Доска из дерева манго, или Вторая жизнь «Сыктывкара»

Хорошая музыка, тонкий звон бокалов, стильный интерьер, внимательный персонал, вкусная еда – признаки, по которым судят о хорошем ресторане. Но только поверхностно… Все это лишь вершина айсберга. Большая часть остается под водой невидимой глазу гостя. Между тем именно от «подводной» части ресторанного айсберга зависит долгая жизнь заведения и любовь к нему посетителей.

Амбициозно и со вкусом

В начале года гостиница «Сыктывкар» преподнесет городу и его гостям настоящий новогодний подарок: свои двери откроет возрожденный ресторан с одноименным названием. Работа в нем не прекращается ни на один день, творческая и основательная. Это не просто ремонт или реконструкция. Это практически «реинкарнация». Сломаны стены, возведены временные перегородки, построены колонны. Перестроено буквально все. От ресторана осталось название и амбициозное стремление менеджера проекта Анастасии Прокудиной создать пространство, куда хочется возвращаться. Глядя сегодня на созданное ею семь лет назад детище – центр культурных инициатив «Юг\р», сомневаться в том, что все удастся, не приходится. А опыт работы на посту министра культуры позволил мыслить масштабно и подобрать команду мирового уровня, которая смогла вдохнуть в ресторан новую жизнь.

Директор гостиничного комплекса Анастасия Прокудина любит сравнивать искусство управления с автомобилем. Невозможно управлять авто без какой-либо запчасти.

– Нельзя установить в машине четыре руля и одно колесо. Нельзя ехать без лобового стекла или двери. Если вы поставите автомобиль под горку, и водитель выйдет из него – что случится? Так и с любым проектом. У многих ресторанов хороший интерьер, но слабая кухня. Либо все нормально с первым и вторым, но провал в сервисе. Либо вкусно кормят, но он неуютный. Настроить «механизм», чтобы все составляющие заработали, – весьма непростая задача, – рассуждает «рулевой» команды. Продолжая аналогию, Анастасия предупреждает, что ресторан «Сыктывкар» не будет «бентли» или «майбахом»: «Мы не стремимся в сегмент суперэлиты или эксклюзива, но то, что это будет хороший, со вкусом ресторан, мы гарантируем».

Сегодня команда проекта – не только известный в России и за рубежом ресторатор Антон Мухин, питерский архитектор Анна Аветисян и знаменитый шеф-повар Дмитрий Щербаков, но и весь коллектив гостиничного комплекса, а это почти 70 сотрудников.

Культурный фон – культурная начинка

После анализа сыктывкарского ресторанного рынка решили, что «Сыктывкару» нужен особый колорит, отражающий и название, и дух заведения. Так команда оказалась в мастерской этнофутуриста Юрия Лисовского, с которым Анастасия Прокудина сотрудничала еще в «Югоре», будучи директором Центра. Сказать, что архитектор влюбилась в его творчество – значит, ничего не сказать. Пришлось даже умерять пыл Анны Аветисян, которая стремилась «пропитать» этнофутуризмом все.

Лисовский расписывал стены вручную. Деревья и птицы оживали под кистью мастера. Впечатлилась архитектор и творчеством Павла Микушева, несколько работ которого были приобретены для украшения лобби.

В качестве экспертов в еще не открывшийся ресторан были приглашены люди искусства. Так состоялось первое «культурологическое» чаепитие с участием художников, литераторов, историков и искусствоведов. Такие встречи в «Сыктывкаре» будут продолжены. Чтобы культурная форма наполнялась содержанием.

Из Финляндии, Бельгии, Франции  и родной Печоры

На одной из стен ресторана было решено «поселить» самых разных птиц в рамах из багета. Это было бы нечто новое. Но в «Сыктывкаре» помнят о том, что качественно новое – это хорошо забытое старое.

– Как дома рождается стена с фото и картинами? Это память о родных, это подаренные картины, сохраненные фото – всего понемножку. Но с каждым изображением связана своя история, – размышляет Анастасия Прокудина. – То же мы привнесли и к нам. В этом нам помогли зарубежные барахолки. По очень скромным ценам в Финляндии в уютных домашних магазинчиках-развалах приобретены рамки с самым разным содержимым. Среди них есть имеющие определенную художественную ценность. Есть и те, возраст которых составляет несколько десятков лет, а есть и старинные. Кроме того, на стене оказались незаполненные рамки. Вдохнуть в них жизнь нам поможет искусствовед Ольга Орлова.

Финляндия не единственная страна, поставившая в столицу Коми уникальные предметы интерьера. В поисках деталей была буквально прочесана всемирная паутина и найдены поставщики: Новосибирск и Киров, Москва и Петербург, Бельгия, Франция и родная Печора «работают» на «Сыктывкар». Так, из Бельгии пришли люстры, которые, на самом деле, сделаны в Малайзии, но их не продает ни одна фирма мира, кроме бельгийской. Путь люстр в Коми был сложен и тернист, ехали они к нам через всю Европу. Вместе с ними приехали несколько столиков и разделочные доски. Но их статус повысят: они станут украшением интерьера. А еще эти самые доски вдохновили команду гостиницы «Сыктывкар» на интеллектуальную победу в культовой игре «МозгоБойня». За минуту до регистрации команды-новичка юрист ворвался в кабинет директора с вопросом: «Как назовем команду?». В эту секунду Анастасия подписывала накладные на поставку утвари. «Доска из дерева манго», – гласила она. «Доска из дерева манго», – повторила директор. Первая же игра с асами «МозгоБойни» принесла команде с экзотическим названием второе место.

Но вторым на ресторанном рынке «Сыктывкар» быть не готов. Поэтому все – от стен до чайных ложечек – оформляется на высшем уровне. Посуда в пастельных тонах заказана на итальянских фарфоровых заводах. Обкатывается меню, продумывается музыка, которая будет звучать в ресторане. Впрочем, скоро вы сами все увидите, попробуете и услышите…

Полина РОМАНОВА
Фото Юрия ЕФИМЦА

Андрей Попов, поэт:

– Если «поэт в России больше, чем поэт», то и ресторан должен быть больше, чем ресторан. Хочется верить, что именно такой и откроется в гостинице «Сыктывкар» и станет постоянным местом встреч творческой интеллигенции не только нашего города, но и всей республики, а также гостей столицы Коми.

Ольга Орлова, искусствовед:

– Ресторан в гостинице «Сыктывкар» – знаковое заведение для столицы Республики Коми. Его реорганизация длилась долго. Интересное воздушное и легкое дизайнерское решение с элементами графики Юрия Лисовского. В этом можно увидеть преемственность: в первоначальном интерьере были росписи Василия Игнатова, частично бережно сохраненные. Светлый, домашний интерьер располагает и отчасти напоминает загородный дом с потолочными балками, французскими стульями с грубоватым текстилем, мягкими диванами, экологичными светильниками. Гости наверняка вернутся в это пространство с современным интерьером.

Юрий Лисовский, художник-этнофутурист:

– На росписи я изобразил «Образ мира». Деревья в виде галактик, деревья как символ связи божественного и земного. Птица, рожденная на дереве, улетая, всегда возвращается обратно. В мифологии Коми птица – символ верхнего мира, мира духовного. Я думаю, что человек, стоящий крепко на земле, всегда обращает свой взор в верхние миры. Все это не будет смотреться однозначным. Сколько людей, столько и мнений. Каждый может увидеть свое. Кому-то это покажется интересным, другим – философским, четвертым – гармоничным и так далее… Красота всегда многогранна.