Светлана Баурова: «Цыгане любят жизнь»
Ее любимая литературная героиня – Эсмеральда, а сама она баронесса – не по статусу, а по крови. Представительница одного из самых известных цыганских родов Республики Коми – Светлана Баурова, активистка Национально-культурной автономии цыган в Республике Коми, племянница цыганского барона Михаила Баурова, – гостья очередного выпуска рубрики «Здесь наш дом».
Бауровы в Выльгорте. 1976 г.
– В Коми несколько цыганских родов: кроме Бауровых, известны Басковы, Чистяковы, Вишняковы, Жуковы. Как все они оказались в республике?
– Корни нашего рода – Бауровых – из Архангельской губернии. Бабушка моей бабушки – русская, дочь православного священника. Вышла замуж без разрешения батюшки за питерского цыгана. От него и идет наша фамилия – Бауровы. Они кочевали по стране и в 50-е годы вместе со многими другими родами переехали в Коми. Это уже было поколение моей бабушки. Мой дед – местный цыган, но у него тоже есть русские корни. Оседлую жизнь, связанную с так называемым «указом об оседлости» 1956 года, мы начали здесь. В Коми АССР были все условия, чтобы разводить коней, обрабатывать землю. Уже тут у моей бабушки родились трое сыновей и две дочери. Дед с бабушкой всем дали образование, построили дома.
– Насколько крепки у цыган Коми семейные устои и традиции?
– Нынешний наш барон Михаил Бауров женился еще по старым традициям. Родители узнали, что в Москве есть хорошая девушка, поехали, сосватали ее. Жених и невеста увиделись только на свадьбе. Раньше цыгане старались не допускать смешанных браков, женились и выходили замуж только за своих. Бывали, конечно, исключения – вот как у моей русской прапрабабушки. Но она же приучала весь наш род к вере и православным традициям. Раньше семьи цыган были многодетными, сейчас в них, как правило, по два-три ребенка, и смешанных браков все больше. Например, моя дочь замужем за белорусом, живут они в Европе.
Света Баурова с мамой Еленой Дмитриевной.
– А лошадей цыгане сейчас держат?
– Очень редко. Ведь раньше на них пахали, а теперь их заменили культиваторы, трактора. А для развлечения лошадь держать дорого.
– Говорят, ближайшие вам родственники – индийцы. Вы интересовались этим вопросом?
– Да, это наш пранарод, отсюда у цыган и кастовость. Всего у цыган насчитывается 80 этнических групп. Несмотря на общий язык, люли, кэлдэрары, карачи, крымские цыгане, татарские, мы – русские цыгане, можем не понять друг друга – отличаются диалекты.
В знаменитом театре «Ромэн» есть спектакль «Мы – цыгане». Им всегда открывается и закрывается сезон. В нем показано, откуда мы вышли, там представлены многие этногруппы, реальные сюжеты переплетены с литературной основой.
– Благодаря литературе, о цыганах существуют легенды и стереотипы. Горький описывал цыган как свободолюбивых сказочных богатырей – вспомним Лойко Зобара и Радду, Мериме воспел Кармэн. Лесков показывал, как юные цыганки гибнут в неволе от любви и тоски. Под этим есть реальная основа?
– Конечно. Цыгане – вольный, яркий народ, но при этом трудолюбивый. Мы любим петь, танцевать. Бывали трудные времена, но и тогда, уложив детей спать, цыгане продолжали сидеть у костра и пели всю ночь, хотя могли бы лечь спать, чтобы отдохнуть. Цыгане любят жизнь. Кстати, название моего ансамбля – «Шафранка» – переводится как свободолюбивая. Моя любимая цыганская героиня – Эсмеральда.
Бауровы в период кочевой жизни. Дата снимка неизвестна.
– Самый экзотический факт о цыганах для меня – в том, что их национальное блюдо – жареный еж. Пробовали когда-нибудь?
– Нет (смеется). Цыган много, они раскиданы по всему миру. Нет в мире страны, где не было бы цыган. И все они разные. Да, есть какие-то общие проявления – черные глаза, яркая внешность, но много и стереотипов про нас. Например, никто не носит браслеты россыпью и не обвешивает себя золотом. Видите, я даже серьги не ношу. Что касается жареного ежа, скорее всего, это блюдо западных кочевых цыган синти, обусловленное образом жизни, тем, что во время гонений им приходилось скрываться в лесах.
– А какие национальные блюда готовите вы?
– Лично в нашем роду женщины умеют готовить потрясающий сметанный суп. Делается он так. Курица долго варится – так, чтобы у нее мясо само отходило от костей. Потом добавляем картошку и лук – вместе со сметаной. Ничего пережаривать не надо. После выключения пусть он немного настоится под крышкой.
Еще мы любим саломат, или по-цыгански «фарба». Для этого блюда нужны бараньи потроха. Их вымачивают, пережаривают вместе с кровью, добавляют лук и тушат. Это национальное блюдо. А вообще цыганки очень хорошо готовят: это и студни, и мясные рулетики с грибами, всевозможные соленья, мясо и рыба под овощными подушками, торты. Застолья у нас богатые. При этом не принято много пить. Ни мужчины, ни женщины у цыган не напиваются до бессознательного состояния – это считается неприличным.
Министр национальной политики Республики Коми Галина Габушева и председатель НКА цыган Михаил Бауров на праздновании 15-летия автономии. В тот год Михаилу Баурову было присвоено звание «Заслуженный работник Республики Коми». Сентябрь 2012 г.
В конце 1999 года прошел учредительный съезд общероссийской национально-культурной автономии цыган. Тогда Михаил Бауров был избран заместителем председателя федеральной автономии.
– В гадании, которым славятся цыгане, насколько они преуспели? Ведь многие убеждены, что это все «на публику», шоу? И чего тут больше: знания психологии или особого дара?
– Некоторые женщины нашей национальности действительно обладают такими способностями, силой – помогать людям. Такое есть и у меня, но я пользуюсь этим крайне редко, действительно в крайних случаях. Моя бабушка обладала даром лечить людей, она могла соединить, казалось бы, безнадежно разругавшихся супругов. Тут и знание психологии, и дар. Но употреблять его можно только во благо. Этому не научишься, способности передаются по крови. Но придавать им излишне мистическое значение не стоит. Это не экстрасенсы, колдуны и ведуньи, а родовая «метка», которую никто не «рекламирует». Это не обман. Конечно, не хочется мерить всех одним аршином: в любой нации есть хорошие и не очень представители, но на улице мы не гадаем и никогда не стали бы этим заниматься.
– А вы сталкивались с негативным отношением к цыганам?
– У нас в регионе существует проблема с трудоустройством. Даже при наличии образования, заполненной анкеты наши девушки не могут устроиться на работу. В Москве давно такого нет: национальность не имеет значения при устройстве на работу, но в Коми существует какой-то пережиток. При этом они не претендуют на какие-то значительные должности. Администратор, официантка, даже посудомойка – отказ. Дайте нам честным трудом заработать на жизнь! Приходится заводить ИП, заниматься работой на дому, готовить, кто-то перебивается благодаря родителям, мужьям. Я не буду называть компании, в которых они потерпели неудачу, но иногда приходится прибегать даже к помощи барона. Девочек ставят в такое положение, что они вынуждены искать работу в других регионах. Мы думаем о том, чтобы инициировать проведение круглого стола на эту тему.
– Какие праздники вы отмечаете?
– Самая значительная для нас дата – 8 апреля, День цыган. Это и день рождения нашей автономии. Цыгане – носители неповторимого культурного наследия. Чтобы сохранить его, 8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся Первый Всемирный цыганский конгресс, на котором присутствовали цыганские делегаты из тридцати стран. В том же году был создан Международный союз цыган, а цыгане всего мира признали себя единой нетерриториальной нацией и приняли свой флаг и гимн. На флаге нации на сине-зеленом фоне изображено колесо как символ дороги, свободолюбия и кочевого характера наших предков. В Москве эта дата отмечается очень пышно, в Сыктывкаре мы проводим концерты, собираемся общиной. Тогда же, 8 апреля, мы вспоминаем и трагические страницы нашей истории – геноцид цыган в годы второй мировой войны, начатый Гитлером. По разным исследованиям, количество жертв геноцида цыган составляет от двухсот тысяч до полутора миллионов человек, пострадавших – еще больше.
– Раскройте секрет, как становятся цыганским бароном?
– Это передается по наследству. У нас бароном был дед – отец Михаила Дмитриевича и моей мамы, а когда не стало его, стал Михаил Дмитриевич. В Международном союзе цыган, где он является комиссаром по экономике, он имеет официальный статус. Барон несет ответственность за всю общину. Кроме того, у нас есть совет старшин, который собирается в случае возникновения спорных ситуаций, конфликтов. Барон подключается, когда возникают драки, ссоры, помогает в трудных ситуациях – вмешательством, советом, деньгами. Барон по статусу должен быть состоятельным – к нему все идут за помощью. У нас и мама такая была – последнее готова была отдать. А одевалась как элегантно – как парижанка. Раньше были дефицитные колготки со стрелочками. Так не дай Бог, стрелочка перекосится – надо обязательно поправить. Подбирала и юбку, и туфли, и сумку в цвет.
– А титул баронессы передается автоматически?
– Ну, жена Михаила Дмитриевича автоматически стала «первой леди». По роду, неформально, мы считаемся баронессами, но официально такого титула не существует.
– Цыганский барон Михаил Бауров – уважаемый в Коми человек. А преемник у него есть?
– С этим проблема. Заменить его, по сути, некем. Деятельные, в основном, у нас женщины, и продвижением цыганской культуры никто, кроме него и меня, не занимается.
– А есть в мире прецеденты, когда цыганскую общину возглавляет женщина?
– Есть. Президент цыганской диаспоры России – Надежда Георгиевна Деметер.
– Как вы сохраняете цыганский язык, ведь он не имеет своей письменности?
– Язык передается из поколения в поколение. Это традиция. Мы говорим на нем в семьях. Наши дети двуязычные, а значит, у них развиваются оба полушария, они талантливы. Мы поем на цыганском, рассказываем детям сказки.
– Стала ли Республика Коми вашим домом?
– Разумеется. Многие из нашего клана уехали в Москву, но в Сыктывкар приезжаем практически каждый месяц. Республику никто из нас покинуть не может. Мы здесь покупаем квартиры, оставляем дома. Здесь наша «Шафранка», которой я продолжаю руководить. Куда бы мы ни уезжали, мы возвращаемся в Сыктывкар, куда бы мы ни приезжали, мы говорим, что мы из Коми. Мы очень любим свою республику и город. Эти наши улочки, переулочки, пусть кое-где и с разбитым асфальтом, пусть и без небоскребов, – они любимые. Мы сыктывкарские цыгане!
Беседовала Полина РОМАНОВА
Фото из архива семьи Бауровых
Коми региональная нацио-нально-культурная автономия цыган официально создана 22 января 1997 года – одной из первых среди общественных национально-культурных объединений республики.
Основные цели деятельности НКА цыган – создание условий для сохранения и возрождения национальных традиций, обычаев, языка, культуры, а также всемерное содействие развитию связей цыган на территории Республики Коми и за ее пределами, содействие выработке национальной политики, не противоречащей интересам других народов и наций.
В автономии сформировался самодеятельный ансамбль «Шатрица», который выступал на всех мероприятиях вместе с другими национальными общественными объединениями. В настоящее время состав и название ансамбля изменились. Руководителем ансамбля «Шафранка» является Светлана Баурова. А танцует в ансамбле уже второе поколение самодеятельных артисток – дочери и племянницы первого состава. Представители автономии участвуют в крупных мероприятиях города и республики, таких как Парад Дружбы, День Победы, День народного единства.