Тимур Шалашнев: «У железнодорожников Республики Коми большие перспективы»

Значение Северной железной дороги для Республики Коми трудно переоценить. Для некоторых удаленных районов она является единственной транспортной артерией, связывающей населенные пункты с Большой землей. Восемь тысяч железнодорожников работают на территории региона. Развернутая длина железнодорожных путей составляет 2,3 тысячи километров, более половины из них эксплуатируется в условиях Крайнего Севера и Заполярья.

Ежегодно услугами железнодорожного транспорта пользуются 600 грузоотправителей, 500 грузополучателей и 2,5 миллиона пассажиров. Клиентами Северной магистрали являются такие предприятия, как «Газпром», «Северсталь», «ЛУКОЙЛ-Коми», «Воркутауголь», «Боксит Тимана», Ухтинский нефтеперерабатывающий завод, «Монди Сыктывкарский ЛПК» и ряд других лесоперерабатывающих компаний Республики Коми.

2018 год оказался насыщен очень важными для железнодорожников-северян событиями. Все свои успехи и достижения они посвящают полуторавековому юбилею родной Северной магистрали. О них журналу «Регион» рассказывает заместитель начальника Северной железной дороги по территориальному управлению Тимур Шалашнев.

«Мы вплотную приступили к возведению нового железнодорожного вокзала в Сосногорске. Весной был заложен символический камень в основание строительства. Выкопан котлован, идет заливка фундамента. Следующий этап – монтаж нового здания».

– Тимур Николаевич, какие важные изменения произошли в 2018 году?

– В первую очередь я хотел бы порадовать пассажиров и сообщить, что мы вплотную приступили к возведению нового железнодорожного вокзала в Сосногорске. Весной был заложен символический камень в основание строительства, а в конце сентября было демонтировано здание старого железнодорожного вокзала. Сейчас на станции работает временное модульное здание с кассами и залом ожидания. Выкопан котлован, идет заливка фундамента. Следующий этап – монтаж нового здания.

Здание вокзала будет одноэтажным в классическом стиле. Вокзальный комплекс вместе с перронной платформой будут адаптированы для маломобильных пассажиров. Строительство планируется вести с применением технологии объемно-модульного домостроения, что позволит ускорить срок реализации проекта.

В августе между ОАО «РЖД» и правительством Республики Коми подписано соглашение о реконструкции вокзала Сосногорск. Она будет вестись за счет средств инвестиционной программы холдинга. Республика Коми обеспечит подключение вокзала к городским коммуникациям и их модернизацию, а также благоустройство привокзальной территории.

– В сентябре произошло и другое значимое для пассажиров событие – запуск скорого поезда Сыктывкар-Усинск. Чем новый поезд отличается от обычного?

– Ежедневно, начиная с 24 сентября, между столицей Коми и нефтяной столицей республики курсирует дневной экспресс. Он доставляет пассажиров к месту назначения в два раза быстрее обычного. В пути следования поезд останавливается для посадки и высадки пассажиров на пяти станциях: в Микуни, Ухте, Сосногорске, Ираеле, Печоре. Составы поезда включают вагон-буфет и комфортабельные вагоны: купе с местами для маломобильных пассажиров, плацкарт, сидячий. Обслуживают пассажиров три поездные бригады, две из них – молодежные.

Дневной экспресс – это совместный проект компании «Российские железные дороги» и правительства региона. Республика Коми тоже внесла в него свою лепту. Аудиогид рассказывает пассажирам о городах и станциях, расположенных на пути следования, и их истории. В интерьер купейных вагонов поезда включены национальные мотивы: занавески, салфетки украшены вышивкой с коми орнаментом, продаются местные сувениры.

Могу сказать, что с самого первого рейса новый поезд пользуется большой популярностью среди пассажиров.

«Ежедневно, начиная с 24 сентября, между столицей Коми и нефтяной столицей республики курсирует дневной экспресс. Он доставляет пассажиров к месту назначения в два раза быстрее обычного».

– Знаю, что важная новость у вас припасена и для другой категории клиентов – грузоотправителей и грузополучателей: в августе подписано распоряжение федерального правительства о строительстве Северного широтного хода. Какие перспективы связаны с этим проектом?

– Северный широтный ход – очень важный транспортный проект не только для Северной дороги и РЖД, но и в целом для России. В сентябре было заключено концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации СШХ. В рамках концессии будут построены новый железнодорожный участок Салехард-Надым протяженностью более 350 км, мосты через реки Обь и Надым и подходы к ним. ОАО «РЖД» в рамках своей инвестиционной программы выполнит реконструкцию примыкающих участков Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги Северной железной дороги, включая станцию Обская, а также железнодорожной линии Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево Свердловской железной дороги.

Значительная часть работ по проекту будет вестись на территории Республики Коми. На отдельных участках планируется построить второй главный путь, оснастить пути автоматизированной системой блокировки. Нам предстоит реконструировать целый ряд грузовых станций, а также построить новые.

Строительство Северного широтного хода будет вестись до 2023 года. Общая протяженность нового железнодорожного полотна составит 707 км. Этот транспортный коридор сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири, к северным морским портам. Для нас, железнодорожников, СШХ – это новая инфраструктура и новые производственные объекты, новые рабочие места, а в будущем – и новые транспортные потоки. Прогнозируемый объем перевозок – 23,9 миллиона тонн, преимущественно это газовый конденсат и нефтеналивные грузы. По окончании строительства мы получим дополнительный грузооборот, увеличив его практически в 2,5 раза.

– На северных станциях идет активное строительство, а в Сосногорске уже появились новые железнодорожные предприятия. Какие именно?

– 1 декабря 2017 года в Сосногорске открыто вагонное эксплуатационное депо с численностью 480 работников. Костяк коллектива составили сосногорские вагонники и наши коллеги из Сольвычегодского региона. На новое предприятие возложены функции по обслуживанию и текущему ремонту грузовых вагонов.

С 1 января текущего года в Сосногорске открылась механизированная дистанция инфраструктуры. Теперь здесь базируются снегоуборочные машины и техника, самоходный подвижной состав.

На станции Кожва строится цех по ремонту и обслуживанию путевой техники. На станции Песец ведутся проектно-изыскательские работы для строительства поста электрической централизации, на станциях Косью и Кожим – служебно-технических зданий.

Инвестиционные вложения, выделенные ОАО «РЖД» Сосногорскому территориальному управлению в 2018 году, составляют почти полтора миллиарда рублей. Часть средств направлена на оздоровление путевого комплекса. В течение лета капитальным ремонтом было охвачено 53 км пути. Теперь развернутая длина бесстыкового пути на территории Республики Коми составляет одну тысячу километров!

Инвестиции в развитие региона позволяют повысить устойчивость работы предприятий, обеспечить безопасность и бесперебойность доставки пассажиров и грузов.
Железнодорожные предприятия Сосногорского территориального управления СЖД в течение первого полугодия 2018 года перечислили в бюджет Республики Коми и местные бюджеты 777 миллионов рублей. Это тоже наш вклад в развитие республики.

– Тимур Николаевич, каких производственных успехов добились железнодорожные предприятия региона в год 150-летия Северной магистрали?

– Достижений у нас немало. В числе победителей производственных соревнований на сети РЖД значатся коллективы Сосногорской дистанции гражданских сооружений, Воркутинской дистанции электроснабжения, эксплуатационного локомотивного депо Воркута, Княжпогостской дистанции пути, а также коллектив Елецкой дистанции пути, на содержании и обслуживании которого находится самый северный и самый сложный участок магистрали.

Пользуясь случаем, хочу поздравить своих коллег-железнодорож-ников и ветеранов отрасли, наших клиентов и партнеров с юбилеем Северной магистрали.
История Северной железной дороги – это история развития Севера. И каждый новый километр железнодорожного пути делает Север доступнее, а его жителей мобильнее. С каждым годом мы увеличиваем скорости движения поездов, вводим новые маршруты, как пассажирские, так и грузовые. И в любые времена, в самых суровых условиях железнодорожники работают самоотверженно, профессионально и ответственно. Желаю новых успехов и больших перспектив каждому железнодорожнику, каждому пассажиру и клиенту и процветания – нашей родной Северной магистрали.

Беседовала Галина ЛАВРИНЕНКО

Фото пресс-служб СЖД и Администрации Главы РК

«Строительство Северного широтного хода будет вестись до 2023 года. Общая протяженность нового железнодорожного полотна составит 707 км. Этот транспортный коридор сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири, к северным морским портам. Для нас, железнодорожников, СШХ – это новая инфраструктура и новые производственные объекты, новые рабочие места, а в будущем – и новые транспортные потоки».