.
Главное – здоровье
Главная задача педагогов – создание более полных по сравнению с обычной школой условий для самовыражения учеников, их самоопределения и умения учиться. Тут детям дают не «удочку», а «рыбу». Творческая атмосфера продолжается и после уроков: на кружках и в секциях, в капустниках и по-домашнему теплых спектаклях.
Английский язык и робототехнику тут изучают с первого класса. Кроме того, в прогимназии стараются расширить возможности математического образования дошкольников и гимназистов. Педагоги разработали модель и дорожную карту развития математического образования. О том, что «математика в порядок ум приводит» независимо от возраста, еще Ломоносов говорил, а прогимназии в ближайшей перспективе станет Центром математического образования для детей дошкольного возраста.
– Но главное у нас все-таки не сами предметы и не внеурочка, а здоровье-сберегающий подход к организации образовательной деятельности. Даже каникулы у нас не как в обычных школах, а неделя отдыха после пяти-шести недель учебы, – объясняет директор прогимназии.
После уроков учителя передают подопечных воспитателям и педагогам дополнительного образования, а сами спокойно проверяют тетради и готовятся к следующему учебному дню. В этом несомненный плюс работы в прогимназии: домой учитель уходит не с полными сумками тетрадей, а завершив все дела трудового дня, чтобы вечер посвящать только себе и семье. Кто-то, возможно, усмотрит тут и минус: ведь в обычной школе, особенно если в ней две смены, учитель уходит домой уже в обед. Но в прогимназии в полном, но гармоничном рабочем дне, в котором есть место и для повышения своего профессионального уровня, и для участия в конкурсах, видят больше плюсов.
– В обычной школе учитель, может, и рад остаться после уроков, но на пороге уже стоит класс второй смены. А здесь такая возможность есть и можно не спешить. Кроме профессионального роста и полного погружения в профессиональную деятельность, наши плюсы – это комфортная обстановка, стабильный коллектив, особая, теплая, кулуарная атмосфера, – говорит директор.
Родители могут быть спокойны
Формат полного дня особенно ценят родители прогимназистов.
– Мы, как и многие семьи, мечтали попасть в это учебное заведение, – говорит главный редактор журнала «Радуга» Нина Новикова, дочь которой сейчас заканчивает прогимназию. – Мне, как занятой маме, было важно знать, что дочь под присмотром в течение всего дня. Иначе пришлось бы жертвовать работой, терять уровень доходов и испытывать массу неудобств. С первого же дня мы с дочкой оценили все плюсы такого формата. Во-первых, нет резкого перехода от режима детского сада к школьному, а значит, нет как таковой и адаптации. Во-вторых, учителя с первого дня делали все, чтобы сплотить детей, и класс быстро стал очень дружным. Я не переживала, толкнут ли дочь в коридоре, не будут ли ее обижать старшие. В такой камерной сплоченной обстановке это просто невозможно.
Отдельный пункт, ради которого стремятся сюда попасть, – питание. Во-первых, оно трехразовое. Во-вторых, качественное. К питанию дошкольников требования контролирующих организаций повышенное, так же питаются и школьники. Пюрешки, запеканки, оладьи, супы – как в детском саду, а значит, практически по-домашнему. И никаких тебе сухариков и чипсов в промежутках. Вечером родители «получают» сытого, в меру уставшего ребенка, который уже погулял, сделал все уроки, переполнен впечатлениями и готов поделиться ими с домашними.
В прогимназии подчеркивают, что у них не просто «классы-комплекты», а детско-родительские коллективы. Родители – неформальные участники школьных отношений. Не раз родители обращались к администрации прогимназии продлить обучение до шестого класса, чтобы сразу из-за школьной парты поступить в один из городских лицеев.
– Как показывает статистика, в лицеи поступают примерно шестьдесят процентов наших выпускников, они хорошо подготовлены и умеют учиться, – говорит Татьяна Чернавина. – Такие просьбы от родителей часто обусловлены боязнью перед школой: мол, из тепличных прогимназических условий ребенок сразу попадает в среднее звено обычного учебного заведения. Но наши дети совершенно спокойно проходят эту адаптацию и вписываются в школьный коллектив. К тому же, и администрация, и учителя рады нашим детям: они хорошо подготовлены и приучены к дисциплине. По сути, кроме полного дня, мы ничем не отличаемся от обычной школы. Прогимназия – это фирменное название учреждения, приставка «про» означает преддверие основного образования, за качество которого мы можем поручиться.
Полина РОМАНОВА
Фото Сергея Зиновьева