Глазами собаки

В Молодежном театре Республики Коми поставили «Каштанку»

В конце прошлого года Молодежный театр Республики Коми представил зрителям новую работу – спектакль «Каштанка» по рассказу А.П. Чехова в постановке режиссера Дениса Рассыхаева. Этот спектакль он посвятил беззаветной преданности и любви, на которую способны только братья наши меньшие.

Рассказ Чехова о маленькой собаке, потерявшей на городских улицах своего любимого хозяина – столяра и пьяницу Луку Александрыча, известен нам всем с детства, но и годы спустя его трогательность и глубокий, хотя и очень простой смысл, не теряет остроты восприятия. Поэтому режиссер, ставивший спектакли в жанре апокалипсиса («Зверь»), остросоциальные постановки («Игра в фанты») и даже советскую классику («Свадьба с приданым»), выбрал этот, казалось бы, детский – в плане адресата – текст.

– Здесь автор говорит сам за себя. «Каштанка» – это не драматический материал, инсценировку я писал сам, и самое сложное для меня было перевести в драматургию то, что написано в прозе. У Чехова все показано глазами собаки, он пытался постичь, как собака видит мир, и в этом – решение спектакля, – рассказал режиссер. – Каштанка просто любит безвозмездно, преданно и готова за своего хозяина отдать жизнь. Пусть он над ней издевался, а новый хозяин заботился и кормил вдоволь, она забывает обо всем и чувствует себя самой счастливой на свете, когда снова оказывается рядом с Лукой Александрычем и Федюшкой.
В работе над постановочным материалом режиссер изучил историю создания рассказа. Оказывается, у Каштанки был реальный прототип, и, скорее всего, не один. Владимир Дуров, глава известной цирковой династии, был дружен с Чеховым и рассказывал, что сюжет взят из жизни: в его цирке работала точно такая же рыжая такса. Брат же Чехова, вспоминая их детство в Таганроге, говорил, что похожая на Каштанку собака бегала по причалу за своим вечно нетрезвым хозяином, и это детское впечатление отразилось в творчестве писателя.

В театре историю собаки, которая однажды попала на цирковую арену и стала на ней настоящей звездой, но променяла славу на прежнюю жизнь рядом с хозяином, рассказывают клоуны бродячего цирка.
– Мы с уважением относимся к автору, и он дает нам почву для воображения. Например, чтобы цирк был настоящим, в работе мы задействовали школу акробатики: Илья Емельяненков научил артистов сложным элементам, поддержкам. Пластическое решение Ангелины Комлевой выдержано в жанре клоунады, также нам помогал специалист по клоунаде актер Андрей Запускалов. А животные – гусь, кот, свинья, у которых в рассказе нет слов, – говорят словами персонажей чеховских пьес, то есть своих текстов мы не придумывали, – отметил Денис Рассыхаев.
Художник Эрих Вильсон превратил сцену в цирковую арену с большой каруселью в центре, конструкция которой позволяет менять и преображать место действия. Это и аттракцион, и шумная городская улица, в круговерти которой потерялась собака, и комната столяра, и квартира доброго клоуна, который пожалел и подобрал Каштанку. И, конечно, цирк, в котором выступают кот Тимофей Иванович, гусь Иван Иванович, свинья Хавронья Ивановна и Тетка-Каштанка, хохочут Арлекины и поют грустные песни Пьеро.

– Моей задачей было сделать такое оформление сцены, чтобы оно было легкое, мобильное и не мешало актерам. Во время работы мы получали колоссальное удовольствие, когда отрабатывали эскизы костюмов, мы и смеялись, и плакали, купались в этом материале, он стал настоящей отдушиной, – вспомнил время репетиций художник.
Главную героиню спектакля попеременно играют две актрисы: Александра Рочева и Кристина Чернева, они же по очереди исполняют роль сына столяра Федюшки. Премьеру в роли Каштанки играла Александра Рочева, она рассказала о своих впечатлениях от работы.
– Репетиционный процесс был очень приятным, слаженным, мне нравится наша сплоченность. Мы доверяем режиссеру, он доверяет нам, понимаем друг друга, можно сказать, с полуслова. А классический материал дает возможность глубоко поразмышлять. У Чехова нет никакой «воды», актеры понимают, что они играют. Конечно, сложности были в исполнении акробатических номеров, но, когда знаешь, к какой цели ты идешь и кто рядом с тобой, это очень вдохновляет и помогает, – считает актриса.
Вжиться в роль Александре Рочевой помогла фантазия: она пыталась представить себя ребенком, в большом городе отставшим от мамы.
Анна Боян играет в «Каштанке» свинью Хавронью Ивановну. По словам актрисы, ее немного обижало, когда по роли к ней обращались так: «Свинья стоит здесь», «Свинья идет туда» и т.д.

– Я считаю, что она и у меня, и у моей коллеги Юлии Экрот, которая играет Хавронью Ивановну в другом составе, получилась наимилейшим созданием. Хотя было непросто: это не человек и не животное, еще и существовать надо в клоунаде, – рассказала о сложностях роли Анна Боян. – Мы постарались внести в спектакль юмор и любовь, ведь все эти звери любят друг друга, и когда они теряют своего товарища, гуся, это большая трагедия и боль для всех. Я была равнодушна к животным, но не потому что я жестокий человек, просто у меня не было домашних животных в детстве. Ну собака и собака, а бродячих собак, говорили, вообще надо остерегаться, но сейчас я как-то по-другому стала на них смотреть. Спустя многие годы совершенно иначе стала воспринимать это произведение и сейчас я читаю его сыну.
Несмотря на то, что авторы спектакля работали по Чехову, постановку нельзя назвать традиционной интерпретацией классики. Кроме уже названных Арлекино и Пьеро на сцене появляются Городские Тени – актеры в длинных мантиях и на ходулях, пугающие заблудившуюся Каштанку; позаимствованные из «Гарри Поттера» Дементоры – с ними приходит смерть и забирает гуся Ивана Ивановича. Еще один образ смерти, появляющийся в спектакле, – маска Безликого из мультфильма Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками». Небольшой рассказ на сцене превратился в полуторачасовую постановку, но действие спектакля очень динамично благодаря пластическому существованию актеров, акробатическим номерам и музыкальному оформлению.

Планировалось, что постановка будет идти на малой сцене Театра драмы им. В. Савина, но из-за огромного зрительского интереса «Каштанку» перенесли в главный зал, и теперь больше зрителей, взрослых и маленьких, сможет посмотреть спектакль.

Юлия ЛЕГОТИНА

Фото пресс-службы Академического театра драмы им. В.А. Савина

Спектакль поставлен при поддержке федеральной программы «Культура малой Родины»