Путь в бизнес начинается со Школы

Одно из основных направлений деятельности Городского центра предпринимательства и инноваций Сыктывкара – обучение будущих предпринимателей. В Центре, который в мае этого года отметил пятилетие, проводили в самостоятельное плавание уже девятый выпуск бизнесменов. О принципах работы Школы и ее выпускниках «Региону» рассказали директор ГЦПИ Ольга Муллаянова и основатель Школы Ирина Зимина.

Кадры кадрам – рознь

Если расхожая фраза вождя народов когда-то звучала как «Кадры решают все!», то в современном деловом мире предпочитают ее конкретизировать. «Компетентные кадры решают все!» – говорит руководитель Школы, кандидат экономических наук Ирина Зимина. Эта фраза не просто справедлива, она, по мнению педагогов Школы, с каждым годом – все актуальнее. Поэтому и отбор в Школу строгий: чтобы попасть в нее, недостаточно одного желания. Конкурсный отбор позволяет «сесть за парты» только тем, кто готов самостоятельно осуществить проект, отточить или сформировать компетенции, необходимые для ведения и развития собственного бизнеса.

– Перед тем как зачислить кандидатов в Школу предпринимательства, мы проводим конкурс мотивационных эссе и собеседование. Кто-то отсеивается сразу, а кто-то начинает с энтузиазмом, но вскоре понимает, что самостоятельное дело – это не его. То, что не все способны к ведению своего бизнеса, – неоспоримый факт, – говорит директор Центра Ольга Муллаянова.

Научить предпринимательству можно, считает Ирина Зимина, но гарантировать, что человек будет заниматься бизнесом, – нет. Последнее зависит от большого числа факторов, в том числе – от «предпринимательской жилки». Насколько непросто, ответственно и интересно вести свое дело, основатель Школы знает не понаслышке.

– Если бы у меня не было значительного опыта ведения бизнеса, я бы не взялась за создание Школы начинающего предпринимателя. Более 10 лет я возглавляла в Сыктывкарском университете хозрасчетные подразделения, которые зарабатывали сами, в 2011 году впервые в городе вместе с коллегами учредила малое инновационное предприятие. Это был хороший опыт понимания того, как инновации могут стать нематериальными активами, которые можно вложить в уставный капитал. Уже пятый год возглавляю Коми региональное экспертное управленческое сообщество, вместе со своей ученицей и соратником Юлией Каневой веду ИП, – рассказывает о своем предпринимательском пути Ирина Зимина.

Бизнес – наука прикладная

Прошедшие отбор ученики Школы осваивают предметы, необходимые для успешного начала своего дела: бизнес-планирование, стратегическое управление и управление проектами, управление персоналом, маркетинг, правовые аспекты предпринимательства, основы бухучета и налогообложения. Программа Школы выстроена так, что каждый предмет дает квинтэссенцию практических знаний и навыков, и является свое-образным «пазлом» для сборки собственного бизнес-плана, как финала обучения. Например, на стратегическом менеджменте слушатели формулируют цели и задачи своего будущего бизнеса, изучают компоненты внешней среды, которые необходимо знать для принятия долгосрочных бизнес-решений. На маркетинге учатся разрабатывать анкеты для опроса потенциальных клиентов, проводят этот опрос, сегментируют рынок, а полученные данные заносят в раздел бизнес-плана «Анализ рынка».

– Прикладное значение каждого предмета – это основа нашего обучения. Если теория, то только подтвержденная практикой, если практика, то имеющая конкретные результаты, – подчеркивает Ольга Муллаянова. – Мы специально отлицензировали программу профподготовки, а не повышения квалификации, чтобы обучаться могли желающие даже со средним образованием.

Для повышения эффективности обучения в программу Школы встроены и технологии наставничества.

– Для тех, кто решил ступить на тропу предпринимательства, нужны еще и иные инструменты поддержки, а именно – знания и личный опыт тех, кто уже прошел этот непростой путь и добился успеха, – говорит основательница Школы об институте наставничества, введенном в ГЦПИ.

В процессе общения с наставниками будущие предприниматели более четко понимают, что хотят от собственного дела, конкретизируют свой бизнес-план, чтобы повысить свои шансы на выигрыш в конкурсе инвестиций и грантов. Такое общение мотивирует гораздо больше простого желания заработать и, что немаловажно, формирует деловые контакты, которые так важны для любого предпринимателя. «Это бесценный социальный капитал», – поясняет Ирина Зимина.

Кто же обучает в Центре отважных самостоятельных людей? Педагогами являются специалисты-практики в каждой из учебных дисциплин программы.

– Около 70 процентов педагогов – сотрудники ГЦПИ, – с гордостью говорит директор Центра. – Кроме того, наставниками начинающих предпринимателей являются и эксперты-управленцы регионального уровня, имеющие успешный опыт управленческой деятельности в сфере бизнеса, опыт управления проектами и бизнес-планирования. Как и наши ученики, они отбираются на конкурсной основе.

Алчным – просьба не беспокоиться

Было бы наивно предполагать, что все бизнес-планы выпускников Школы реализуются. Некоторые слушатели после завершения обучения честно признавались, что пришли прежде всего развить себя, что серьезную программу Школы им рекомендовали друзья, коллеги, знакомые. Другие ждали победы в конкурсах грантов, но она обошла их стороной.

Однако было много таких, кто говорил: «Я сейчас и без гранта смогу бизнес открыть» – и открывали.

Среди реализованных – немало ярких проектов: открытие при музее Эйнштейна в Сыктывкаре интерактивной услуги «Шоу Тесла», сбор и переработка иван-чая, производство теплоблоков, био-пекарня «Хлебушкино», сеть «Кофе-лайк», пиццерия, Центр развития для детей и подростков «Школа программирования и цифрового творчества», развитие центра подологии и другие.

Конечно, не у всех сразу идет все в гору. Есть положительные примеры, но есть и сложные пути развития. Если не брать в расчет инфляцию, экономический кризис, административные барьеры и другие так называемые «объективные» факторы, то основными причинами неуспеха, по мнению педагогов Школы, являются ошибочный анализ рынка – как спроса, так и предложения, желание сразу объять много видов деятельности, отсутствие концентрации на основном, неготовность взять на себя ответственность за риски, плохой их просчет. И есть еще один фактор, который Ирина Зимина называет безо всяких обиняков: «Алчность. Стремление больше заработать, даже «урвать», а не создавать жизнеспособную систему управления, команду специалистов».

Именно поэтому Ольга Муллаянова не устает повторять, что самой успешной моделью бизнеса становится та, что выросла из хобби, из любимого дела. Предприниматели – увлеченные люди, часто – мечтатели, но твердо стоящие на ногах.

Новые слушатели Школы предпринимательства начнут обучение уже в сентябре. Наверняка среди выпускников этого сезона будут те, кого преподаватели спустя время с гордостью будут встречать среди спикеров профессиональных семинаров и бизнес-форумов, наблюдать, как они растут и становятся наставниками будущего поколения бизнесменов.

Полина РОМАНОВА

«Школьная» статистика:
– доля проектов выпускников, направленных на создание и развитие бизнесов в актуальных для Сыктывкара сферах – 85%;
– доля наставляемых – участников конкурсов на соискание грантов и/или инвестиций – более половины от участников практики;
– доля победителей в конкурсах – почти 50% от участвовавших в конкурсах;
– доля наставляемых, открывших собственный бизнес – около 40%, развивших действующий (т. к. на обучение приходят и действующие предприниматели, недавно открывшие бизнес) – около 30%.
– Создано более 100 рабочих мест, рост доходов наставляемых составил от 10 до 400%, часть наставляемых уже вышли на российские рынки (например, сеть «Кофе смайл» уже охватила 12 городов РФ).