Август: Иван Торопов. Писатель-труженик
90 лет назад, 27 августа 1928 года в деревне Гурган Койгородской волости в семье колхозника родился будущий Народный писатель Республики Коми Иван Григорьевич Торопов. Современник столпов коми литературы Альберта Ванеева, Серафима Попова, Геннадия Юшкова, он привнес в коми прозу эпичность и дух «железного» военного и послевоенного времени. Созданный им Федя Мелехин – это собирательный образ целого поколения коми тружеников. И сегодня по произведениям Ивана Торопова можно и нужно узнавать коми характер и историю родного края.
Чтобы узнать лучше Ивана Торопова, достаточно прочесть его прозу. Вся она – о нем самом. Выдумывать автору ничего не пришлось – жизнь поставила его в такие условия, что только садись и записывай. Когда умерла мать Торопова, мальчишке было всего 14 лет. Отец погиб на фронте под Ленинградом в самом начале войны. Иван остался старшим – кормильцем и воспитателем. За ним – еще трое – два брата и 4-летняя сестренка, которую пришлось отдать в детдом. Время было голодное – и подмерзшей картошке радовались, как прянику.
Начало жизни – как в страшной сказке. Эту «сказку» он описывал в своих рассказах. Описывал не страшно, а буднично. Однако некоторые из исследователей усматривают в его прозе былинное начало. Взять рассказ «Шуркин бульон». Жили-были три брата – богатыри махонькие. Младший – красоты неописуемой, «ангелочек», средний – советчик и помощник, а старший – хозяин, кормилец, которому надо совершить чудо – поднять на ноги заболевшего младшего. Для продолжения жизни надо совершить практически «ритуальное» убийство, проведя ночь в лесу, борясь с холодом и страхами, и добыть лесного красавца-богатыря, тотемного глухаря. В лес подростка «отправляет» старый дед – хранитель мудрости и рецептов спасения. Эта извечная, былинно-сказочная, а на деле самая что ни на есть актуальная формула выживания заключена в реалистическом рассказе.
Из рассказа в рассказ, от повести к повести путешествует взрослеющий Иван Торопов в образе Феди Мелехина по страницам своих многочисленных книг. Торопову повезло с переводчиком. Станислав Панкратов стал не просто литературным «толмачем», а практически соавтором, наделяя каждую фразу коми автора глубинным смыслом. Кроме того, достоянием русскоязычного читателя рассказы и повести Торопова помогли сделать Александр Рекемчук, Петр Столповский, Дмитрий Фролов. Кроме русского, произведения Народного писателя Коми переводили на белорусский, болгарский, венгерский, украинский и чувашский языки.
На вопрос читателей, много ли автобиографического в его творчестве, Иван Торопов ответил так: «Можно сказать – и много и мало. У меня, у автора, автобиография в те годы была подлинней, а также и богаче, и потяжелей. Но изображение Феди, по-моему, получилось убедительнее и проникновеннее, потому что в нем плотно спрессовалось самое значительное из тогдашней жизни…»
Как-то умудряясь обойти тогдашнюю цензуру, Торопов наряду с образами коми колхозников включает в свои произведения ссыльных и репресированных вроде доходяги Казимира Будзиловского. 28-летний Шура Рубакин в двух словах объясняет, почему с образованием у него проблемы: учили, мол, меня «у пня». «В тридцатом привезли нас в эти края, с Тихого Дона… Табором ехали, как цыгане, старые и малые… Есть почти нечего, из одежды – только что на себе… Привезли: самая глухомань непролазная: хотите жить – вот вам земля, стройтесь».
В армии Торопов оттрубил четыре года. Служил в Германии. Уже тогда читал каждую свободную минуту. Ни институтов, ни вечерних школ рядом не оказалось, университеты коми парню заменили книги. После армии – год кочегарки в родном Койгородском леспромхозе. Освоил школьную программу и уже женатым человеком поступил в Сыктывкаре в вечерне-заочную школу. «Школьника» тут же принимают в Республиканский радиокомитет. За 12 лет, пройдя путь от корреспондента до старшего редактора, Торопов объехал всю республику.
В 17 лет будущий народный писатель отправляет первое стихотворение в журнал «Войвыв кодзув». Оттуда приходит суровый ответ: чтобы хорошо писать, нужно много знать и соображать. Только спустя 13 лет очерки молодого журналиста стали печатать на страницах «сурового» журнала. В 1962 году свет увидела первая повесть «Ныв локтiс пармао» («Девушка приходит в парму»), а спустя два года вышла и одноименная книга.
В 1966 году Торопов переходит на работу в журнал, который более десяти лет назад отверг его перо. Здесь он работает 21 год.
Окончив Литинститут, И. Торопов пишет уже мастерски, его издают в Сыктывкаре и Москве, союзных и национальных республиках. В 1969 году он стал членом Союза писателей СССР. В 1980-е годы был удостоен Государственной премии РСФСР имени Горького за цикл рассказов и повестей «Вам жить дальше», награжден орденом Дружбы народов.
Две дочери Торопова – гуманитарии – в отца. Галина преподавала русский язык и литературу в прилузской школе, Вера работает в Коми научном центре. Возможно, литератором стал бы сын Торопова, но с ребенком связана семейная трагедия: младенцем он был похищен из коляски у детской поликлиники. Мальчика не нашли…
Умер Иван Торопов 21 апреля 2011 года в Сыктывкаре.
Оксана ПЕТРОВА
«Вся моя жизнь подробно еще не написана. А те, кто захочет всесторонне узнать о ней, а также поближе ознакомиться с жизнью моих сверстников, моего поколения, – все это можно сделать, прочитав мои книги».
Иван Торопов