Сокровища Юванаяга

Национальный музей Республики Коми планирует отреставрировать уникальные археологические артефакты, возраст которых 1500 лет

Национальный музей Республики Коми инициировал мероприятия по сохранению древних артефактов. Совместно со специалистами музея-заповедника «Куликово поле» был разработан план по консервации и реставрации древнего железного шлема и бронзовой миски, найденных археологами Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН. Ученые уже назвали шлем уникальной для России находкой, поскольку аналогов ему на Российском Севере до сих пор не было.

В древнем погребении

Летом 2022 года археологический отряд Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН под руководством Евгения Попова проводил археологическую разведку с целью обследования современного состояния археологических памятников в долине реки Вишеры и её левого притока – реки Нившеры в Корткеросском районе Республики Коми.

«Во время осмотра территории могильника Юванаяг на склоне боровой террасы напротив старых раскопов (данный археологический район осваивается с 1980-х годов) были обнаружены остатки железного шлема и бронзовая миска. Шлем единственный в своем роде и не имеет аналогов среди находок, обнаруженных на Европейском Северо-Востоке страны», – отмечают в своем заключении младшие научные сотрудники отдела археологии ИЯЛИ Анастасия Белицкая и Евгений Попов.

Согласно информации, предоставленной Анастасией Белицкой, Юванаягский могильник – один из восьми курганных некрополей, известных в настоящее время в Республике Коми. Он был выявлен в 1986 году и исследовался в 1987–1988 годах сотрудником отдела археологии, кандидатом исторических наук Лидией Ивановной Ашихминой.

Анастасия Белицкая предполагает, что шлем мог находиться в камере погребения №5 кургана I. Она была облицована плахами, а ее перекрытие обуглено. В заполнении могилы найдены фрагменты кольчуги, из инвентаря сохранились предметы поясного набора из драгоценных металлов, украшенные в гуннском полихромном стиле. Могила носит следы преднамеренного разрушения в области верхней части тела. Исходя из совокупности этих фактов, можно предположить, что шлем мог лежать в изголовье.

«Шлем является уникальным для Республики Коми и крайне редким для территории России экземпляром, принадлежащим к ближневосточной оружейной традиции. Шлем состоит из двух половин, скрепленных между собой продольной полосой, идущей ото лба к затылку. В качестве украшения использованы латунные бляшки. Форма юванаягского шлема в виде высокого усеченного сфероконуса имеет аналогии в защитном снаряжении ближневосточных армий V-VII веков – это поздний этап существования Сасанидской империи. Шлем имитирует «шапку Митры» – божества, культ которого распространился в Иране эпоху правления династии Сасанидов», – заключает Анастасия Белицкая.

Иранский след в Коми тайге

Но откуда на территории древней Коми иранские предметы? Ученые предположили, что на позднем этапе эпохи Великого переселения народов (V–VII века н.э.) на северные земли проникали мигранты с развитой воинской культурой. По одной из точек зрения, появление погребений с оружием и доспехами могло быть следствием участия прикамского населения в военных кампаниях на восточных рубежах Римской империи. На это обстоятельство указывает и то, что обнаруженный в Юванаягском могильнике погребальный инвентарь содержит неизвестные ранее в регионе артефакты: предметы вооружения, украшения и детали костюма, выполненные из драгоценных металлов.

Особого внимания заслуживает фрагмент бронзовой миски, найденной вместе со шлемом. «Посуда изготовлена из высокооловянистой бронзы (исследования предметов проводились в лабораториях Института геологии Коми научного центра УрО РАН). Она изготовлена путём проковки литой заготовки при высокой температуре с последующей закалкой в воде, шлифовка проходила с использованием абразива. Такой способ изготовления был характерен для ближневосточных государств в I тысячелетии нашей эры», – так ученые описывают миску, возраст которой полторы тысячи лет.

Вопрос о назначении неорнаментированной металлической посуды I тыс. н.э. слабо изучен. Традиционно она считается культовой, использовавшейся в погребальной обрядовой практике.

С научным подходом

После того как археологи провели исследования, юванаягские находки передали в фонды Национального музея Республики Коми. Работу с древними предметами решили доверить одной из лучших отечественных реставрационных мастерских.

– Весной к нам приезжали коллеги из музея-заповедника «Куликово поле». С этим музеем нас связывает давняя дружба и плодотворная работа. Ранее их реставраторы по нашей просьбе консервировали коллекцию памятных медалей, датируемых XVIII–XX веками. Зная высокий профессиональный уровень тульских реставраторов, мы обратились к ним за помощью в работе над новыми артефактами, – рассказала директор Национального музея Коми Светлана Владимировна Бандура.

Шлем и миску осмотрел реставратор высшей категории, заведующий отделом реставрации и консервации Музея-заповедника «Куликово поле» Виталий Николаевич Шмелев.

– Могу предположить, что обладателем шлема был статусный человек или воин. Возможно, чаша и шлем имели ценность для их обладателя, несли особый символизм, поэтому эти предметы решили захоронить с владельцем. Шлем и миска – это дар усопшему, – рассказал Виталий Шмелев. – До наших дней сохранилась только затылочная часть шлема, передняя часть, к сожалению, утрачена. Сохранившийся фрагмент состоит из спаянных пластин, которые понизу украшают латунные бляшечеки.

Реставратор Виталий Шмелев.

По словам реставратора, его команде предстоит непростая работа с предметами. Дело в том, что многие века шлем и миска пролежали в земле. Там, в непотревоженном культурном слое, нет резких перепадов температуры, а влажность относительно постоянна. При извлечении находок из земли они покинули привычную среду, подвергаясь резким температурно-влажностным колебаниям. Опасность разрушения археологических находок в таких условиях очень велика.

Чтобы этого не допустить, сотрудники Национального музея Республики Коми подготовили техническое задание, на основании которого Виталий Николаевич сформировал программу реставрационных работ.

– Прежде всего, стоит задача провести поверхностную расчистку, укрепить наиболее уязвимые места шлема. Будем стараться стабилизировать предмет, чтобы от него не отслаивались кусочки коррозии. Очистку постараемся провести с ювелирной точностью и максимально сохранить декоративные бляшечки. Затем головной убор обработаем антикоррозионными составами, а хрупкие и ослабленные участки – полимерными составами. В завершение законсервируем восковыми составами, – объяснил задумку руководитель реставрационной группы.

– С миской ситуация обстоит сложнее. На дне ритуальной посуды, изготовленной из оловянистой бронзы, ученые выявили атакомит. Исследователи предполагают, что перед захоронением в чашу поместили соль с ритуальными целями. Однако спустя столетия она окислилась и соляные «язвы» белого, зеленого цвета полностью покрыли миску, а это губительно для металла. Цель реставраторов – максимально вывести соли с поверхности миски, вернуть на место отломленные кусочки изделия, а затем стабилизировать его.

– Чтобы дать артефактам новую жизнь, их направят в Тулу, в реставрационные мастерские. Очень надеемся, что после обновления древний шлем и миску мы сможем увидеть в новой экспозиции отдела истории Национального музея Республики Коми.

Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото Национального музея Республики Коми и КНЦ УрО РАН