Асиф Исмаилов: «Мне снятся двуязычные сны»

«Регион» продолжает рубрику «Здесь наш дом», в которой мы знакомим читателей с национально-культурными автономиями в Республике Коми. Гость этого номера – председатель НКО «Азербайджан» Асиф Исмаилов.

– Много ли азербайджанцев живет в Коми?

– Когда я приехал сюда в 1985 году, азербайджанцев тут было шесть или десять человек, мы всех друг друга знали поименно и лично. Основной поток приехал в 90-е годы. Сегодня официальной статистики нет, но, по моим подсчетам, в республике живут и работают около 12 тысяч моих соотечественников.

– А как Вы попали на Север?

– Я приехал сюда сразу после окончания школы в 1985 году по приглашению родного дяди, который работал в Сыктывкаре в милиции. Первое впечатление у меня, когда прошло лето, было ужасным. Приехал я в теплое время, но когда впервые увидел сугробы, был ошарашен. К тому же Сыктывкар тогда далеко не был благоустроенным уютным городом. В первые же морозы под сорок мне захотелось обратно в Азербайджан, через четыре месяца после приезда я скис и стал тосковать по дому. Уговаривал и успокаивал меня дядя, они с женой старались создать для меня домашнюю атмосферу. Но это не очень помогало. Потом армия, три года в Авачинской бухте на Камчатке, военно-морской флот. По закону, надо было вернуться туда же, откуда тебя призвали, – в Сыктывкар. Ну, а после трех лет службы на дизельной подлодке никакие сугробы и морозы мне были уже не страшны, и я остался, начал самостоятельную жизнь, работал и учился, появились друзья. И, кстати, за время моей службы количество азербайджанцев в Коми значительно выросло.

– Всегда удивляюсь, как родители отпускают вчерашнего школьника за тридевять земель, да еще в совершенно непривычную среду. Мама не звала сына обратно?

– Мама приехала, когда я уже освоился. До этого, хоть и сам скучал, но ей писал, что все хорошо. У нас в семье шестеро детей: двое остались на родине, старший брат в Иркутске, брат и сестра в Нижнем Новгороде, я тут. Родители отправились на машине проведать детей. И вот она увидела все своими глазами. Ее впечатление от Нижнего до Сыктывкара: дорога и лес – и больше ничего. «Куда ты попал, сынок?!» – первым делом спросила она, приехав. Ей эти «дремучие» леса показались дикими. А мне – сказочными.

«С праздником Нооруз Байрам мы поздравляем и наших друзей других национальностей, дарим им наши сладости, крашеные яйца, конфеты. Мы участвуем и в праздниках других народов, потому что именно так можно ощутить атмосферу дружбы».

 

– Что же тут сказочного?

– Конечно, природа. Именно она помогает мне пережить непростые моменты. Это потрясающая красота, масштаб, величие – в любое время года. В детстве мы поздравляли друг друга открытками, помните, там были такие заснеженные ели, а среди них мчались сказочные сани, запряженные тройкой лошадей, или из лесу выходил Дед Мороз? И вот я тут, в Коми, попал в такую сказку – как на открытках, которые я хранил. Как будто детские мечты сбылись. И по сей день это впечатление не стерлось.

– Как удавалось преодолевать языковой барьер, как вы сохраняете родной язык сейчас?

– Коми для нас, когда-то приехавших сюда азербайджанцев, – вторая, географическая родина. Но тут родились наши дети и внуки, которые уже считают Коми своей родиной. Они говорят на русском языке без акцента, хотя прекрасно знают азербайджанский. Мой акцент уже никуда не денется. На родном языке я говорю часто – дома с женой, с друзьями. Как ни парадоксально, но лучше русского, приехав сюда, я знал коми язык, поскольку поселился в общежитии с ребятами из коми глубинки. Они сами не очень хорошо знали русский, поэтому до армии для меня языком межнационального общения был коми. Сейчас я легко перехожу с русского на азербайджанский и наоборот. Но думаю все-таки на русском. А вот сны снятся двуязычные.

– Вторая волна миграции ваших соотечественников в республику началась в 90-е. Как они приживались тут?

– Когда СССР распался и в бывших республиках установилось очень тяжелое положение, азербайджанцы стали приезжать массово – это была вторая волна. Они думали, что тут проще, кто-то до этого вообще ничего не слышал о Коми, приезжали наугад, покупая «билет в один конец». Тут тоже было непросто, но многие смогли закрепиться, найти работу, открыть свое дело. У кого-то начиналась настоящая депрессия, жены пугались холодов, но мы друг друга поддерживали. Официальной диаспоры еще не было, но традиционно мы держались вместе.

– Часто ли «коми азербайджанцы» уезжают на родину?

– Очень редко, чаще по серьезным семейным обстоятельствам. Сейчас они уже, что называется, пустили здесь корни, женили и выдали замуж детей, имеют свой бизнес. А вот хороним своих мы на родине – там, где могилы предков. Только если смешанный брак, и русская или коми жена хочет, чтобы муж был рядом и после смерти, в последний путь человека провожают тут.

– Национальное ремесло вашего народа – торговля. Именно с ней связан бизнес соотечественников в Коми?

– Многие думают, что азербайджанцы только торгуют. Это не так. Да, восточные люди склонны к торговле, но мы проявили себя в Коми в самых разных областях: и в медицине, и в строительстве, и в юриспруденции, и в госуправлении. Поэтому мы развенчиваем этот стереотип. Да, у нас много бизнесменов, но есть представители самых разных профессий. И торгуют наши земляки не только фруктами, они умеют торговать всем. И труд этот очень тяжелый. Взять те же фрукты. Надо вставать в четыре утра, идти на рынок, договариваться о поставках, доставке, хранении, сбыте – и так до позднего вечера. Все красиво организовать – тоже большой труд. Наши ребята с ним справляются.

– Как распределяются роли в азербайджанской семье?

– Азербайджанский мужчина – добытчик, он обеспечивает всю семью. Наши женщины чаще всего не работают: они занимаются детьми, кухней, гостями. Мы любим гостей, они бывают у нас почти каждый день, и мы всегда готовы к их приходу. В семье, конечно, мужчина «главнокомандующий», при этом культивируется уважение к женщине.

– Чему прежде всего учат детей в азербайджанских семьях?

– Первое – это уважение к старшим, особенно к родителям. Это главное, вы это заметите в любой семье, с любым достатком и социальной принадлежностью. Это должен видеть и гость – тогда ему у нас будет комфортно. Часто дети сталкиваются с иным отношением в обществе, в школьном классе. Тогда родители могут разобрать и оценить неподобающее поведение сверстников, чтобы ребенок сделал правильный вывод. Поверьте, если бы такое было в каждой семье, независимо от национальности, проблем в нашем обществе было бы гораздо меньше. Все зависит от воспитания и родителей. Большая ответственность на маме. Из-за занятости отцы не всегда могут принимать участие в воспитании, поэтому мама учит и готовить, и убирать, и почитать старших. Что касается девочки, не должно быть стыдно перед семьей жениха: она должна быть готова к самостоятельной жизни, быть хорошей хозяйкой. Мальчик – будущий защитник и добытчик.

– Как наказывают детей в семьях?

– Наказания как такового нет. Надо просто не доводить до того, чтобы ребенок повел себя плохо или неправильно. Ну, если уж необходимо дать оценку его проступку, то мы ограничиваем его в чем-то: не пойдешь в кино, не посмотришь мультик, можно даже телефон на время забрать. Воздействие только такое.

Самый сейчас известный из «коми азербайджанцев» – футбольный комментатор «Матч-ТВ» Эльвин Керимов. «Я помню его с малолетства, видел, как он рос, каким был увлеченным и настойчивым, учился в лицее, потом в университете, – вспоминает Асиф Исмаилов. – Но поверьте, таких ребят у нас много».

 

– Как Вы относитесь к смешанным бракам?

– Спокойно, у нас их немало, и это хорошо: дети знакомы сразу с двумя культурами, чтут традиции и азербайджанские, и русские или коми, или украинские. В семье празднуют и Нооруз Байрам, и Пасху. Жена в такой семье прекрасно готовит и плов, и куличи. Это удобно.

– Думаю, не ошибусь, предположив, что любимый праздник всех азербайджанцев – Нооруз Байрам…

– Да, это так. И сейчас, кстати, он отмечается гораздо красивее и пышней, чем в советское время, особенно после того, как в 2009 году ЮНЕСКО включил Нооруз в список нематериального культурного наследия человечества.
Это наш любимый праздник, праздник земли, пробуждения природы, нравственной чистоты, равенства. Тем не менее, я люблю и наш, российский Новый год. С ним, кстати, совпадает День солидарности азербайджанцев всего мира, который отмечают 31 декабря. Что касается нашего нового года, с детства мы были приучены отмечать его. Мы, дети, с нетерпением ждали его. К нему нам покупали новую одежду, накрывали столы, начинались пляски, веселье. Это недельный праздник, начинается 18 марта. Мы готовимся к нему заранее, с начала марта точно. Готовим костюмы, продумываем меню. Корни у него очень глубокие. Празднование Нооруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама.

На столах в этот день шекербура, пахлава, бадамбура, гогал, мясо, овощи, различные кулинарные изыски. Проросшие семена пшеницы – неотъ-емлемый символ Нооруза, символ жизни, богатства, здоровья и благополучия семьи. Обязательно плов. Кстати, у нас более ста рецептов его приготовления. Тут, в Коми, мы поздравляем с праздником и наших друзей других национальностей, дарим им наши сладости, крашеные яйца, конфеты. Мы участвуем и в праздниках других народов, потому что именно так можно ощутить атмосферу дружбы.

На празднике детской книги с Народным писателем РК Петром Столповским. «Мне показался интересным проект, связанный с книгами: мы выкупали книги местных издательств и передавали их в библиотеки или дарили детям», – говорит Асиф Исмаилов.

– Кем из земляков из Коми Вы гордитесь?

– У нас очень умные талантливые ребята. Самый, пожалуй, известный – Эльвин Керимов, который делает карьеру спортивного комментатора в Москве. Еще будучи студентом, он выиграл всероссийский конкурс. Я помню его с малолетства, видел, как он рос, каким был увлеченным и настойчивым, учился в лицее, потом в университете. Но поверьте, таких ребят у нас много. Вообще я за то, чтобы талантливые ребята оставались в Республике Коми, чтобы они делали имя и строили карьеру тут.

– В чем Вы видите свою задачу как руководителя такого большого объединения?

– Чтобы азербайджанцы были в Коми на хорошем счету, отличались только добрыми делами и показывали себя с самой лучшей стороны. Это самое главное. Мы много занимаемся с нашей молодежью, помогаем тем, кто попал в трудное положение, не допускаем конфликтов и ссор, взаимодействуем с другими диаспорами. Например, мне показался интересным проект, связанный с книгами: мы выкупали книги местных издательств и передавали их в библиотеки или дарили детям.

Завоевывать доброе имя можно долго, а разрушить – в один миг. Вы заметили, наверное, что гораздо реже в адрес моих соотечественников сегодня звучат негативные определения, бытового национализма стало меньше. А почему был негатив? Потому что отдельные люди вели себя неподобающим образом, и это была та самая ложка дегтя в бочке меда. Сколько ты ни строй – один натворит что-нибудь – и вся многолетняя работа разрушается. И снова надо строить и восстанавливать. Вот этого разрушения мне и нельзя допускать.

Беседовала Полина РОМАНОВА

Фото из архива А. Исмаилова и ИА «Комиинформ»