«Сыктывкарса тулыс»: классика на новый лад

Фестиваль оперного и балетного искусства подготовил для поклонников две премьеры, галерею звезд и творческие дискуссии

XXXI международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна») имени народной артистки России Ии Бобраковой начался 10 апреля с яркой премьеры оперетты Кальмана «Фиалка Монмартра», а завершился Гала-концертом в последний день апреля.

В фестивальном сезоне 2021 года вышли сразу две премьеры – опереточная и балетная, «Фиалка Монмартра» и «Яг-Морт».

«Будем играть джаз!»

10 и 11 апреля фестиваль на сцене Коми республиканского театра оперы и балета феерично открылся долгожданной премьерой – одной из поздних оперетт Имре Кальмана «Фиалка Монмартра», написанной в 1930 году.

Сцена театра значительно увеличилась: оркестр во главе с дирижером переместился на подмостки, а закрытая оркестровая яма стала продолжением площадки, на которой в течение трех часов поют, танцуют, играют и даже исполняют брейк-данс.Это уже не Париж почти столичной давности; как только открывается занавес, зрителю становится понятно, что речь пойдет о нашем времени: перед зрителем три красавца-студента: художник, композитор и поэт – в кроссовках, джинсах, бейсболке и модном худи. Главные герои представляются и даже кратко рассказывают, о чем пойдет речь в спектакле, который буквально рождается на наших глазах.

– Это очень оптимистичный спектакль и одна из лучших оперетт у Кальмана, – рассказал главный режиссер театра Илья Можайский. – Он посвятил ее своей жене, русской актрисе, взяв сюжет оперы «Богема» и наделив его счастливым концом. Герои оперетты верят в свою судьбу, и она действительно в конце улыбается им. Мы сейчас все немного подавлены, а мне хочется, чтобы все верили в то, что все будет хорошо. Вот эту радость зритель уносит с нашего спектакля.

В современном прочтении оперетты задействована практически вся труппа театра. Пятеро героев, «молодежная команда», как назвал их режиссер, – движущая сила всего спектакля. Многие действующие лица появляются из зрительного зала, начиная действие прямо между рядов кресел.

Цветочница Виолетта (Анастасия Морараш и Иране Ибрагимли) выходит из темноты зала с велосипедом, на котором развозит букеты. Пораженный редким пением Виолетты, студент-композитор Марсель Эрве (Михаил Ярмольский и Борис Калашников) приглашает ее в мансарду, чтобы познакомить с друзьями. Каждый из них ждет, что вот-вот создаст шедевр и разбогатеет, но пока им даже нечем платить за комнату.

По этой причине и распадается пара главных героев. Рауль Делакруа (Андрей Ковалев и Николай Калашников) любит Мадлен, а Мадлен Тиссе (Елена Лодыгина и Дарья Гапонова) – деньги. Между ними стоит источник этих самых денег – фарсовая фигура генерала Фраскатти (Анатолий Журавлев и Николай Глебов), назначенного министром изящных искусств. Еще один угол треугольника – секретарь министра Леблан, к которому в финале уходит Мадлен.

Но пока Мадлен купается в роскоши, место хозяйки в мансарде занимает Виолетта, на которую студенты делают ставку в своей будущей постановке новой оперетты. Внезапно свалившееся на героев долгожданное богатство – 3 тысячи франков за проданную картину Рауля – они тратят не на поездку в Италию, о которой мечтали, а на то, чтобы выкупить Виолетту у деспотичного опекуна.

На протяжении всего спектакля две героини, две противоположности, делают свой выбор: Виолетта в пользу дружбы, любви и самопожертвования, Мадлен – в пользу денег, успеха и карьеры.

Два состава артистов отыграли оперетту в первые два дня фестиваля. Дублера нет только у двух исполнителей: добряка-шотландца, «ветерана театральной сцены» Томаса Скотта в исполнении Геннадия Муралева и мрачного домашнего тирана-опекуна Виолетты Париджи (Максим Палий). Целый ряд кинематографических ассоциаций пронесся у зрителей, оценивших партию второго плана. А все потому, что художник по костюмам Наталия Кравченко смело осовременила образы, максимально приблизив их к нашим дням. Косухи, рваные джинсы, легинсы, платья оверсайз и прочие предметы гардероба XXI века совершенно органично слились с музыкой Кальмана. Неслучайно перед премьерой главный дирижер Роман Денисов обронил с улыбкой: «Будем играть джаз!» И дело не в том, что воздух того времени в Париже был пропитан мотивами регтайма и джаза, а в необычайной легкости постановки.

Легкость – пожалуй, самое точное определение для атмосферы постановки. Легки переходы и взаимоотношения героев, легки декорации – лаконичные, условные, легок переход Романа Денисова от роли дирижера к роли посредника между актерами и даже главного пожарного парижского театра. «Впервые я на сцене в качестве артиста. Это непросто», – признался Денисов. Тем не менее с ролью он справился прекрасно.

Становятся участниками действа и музыканты. Зритель не замечает пюпитров, скрытых белыми тумбами, изображающих столики в уличном парижском кафе. Лаконичное оформление сцены в светлых тонах сценографом Юрием Самодуровым главный режиссер объяснил так:

– Я видел много вариантов оформления, и ни одно мне не понравилось. Все хотят воссоздать атмосферу города, мансарду, улицу, я же хочу привнести легкость, условность. «Настоящий» Париж раздражает. У нас на сцене все немного выбеленное, немного эстетское, светлое, просторное. Как только эту пьесу хотят сделать по классическому образцу, она сразу становится тяжелой. А она должна искриться, как шампанское.

Пятое действие

У национального достояния Республики Коми – балета Якова Перепелицы «Яг-Морт» в этом году юбилей: ровно 60 лет назад его поставили на сыктывкарской сцене, а после провезли по стране и даже показали по центральному телевидению. Нынешняя версия балета – пятая. Сыктывкарский зритель увидел ее премьеру 17 и 18 апреля.

Цель новой постановки – возобновить интерес к самому знаменитому театральному спектаклю республики. Подготовительная работа к постановке продолжалась более года. Содержание либретто спектакля было переработано Екатериной Ширяевой. Произошло переосмысление роли «главного злодея», лесного человека Яг-Морта. Теперь он не олицетворение слепой враждебной людям стихии, а сам жертва обстоятельств, несчастной любви и вторжения человека в природу.

Дирижер-постановщик балета Роман Денисов скрупулезно работал с оригиналом партитуры Якова Перепелицы и восстановил отдельные фрагменты музыкального материала буквально по крупицам. Раритетную рукопись, предоставленную Национальным музеем Республики Коми, пришлось изучать с помощью… зеркала. Сцен в балете стало больше. Снова появился давно забытый хоровой материал, в сцену ижемского праздника «Луд» вернули Па-де-де, увеличился и хронометраж спектакля, а также была сделана новая оркестровка всей партитуры балета.

Прежде чем приступить к работе, Екатерина Ширяева и молодой балетмейстер-постановщик Александр Рюнтю встретились в Москве с народной артисткой Коми АССР, заслуженной артисткой РСФСР Ольгой Коханчук – первой исполнительницей роли Райды. Она рассказала много интересного из истории первой постановки балета.

К двум основным компонентам – музыке и хореографии – в версии «Яг-Морта» 2021 года добавился и третий – великолепные костюмы и мультимедийные проекционные декорации, созданные на основе эскизов главного художника театра Юрия Самодурова и художника-этнофутуриста Юрия Лисовского. Это первый опыт работы театра с такими сложными техническими решениями, благодаря которым зритель видит на сцене объемные динамические декорации.

– Сегодня, в эпоху Netflix и «Тик-тока», невозможно оставаться в 90-х. Прежние версии балета хороши для историков и театроведов, но сегодня в театре они идти не могут. Поэтому мы делаем современную и адаптивную редакцию, которая отличается динамикой и красивой хореографией, – заявил на пресс-конференции, предваряющей фестиваль, Александр Рюнтю.

Не балетом единым

14 апреля прошел концерт симфонической музыки по произведениям Феликса Мендельсона. Сыктывкарская публика уже привыкла к подобным «деликатесам», однако на этот раз гвоздем программы стал молодой скрипач, один из самых известных звезд мировой сцены молодого поколения, москвич Айлен Притчин.

Впервые в рамках фестиваля в Купольном зале Национальной галереи Республики Коми, под старинными сводами которой прошел вечер камерной вокальной музыки «Под сенью муз». Вечер стал не только погружением в музыку, но и просветительским проектом под руководством профессора Московской консерватории Елены Савельевой и театроведа Надежды Кузяковой.

24 апреля театр снова блеснул «Сказками Гофмана» Оффенбаха – на этот раз с великолепным молодым тенором из Санкт-Петербурга Романом Арндтом, исполнившим партию Гофмана, и уже давно полюбившемся нашей публике московским баритоном Дмитрием Степановичем. Показ стал генеральной репетицией перед Днями Республики Коми в Москве и Санкт-Петербурге, которые пройдут в мае и июне.

Специально к фестивалю в театре восстановили оперу Джакомо Пуччини «Тоска». Главные партии в этом спектакле исполнили мастера высочайшего уровня – народный артист России, солист МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко Евгений Поликанин (Скарпиа), солист Большого театра Олег Долгов (Каварадосси) и сопрано Елена Аюшева (Флория Тоска). Дирижер спектакля – Ариф Дадашев из МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, когда-то начинавший свою профессиональную карьеру в нашем театре.

Гостем фестиваля наконец-то стал Пермский театр оперы и балета. Переговоры велись давно, но только в этом году совпали возможности и желания двух театров. На вечере балетов Михаила Фокина 25 апреля сыктывкарцы познакомились с одноактными балетами одного из самых известных мировых хореографов XX века.

«Сыктывкарса тулыс» никогда не был диалогом только зрителя и артистов. Это обмен опытом, большие и маленькие сценические победы, дискуссии. Так, 16 марта в фойе театра прошел круглый стол на тему «Фестивали и специальные проекты как инструмент продвижения учреждения культуры и развития новых форм работы с аудиторией», организованный в содружестве с известным информационным агентством «Музыкальный клондайк».

На следующий день ценителей балетного искусства ожидал настоящий подарок – творческая встреча с прима-балериной Мариинского театра Юлией Махалиной и заслуженным артистом России, главным балетмейстером нашего театра Андреем Меркурьевым.

«Классическая банда»


Дмитрий Сибирцев: «Понятие «слушать оперу» широкое».

Несомненное украшение афиши фестиваля – концерт «Такая большая любовь» арт-проекта «ТенорА XXI века» под управлением известного российского музыканта и продюсера Дмитрия Сибирцева, который напомнит зрителям «стадионные» концерты классиков оперной сцены. В Сыктывкар приехала великолепная четверка мастеров оперного пения: Максим Пастер, Георгий Фараджев, Станислав Мостовой, Сергей Писарев.

В рамках фестиваля Дмитрий Сибирцев провел встречу со зрителями на тему «Как слушать оперу».

– Понятие «слушать оперу» широкое. Мы можем ее слушать, а можем смотреть. Если задача – максимально качественно услышать музыкальное произведение, то мы берем запись и наслаждаемся прекрасными голосами и оркестром. Если мы хотим зрелище – идем в театр. Тут каждый выбирает свое, – рассказал Дмитрий Сибирцев. – Есть люди, которые совершенно не приемлют новаторства в опере и хотят увидеть то, что задумали авторы, а сейчас очень популярно уходить от классических образцов. Здесь надо ориентироваться на аудиторию.

Участников арт-проекта Дмитрий Сибирцев шутя называет «классической бандой», делая упор, разумеется, на эпитет «классический». Состав постоянный и на протяжении полутора десятков лет обновлялся лишь несколько раз по серьезным причинам.

– Главный критерий – участник коллектива должен быть солистом оперного театра, но параллельно работать и в других жанрах, – говорит художественный руководитель. – Ну, и человеческие качества очень важны. Учитывая, что мы даем около сотни концертов в год, а значит, проводим вместе много времени, надо быть друг с другом в очень хороших отношениях, несмотря на то что «тенор тенору тенор».

Рассказывая о программе, которую «ТенорА» привез в Сыктывкар, Дмитрий Сибирцев называет ее «своим родным ребенком». В нее вошли и классические оперные арии, и композиции в жанре кроссовер.

– Это и Роберто Аланья, и Мацелло Альбарес, замечательные певцы, которые собирают стадионы, – говорит продюсер.

Полина РОМАНОВА

Фото пресс-службы Театра оперы и балета РК и агентства «Комиинформ»


«Тоска» с Еленой Аюшеевой в главной партии.

Директор Театра оперы и балета Республики Коми Дмитрий Степанов:


– Фестиваль «Сыктывкарская весна» в год 100-летнего юбилея Республики Коми – это уникальный культурный форум, ярко демонстрирующий возможности современного музыкального театра и великолепный творческий потенциал нашей труппы.

Высокий художественный уровень, новые идеи и современные театральные приемы, яркие творческие победы, гости – выдающиеся мастера сцены, и, что очень важно, присутствие зрителей благодаря снятым ограничениям – вот чем запомнится нынешний фестиваль.

Одну из премьер фестиваля –балет «Яг-Морт» – уже в мае и июне увидят в Москве и Санкт-Петербурге, а осенью этого года и в других городах страны в рамках запланированных гастрольных туров нашего театра.