Хрупкое рукоделие

Ухтинский мастер Ирина Алексеева впервые представила свои изделия в Национальной галерее Республики Коми.

Стекло так давно и прочно вошло в быт человека, что мы уже мало задумываемся о том, откуда оно берется, как рождаются изделия из него. Тем более что большинство стеклянных предметов сегодня создаются промышленным способом. Сталкиваясь же с изделиями ручной работы, понимаешь, насколько это непростое дело. В отличие от многих других ремесел, тут мало иметь художественный вкус, умелые руки и исходный материал. Требуются и специальное оборудование, инструменты, специфические знания…

Ухтинка Ирина Алексеева занялась созданием стеклянных изделий около десяти лет назад. Нынешней весной прошла персональная выставка Ирины Викторовны в Национальной галерее Республики Коми. Представленные работы были высоко оценены экспертами и вызвали заметный интерес посетителей. А у нашего журнала вызвал интерес сам факт того, что женщина занялась таким необычным делом, как обработка стекла. Тем более, что это «рукоделие» для Ирины – всего лишь хобби.

По образованию наша героиня – преподаватель математики, информатики и вычислительной техники. По окончании физико-математического факультета Казанского педагогического института успела три года отработать в школе по специальности. Но, несмотря на профессию «физика», в ней всегда жил и «лирик»: с юности была тяга к художественному творчеству. В школе и студенчестве Ирина охотно оформляла стенгазеты и факультетскую газету. Жалея, что не получила художественного образования, в институте, на параллельном факультете общественных профессий, получила дополнительное образование художника-оформителя. Одной из работ в рамках этого курса было панно, имитирующее витраж: роспись на стекле красками.

В 1997 году Ирина переехала из Татарстана в Ухту. И за 20 лет жизни здесь стала настоящей северянкой.

Около десяти лет назад Ирина Викторовна побывала в Эрмитаже на экспозиции старинных немецких витражей. Витражи настолько ее восхитили, что она вдохновилась идеей попробовать себя в этом виде творчества. Начала с изучения многочисленных мастер-классов в интернете. Получив там определенные теоретические знания, по совету специалиста создав эскиз будущего изделия, его чертежи и выкройки (да, сначала стекло «раскраивают»!), она посетила в Санкт-Петербурге мастер-класс по витражному искусству. Там же и создала свое первое изделие: подсвечник «Лотос» в технике тиффани. Эту работу, к слову, не стыдно показать и сегодня – она вошла в экспозицию выставки в Сыктывкаре.

Затем был ряд поездок в Израиль, на семинар в специализированном колледже Верцбергер, и в Чехию – на курс стеклодувного мастерства в студии Ajeto в Сосновом Бору. Известного израильского мастера и директора колледжа стекла Моти Верцбергера Ирина сегодня называет своим главным учителем. Именно на его занятиях она познакомилась со старинными, возрожденными ныне технологиями обработки стекла с красивыми и загадочными названиями фьюзинг, тиффани, лэмпворк, моллирование… Познакомилась – и окончательно поняла, что это увлечение у нее теперь навсегда.

За десятилетие работы со стеклом Ирина Викторовна освоила многие приемы ремесла и создала порядка сотни самых разных работ (учитывая, что на одно изделие может уходить от нескольких часов до нескольких недель). Приняла участие в ряде выставок: в усинском музейно-выставочном центре «Вортас» , музее Ухтинского государственного технического университета. В 2014 году она стала участником выставки «Мир стекла-2014» салона ArtGlass в ЦВК «Экспоцентр» (Москва), а в 2016 году в Историко-краеведческом музее Ухты была открыта ее персональная выставка. Сыктывкарцы могли увидеть работы Ирины Алексеевой на выставке «Мастер года-2013», где она стала лауреатом в номинации «Художественная обработка стекла», а в апреле нынешнего года жители и гости столицы смогли познакомиться с творчеством мастера более предметно.

В Национальной галерее было представлено около 50 авторских работ, начиная от совсем маленьких, вроде женских украшений, и заканчивая такими масштабными работами как настенные панно, столики и светильники. В целом же, изделия Ирины – это предназначенные для различных интерьеров декоративные композиции, светильники, подсвечники, тарелки и шкатулки. Украшения – от сережек и брошей до изысканных гарнитуров «на выход». Один из представленных в Сыктывкаре комплектов украшений, к примеру, Ирина сделала к свадьбе своей дочери…

Экспозицию изделий дополнили инструменты и заготовки, приоткрывающие тайны процесса обработки стекла. Основной расходный материал – различное стекло – Ирина заказывает из-за рубежа. Видов и марок стекла много, оно разное по своим качествам, с различным коэффициентом расширения. В одном изделии можно «спекать» только один вид стекла. К примеру, даже беря обычное бутылочное стекло, мастер не сплавляет его в одной работе с другим бутылочным (вроде бы, точно таким же). Даже внешне абсолютно одинаковые бутылки могут быть «сварены» по разным «рецептам» и иметь разные физические свойства (вот где пригодились знания физики, полученные в институте!). А значит, готовое изделие из разнородного стекла может разрушиться.

А в витражных и мозаичных работах можно сочетать друг с другом самые различные материалы. Ирина использует не только стекло разного происхождения, обработанное к тому же в разных техниках, но и другие подручные материалы. Например, очень красивы и дают широкий простор для творчества полупрозрачные и прозрачные срезы агатов. В ход идут даже стеклышки, обкатанные морем! Очень любит и активно использует Ирина металл: знакомый часовщик отдает много всяких деталек…

Сегодня стекло – основная деятельность Ирины. Но работает она с ним, по большому счету, для души, поэтому – по вдохновению. Благо, есть возможность не ставить работу художника на поток ремесленника. Конечно, случаются работы на заказ – к примеру, подарочные или наградные, для спортивной школы, тарелочки, подсвечники (особенно – в виде елочек, перед Новым годом), украшения. Кое-что Ирина делает на продажу (те же подсвечники), приобрести эти изделия можно через ее группу «Калейдоскоп» на сайте «ВКонтакте». Но сказать, что зарабатывает этим, было бы неправдой. Особенно учитывая дороговизну содержания мастерской, оборудования, расходных материалов и затраченные кропотливый труд и время.

Ирина охотно делится секретами своего хобби со всеми, кто этим интересуется. Бывало даже, что в ее мастерской и под ее руководством люди своими руками делали небольшие изделия для себя – к примеру, подсвечники. Ирине предлагали провести и полноценный мастер-класс. Но она говорит об этом так: «Я – не профессионал и не имею права зарабатывать деньги обучением других. Мне самой еще нужно много учиться»… Хотя, глядя на работы Ирины Алексеевой, понимаешь: как истинный художник, она еще и слишком скромна. Ведь ее работы настолько восхитительны, что любоваться ими можно бесконечно.

Ирина САМАР
Фото Ивана ФЕДОСЕЕВА

Вы также можете просмотреть полную версию публикации в формате PDF

(с) Регион, №5/2017