От жеста – к слову

Благодаря программе МАКАТОН и сыктывкарским специалистам
родители и их дети с нарушениями речи находят путь к полноценному общению

МАКАТОН – это уникальный язык общения для людей с серьезными нарушениями речи, который применяют в 50 странах мира в работе не только с детьми, но и взрослыми с широким спектром коммуникативных трудностей: с ДЦП, аутизмом, множественными нарушениями развития, синдромом Дауна и редкими генетическими заболеваниями, а также болезнью Альцгеймера или деменцией, последствиями перенесенного инсульта и другими проблемами. Это своего рода жестовый язык с применением символов и звучащей речи, очень простой в использовании даже для маленьких детей и специально адаптированный для россиян. Сегодня можно с уверенностью сказать, что МАКАТОН пришел и в Республику Коми – вместе с проектом, разработанным активистами Коми региональной общественной организации специалистов системы интеграции «Интегративный мир» для семей, воспитывающих детей с особенностями развития.


Валентина Мусанова и Оксана Демченко.

Все началось с того, что в 2015 году два специалиста Регионального центра развития социальных технологий Валентина Мусанова и Оксана Демченко в рамках республиканской программы «Право быть равным» успешно прошли обучение в московском Центре лечебной педагогики и стали единственными сертифицированными тьюторами программы МАКАТОН в Республике Коми.  

Имея большой опыт в области социальной сферы, специалисты всерьез задумались о проблемах семей, воспитывающих детей с особенностями развития, количество которых в республике из года в год увеличивается. По статистике на 2018 год, 3301 ребенок имеет инвалидность по причине редких генетических заболеваний, особенностей интеллектуального развития, эмоционально-волевой сферы и других проблем, которые зачастую негативно сказываются на уровне их речевого развития. Для детей, у которых полностью или частично отсутствует полноценная речь, очень важным становится общение с окружающими их людьми при помощи жестов или символов. Британская мультимодальная программа МАКАТОН и является таким помощником в общении, другими словами, методом альтернативной коммуникации.


Тренинговые курсы по программе МАКАТОН открывают перед родителями детей с нарушениями речи новые возможности коммуникации.

В 2017 году проект «МАКАТОН: альтернативная коммуникация для детей с особенностями развития и их семей» был рекомендован Коми республиканской организацией Всероссийского общества инвалидов и объявлен в числе победителей конкурсного отбора проектов среди социально ориентированных некоммерческих организаций на получение субсидии из бюджета Республики Коми. Партнером проекта выступило ООО «МН Институт Регионального Развития», оказавшее финансовую помощь на приобретение необходимой мебели для занятий. И уже в ноябре локальные тьюторы и активисты «Интегративного мира» Валентина Мусанова и Оксана Демченко приступили к его реализации. На средства гранта было закуплено необходимое оборудование для проведения обучающих тренинговых курсов для родителей и специалистов, занятых в системе реабилитации людей с инвалидностью.

Тьюторами была разработана программа обучающего курса, подготовлены методические материалы для участников проекта, заключены договоры с добровольцами из нескольких муниципальных образований.

Первый обучающий курс по теме «Использование мультимодальной программы «МАКАТОН» в социальной реабилитации детей с ментальной инвалидностью» был организован для группы педагогов-психологов, воспитателей, логопедов ГБУ РК «Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат», где проживают более 100 детей с особенностями ментального развития и отсутствием или системными нарушениями речи.

После прохождения двухдневного тренингового курса, спустя две недели регулярных занятий со своими подопечными специалисты Кочпонского интерната достигли очень высоких результатов. У всех воспитанников экспериментальной группы повысился уровень коммуникации, дети стали активнее использовать язык жестов по системе МАКАТОН, изобретать свои жестовые знаки. Дети стали более эмоциональными, у них появился интерес к общению, желание участвовать в занятиях со специалистами, у некоторых сформировалось более уверенное поведение.

Второй обучающий тренинговый курс «МАКАТОН: мультимодальная программа альтернативной коммуникации» состоялся на базе Интегративного детского центра «Лекотека» для группы из 12 сыктывкарских родителей детей с инвалидностью, имеющих серьезные речевые нарушения. И этот тренинг позволил достигнуть уникальных результатов за довольно короткий период. После обучения родителей мультимодальной программе их дети уже через неделю общения по системе МАКАТОН стали активно повторять и использовать жесты, дети с синдромом Дауна и ментальной инвалидностью стали произносить отдельные слова, проявляя повышенный интерес к общению со своими родителями. Родители, испытывающие многие годы каждодневные проблемы в общении со своими неговорящими детьми, были шокированы этими переменами в результате использования очень простого метода альтернативной коммуникации. Дети впервые смогли произнести слова «мама» и «папа», сделать выбор продуктов питания, используя соответствующие жесты и даже слова.
– Первое, что мы начали говорить с помощью МАКАТОНа – это слова «дедушка», «колбаса» и «сосиски», – рассказала Галина Коробейникова, мама семилетней Светланы, ребенка с синдромом Дауна. – Самое интересное, что дедушку Светик называла только по имени. В первый же день после занятий по программе МАКАТОН, используя жесты, Светик сказала слово «дедушка», при этом очень быстро жест ушел, а слово осталось.

Наблюдения родителей и специалистов доказывают, что МАКАТОН не заменяет речь. Напротив, общение ребенка с близкими при помощи жестов МАКАТОН подталкивает его перейти к устной речи. Ведь не случайно, что даже типично развивающиеся младенцы используют жесты до того, как научатся говорить. Более того, исследования ученых из Национального института глухоты и других коммуникативных нарушений США показали, что жесты людей обрабатываются теми же отделами мозга, что и произносимые слова или написанные символы. Поэтому, начав общаться с помощью жестов и символов, многие люди затем замещают их устной речью.

В январе 2018 года В. Мусанова и О. Демченко были приглашены в Ухту для проведения очередных тренинговых курсов. Обучающие занятия проходили в рамках работы зимней школы для детей с особенностями развития «Маленький принц» на базе студенческого санатория-профилактория в местечке Крохаль. Тренинговые группы были сформированы из 8 родителей и 20 специалистов учреждений социального обслуживания, образования, здравоохранения Ухты, Сосногорска и Сыктывкара. А в апреле обучение прошли специалисты сети Лекотек, предоставляющие услуги детям-инвалидам дошкольного возраста с различными формами коммуникативных и интеллектуальных трудностей, а также группа родителей из Сыктывкара и Сысольского района республики. Можно с уверенностью сказать, что МАКАТОН значительно расширил свои границы.

В планах локальных тьюторов на 2018 год – разработка видеокурса и отработка навыка жестового языка с участниками проекта, поскольку жесты имеют свойство быстро стираться из памяти.

Ирина ПОПОВА