«Сыктывкарса тулыс»: поехали!

В пятницу, 12 апреля, в республиканском Театре оперы и балета открылся XXIX Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» имени н. а. РФ И. П. Бобраковой. Он продлится по 30 апреля, и в программу фестиваля вошли четыре концерта, по три оперы и балета, одна оперетта. В том числе – ряд премьерных. В фестивале участвуют приглашенные артисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, а также Франции, Португалии, Великобритании, Швейцарии и Австрии. Сегодня расскажем подробнее о концертных программах фестиваля.

Как мы уже рассказывали, начался фестиваль вечером балета в трех отделениях. Открыли же 29-ю «Сыктывкарскую весну» приветствия официальных лиц. Первой выступила зампредседателя Госсовета Коми Валентина Жиделева. Самое главное, подчеркнула она, – помнить, благодаря кому вообще появился «Сыктывкарса тулыс», и отдать этому человеку должную дань памяти. Это народная артистка СССР и Коми Ия Бобракова, чье имя ныне носит фестиваль.

Министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов отметил, что день открытия фестиваля – удивительный для Республики Коми и столицы, когда Сыктывкар на несколько дней стал культурной столицей регионов России. Несколькими часами ранее была закрыта республиканская выставка «Мастер года», где были представлены работы мастеров не только из Коми, но и других регионов России, за час до «Сыктывкарса тулыс» открылась выставка голландского художника Ричарда Янсена, параллельно идет закрытие кинофестиваля «Сталкер». И венцом дня стало открытие самого главного, красочного события – «Сыктывкарса тулыс». По словам С.Емельянова, уже второй год подряд Минкульт России поддерживает фестиваль, благодаря чему республика имеет больше возможностей делать насыщенную и яркую программу.

Помощник депутата Госдумы РФ Ольги Савастьяновой Валентина Судакова в приветственном адресе отметила, что любой фестиваль искусств – это концентрация человечности и таланта. «Сыктывкарса тулыс» стал не только культурной достопримечательностью республики, но и представительным, межрегиональным и международным праздником искусства, легко преодолевающим географические, политические и культурные границы, радующим своих поклонников современным взглядом на искусство и творческими открытиями.

Председатель Союза композиторов Республики Коми Михаил Герцман – зритель абсолютно всех 29-ти «Сыктывкарса тулыс» – отметил, что это самый насыщенный по событиям и необычайно разнообразный по программе фестиваль. И, коль скоро театральный марафон начинается в День космонавтики, маэстро завершил свое выступление историческим гагаринским: «Поехали»!

Первое отделение концерта составил премьерный показ одноактного «балета-безделушки» (то есть шуточного) «Привал кавалерии», впервые показанного сыктывкарцам 7 февраля этого года в рамках гала-концерта к 80-летию выдающейся танцовщицы Екатерины Максимовой. Гостьей балета, исполнившей партию Марии, стала лауреат международного конкурса, солистка Воронежского государственного театра оперы и балета Елизавета Корнеева. Она же во втором отделении концерта исполнила, вместе с ведущим солистом нашего театра Ринатом Бикмухаметовым, pas de duex Маши и Принца балета «Щелкунчик». Второе отделение, вместившее всего шесть номеров, получилось очень насыщенным. В него также вошли в исполнении сыктывкарских артистов гопак из балета «Тарас Бульба» (исп. Денис Мухаметов) и цыганский танец из балета «Дон Кихот» (солистка Анна Полищук). Украсили отделение фрагмент из «Кармен-сюиты» Ж.Бизе-Р.Щедрина в исполнении главного балетмейстера и ведущего солиста нашего театра Марианны Рыжкиной и Романа Миронова. И, как всегда, особенно горячо публика приветствовала гостей: заслуженную артистку РФ, ведущую солистку Большого театра России Анастасию Горячеву и премьера Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немирович-Данченко Сергея Мануйлова. Гости исполнили вальс № 7 из балета «Шопениана» и pas de duex из балета «Фестиваль цветов в Дженцано».

Завершила вечер постановка М.Рыжкиной «Вариации на тему рококо» на музыку П. Чайковского. Когда открылся занавес, зал затих от неожиданности: на темной сцене в луче света начал дирижировать Азат Максутов, стоя лицом к зрителям. А после нескольких секунд звучания музыки появился свет в глубине сцены, и публика уже ахнула от красоты: на подмостках в полутьме разместился оркестр, среди которого светились только небольшие огоньки, освещающие пульты с нотами. 20-минутные «Вариации» прошли как на одном дыхании. Это был невероятно красивый синтез музыки и танца – зримая музыка и звучащая грация движений.

Сегодня, 14 апреля, зрителей фестиваля ждет концерт симфонической музыки. Оркестр нашего театра под руководством главного дирижера Азата Максутова, солист из Москвы Дмитрий Маслеев (фортепиано, хор и солисты-вокалисты представят вечер в двух отделениях.

  

В первом отделении прозвучит музыка И. Брамса – Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Солист из Москвы Дмитрий Маслеев – триумфатор XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2015). Минувшие три сезона он провел в Европе, Азии, Северной и Южной Америке. Интерес к творчеству Д.Маслеева во всем мире закрепил за ним статус «большого пианиста будущего» (Цитата из издания «Ля круа»), обладающего «блистательной виртуозностью» («Файнэншл таймс») и «музыкальностью метафизических пропорций» («Нойе музикцайтунг»). Сезон 2018-19 Дмитрий Маслеев начал с дебютов: на Люцернском фестивале и в Эльбской филармонии Гамбурга, а также в Венском Концертхаусе с первым фортепианным концертом Шостаковича. В 2019 году он также отправится в Азиатский тур с Национальным оркестром Лиона и маэстро Тан Дуном – оскароносным композитором, дирижером и обладателем премии Грэмми. Вот такой исполнитель сегодня сыграет для зрителей фестиваля.

А во втором отделении прозвучит «Реквием» В. А. Моцарта. Это будет второе, тоже премьерное, исполнение в нашем театре последнего сочинения великого композитора – первое было 26 января этого года в память о главном хормейстере театра Наталье Масановой. Овеянный мрачными легендами, проникнутый волнением и печалью, «Реквием» несет в души слушателей легкость и сияющий свет, как и все произведения Моцарта. Он говорит о жизни, о слезах и мужестве, о переходе в вечность, это подтверждает судьба самого «Реквиема»: величественная траурная месса не сходит с концертных подмостков уже более двух столетий, его имя живо, а, значит, жив и он сам. Исполнители произведения: оркестр, хора и солисты нашего театра Ольга Сосновская, Галина Петрова, Борис Калашников и Алексей Петров, дирижер Азат Максутов.

А 28 апреля «Сыктывкарса тулыс» предлагает концертную программу совсем иного рода. Это ставший уже традиционным в фестивальной афише концерт-аперитив – камерное действо в фойе театра, предполагающее близкий контакт солистов со зрителями, а изысканная программа включает редко звучащую музыку. Первый такой концерт в нашем театре, на фестивале 2017 года, получил название «Un nido di memorie» (Колыбель воспоминаний), в нем прозвучали редкие произведения итальянских композиторов рубежа XIX-XX веков. Год назад  концерт-аперитив назывался «Viva luz de mi ilusión!» (Живёт свет моей мечты!) и был посвящен оперетте, тогда были исполнены популярные и редкие арии и дуэты из оперетт и мюзиклов, в том числе сарсуэла.

В этом году концерт-аперитив называется ENCONTROS CASUAIS (в переводе с португальского языка – «Случайные встречи»). В него вошла многообразная темпераментная и чувственная музыка Испании, Португалии и Латинской Америки. Зритель окажется посетителем испанской таверны, которая радушно встречает и местных жителей, и гостей из далекой Аргентины, и португальскую певицу. Автор концерта – Мария Ляшева, в вечере примут участие солисты нашего театра, а также сопрано из Португалии Ана Сэйксас и гитарист из Санкт-Петербурга Алексей Носов.

Ирина Самар

Фото с открытия фестиваля Татьяны Ткалун («Комиинформ»)