Коквицкий магнит

В деревне Эжолты Эльвира Дмитрошина обустроила усадьбу «Марьюш ордын»

Встретили нас в Эжолты, что на Коквицкой горе в Усть-Вымском районе, блинами. К блинам прилагались домашний творог, жареный свежий улов, деревенский кисель, рагу из овощей с огорода и самовар. Ко всему этому — улыбка хозяйки, с которой через пять минут мы говорили как со старой знакомой. Эльвира Дмитрошина — хозяйка усадьбы «Марьюш ордын» — встретила нас в народном костюме. Это в миру она Эльвира Анатольевна, а в усадьбе — Марья, отсюда и название – в переводе с коми «В гостях у Марьи».

«Памятник Сталину»

Марья-Эльвира не только накормит-напоит, но и мастер-классы проведет, на рыбалку да по грибы сводит, на гитаре сыграет и экскурсию по легендарной горе проведет. У нее – городской жительницы, переехавшей в деревню навсегда 18 лет назад, — свой взгляд на местные легенды и предания. В основе его – бережное отношение к традициям.

Именно поэтому, помимо сказочного стола и окружающей природной красоты, на Коквицкой горе с нами поделились сомнениями.

— А вы точно напишете так, как мы расскажем? — осторожно спросили Эльвира и ее единомышленница, краевед и экскурсовод Надежда Каракчиева.

— Ну, конечно! А откуда сомнения? — удивилась я. И тут последовал рассказ о «развесистой клюкве», которой пичкают туристов люди, не погруженные в историю Коквицкой горы. Из последних ее плодов — байка о «единственном в республике памятнике Сталину», расположенному в Коквицах. Когда экскурсовод услышала это от одного из гостей, а позже прочитала в блоге российского туриста, просто дар речи потеряла. «И смешно, и обидно», — говорят женщины.

В Коквицах действительно установлен внушительный памятник усатому человеку. Но стоит взглянуть на него, и сразу станет ясно, что с таким выражением лица Сталин не мог вести страну к светлому будущему, а за образ «депрессивного» вождя его создатель давно был бы отправлен намного севернее Коквиц – и надолго. Усы – единственное сходство могучего воина, скорбно склонившего голову в память о товарищах, погибших на полях сражений гражданской войны, с вождем народов. Памятник действительно уникален — своей масштабностью, монументальностью и одновременно лиричностью, камерностью и теперь уже редкостью: век минул, как сложили головы за новую власть Козловы, Першуковы, Новиков, Туркин, Полугрудов, Окулов и Чукичев с Коквицкой горы, как гласит надпись на мемориальной доске.

Стержень мироздания

Памятник «вождю» — не единственное заблуждение, попавшее в головы посещающих здешние места туристов. Никогда Эльвира Дмитрошина не станет утверждать, что, если посидеть на знаменитом камне в Эжолты, да еще и с другом или подругой сердца, все в личной жизни вмиг наладится. Не уверена она, что камень лечит от женских болезней, как часто уверяют туристов, да и в том, что Стефан Пермский когда-то приплыл сюда по реке на такой глыбе, тоже сомневается. Зато уверена, что камень этот — «центр» Коквицкой горы, тот самый основной стержень, держащий ее мироздание. Недаром же не удалось докопаться не то что до его основания, но даже до середины, сколько комсомольцы в прошлом веке ни пытались, борясь с «пережитками прошлого» и прочими предрассудками. И комсомольцы, и большевики, и вся советская власть канули в лету, а камень — вот он — стоит, возвышается над коми землей, как айсберг, корни которого на неведомой глубине.
Так же, как глубока земля под эжолтинским камнем, глубоки традиции и сам дух Коквицкой горы. Тур в Эжолты не ограничивается знакомством лишь с этой деревней и ее окрестностями. А тем, кто пишет про заповедный край в Усть-Вымском районе, его жители советуют основываться при этом не на слухах и чужих впечатлениях, а сверяться если не с историками, то хотя бы с ними.

10 писателей на 13 деревень

Деревни Коквицкой горы растянулись на полсотни километров. Числом их тринадцать. От края до края тут — Эжолты, Лыаты, Назар, Ипа, Кожмудор, Туискерес, Сюлатуй, Коквицы. Но у горы два крыла, поэтому, если в Кожмудоре повернуть налево, то вы попадете в Семуково, Гажакерес, Заречье и Кырс. Каждое из этих мест заслуживает отдельного путешествия и рассказа. Например, в Кырсе старинных домов, теснящихся вокруг полуразрушенной часовни, гораздо больше, чем жителей. Последних тут осталось всего восемь. В Семуково восстанавливается огромный каменный храм XIX века. Тут же — молодежный центр, где микуньский педагог Светлана Бобина взращивает будущих неравнодушных граждан.

Гажакерес раньше назывался Попкерос. Тут самое большое в республике число обережных крестов, которые появились в старину после пожаров, уничтоживших полдеревни. От Сюлатуя можно добраться до святого источника Кирика и Иулитты – христианской матери и ее трехлетнего сына, мученически погибших от рук царя-язычника. Чудеса, являвшиеся по молитвам этих святых, происходят и в наши дни.

А еще места эти – литературные. С Коквицкой горы вышли с десяток писателей, столько же государственных и общественных деятелей. Среди первых – поэт Евгений Козлов, его однофамилица, детская писательница и председатель Союза писателей Коми Елена Козлова, поэтессы Ольга Баженова и Надежда Павлова, прозаики Николай Щукин и Алексей Полугрудов, драматург Александр Ларев. Из самых известных государственных мужей можно назвать в первую очередь председателя Совета министров и президиума Верховного Совета Коми АССР Зосиму Панева, который тоже не был чужд писательству — оставил замечательные мемуары.

Есть женщины в коми селеньях

Дому Дмитрошиных 18 лет, а усадьбе – всего два. Еще не зная о том, что скоро потеряет работу, Эльвира Анатольевна — в 2016 году заведующая Домом культуры – зарегистрировала ИП и стала подумывать о том, «а что, если». Думы и мечты воплотились в жизнь год спустя. За идеей родился проект, за ним нашлись единомышленники. Сейчас Марья-Эльвира предлагает гостям тур выходного дня – хлебосольный прием и прогулки по окрестностям. На развитие туризма хозяйка смотрит не только «изнутри», но и глазами отчасти городского человека. Она знает, что городскому гостю нужны чистый воздух, экологичная и обильная еда, какой нет в городе, и занятия, отличные от городских. Еще сильны воспоминания ее, «диванного ребенка», никогда не бывавшего в деревне, о первых впечатлениях от села.

— Ни картошку никогда не сажала, ни корову не доила, ни печь не видела, — вспоминает она. – И вот в 1998-м, когда повсеместно перестали платить зарплату и все стало валиться из рук, муж, попавший под сокращение, сказал: едем!

И они поехали. Причем сразу порвав с городом. Как в омут с головой, кинулись в новую жизнь – со скотиной, огородом, рыбалкой, лесом. Дмитрошины – русские, однако Эльвира выучила коми язык, который на Коквицкой горе чтут и берегут.

— Идей очень много, — говорит Эльвира. – Тут, видимо, воздух такой, что они сами собой рождаются. И сама Коквицкая гора – как магнит, притягивает. Можно показать гостям рыбалку со старинной и современной снастью, познакомить с охотничьим промыслом, научить доить козу, петь русские и коми песни.

И хоть помогают Эльвире Дмитрошиной в ее деле муж и четверо сыновей, ставку она делает на женщин. Реализация проектов ИП часто требует софинансирования, а денег у новоиспеченных предпринимателей пока нет. Поэтому год назад из женского клуба «Веретенце» тут родилось НКО «Женское движение Коквицкой горы». В нем – вокальный и два танцевальных коллектива, спортивное объединение. Творческий потенциал местных женщин, готовых поддержать любое начинание, только раскрывается, считает Дмитрошина. «Женщины – движущая сила всего, а без этого НКО туризм у нас не развить», — поясняет она.

Благодаря новой НКО удалось выиграть два гранта – республиканского Минкульта и фонда Тимченко. На полученные средства начали ремонт в выкупленном бывшем здании детского сада, заказали ткацкое оборудование, приобрели аппаратуру и заказали сценические костюмы, довели до ума несколько помещений, где можно будет располагать гостей на ночлег и проводить мастер-классы по ткачеству. Страсть к нему у Дмитрошиной в крови. Плести коврики-гобелены в технике лучевого ткачества она научила младшего сына, а стены в трапезной усадьбы увешаны ее работами. Гости видят в ней кто мандалы, кто круги мироздания. А один коврик даже выделил художник-этнофутурист Юрий Лисовский, когда в гости в усадьбу приезжали участники пленэра «Клюква».

К культуре – через «шведский стол»

Свой потенциал Эльвира Дмитрошина видит в развитии школьного краеведческого туризма. Отъехав от города всего сто километров, школьники погрузятся в национальную культуру: услышат коми речь, познакомятся с коми кухней, домашними животными, традиционной сельской архитектурой, увидят на старинных домах красные звезды (так после Великой Отечественной отмечали дома воинов), а во дворах – православные кресты.

Но начинается тур неизменно с застолья – какие же экскурсии на голодный желудок! В «трапезной» при желании размещается до 45 человек. После обильного завтрака по принципу «шведского стола» гости под руководством хозяйки начинают печь шаньги. Заранее она их никогда не готовит – все должно быть по-настоящему. Гости просеивают ржаную муку сквозь сито, месят тесто, лепят формы, готовят начинку, закладывают ее в будущие шаньги – и отправляют в печь. И все это в сопровождении рассказов о народной культуре. Например, у детей «отвисает челюсть», когда они узнают, что их сверстников в старину… перепекали в печи, чтобы выгнать из них хворь, и Жихарка из сказки – вполне себе реальный персонаж. Пока шаньги пекутся, наступает черед народных игр. Ну, а потом уж приходит время чая – если позволяет погода, на берегу озера Эжолты в сотне метров от усадьбы. И какой чай! «Магазинной» заварки там нет, а только то, что испокон века поило и питало коми человека.

Хорошо бы еще районные власти помогали, мечтает Дмитрошина. Хотя бы небольшой рекламой в школах. Хорошо бы и транспортом, когда на мероприятия приглашают.
Был у Эльвиры и опыт проведения «познавательных корпоративов», принимала она и три десятка байкеров, которые помогли ей осознать ценность русской печи – еще в те времена, когда она только начала помышлять о развитии туризма.

— А еще мы очень нужны тем, кто «потерял себя», — вспоминает Дмитрошина один из непростых опытов. В тур выходного дня привезли женщин, попавших в непростую жизненную ситуацию, с детьми. Мужьями битые, жизнью потрепанные, веру в себя и ближних потерявшие, – много повидали они на своем веку. И зашли в дом – мрачные, настороженные, недоверчивые. Эльвира и Надежда Каракчиева испугались: как же им помочь, как расшевелить? Чуть не в пляс пускались – ничего не помогало. Женщины стали оттаивать, когда в руки им попало тесто, а когда дело дошло до чая с шаньгами на берегу озера, их было уже не узнать – плечи расправили, стали шутить, помолодели. И уезжали из Эжолты другими людьми.

Полина РОМАНОВА

Фото автора и из архива Э.Дмитрошиной

Усть-Вымский район,
дер. Эжолты, 22.
Тел.: +7 (909)120-26-61.
Е-mail: dmitroshina.elvira@mail.ru.
Группа ВКонтакте:
https://vk.com/maryoshordyin.