Мал золотник, да дорог!

Школа из Печорской глубинки прославилась на всю страну

Школа поселка Чикшино Печорского района в прошлом году стала лауреатом федерального конкурса «100 лучших школ России», а ее директор Инга Костик была удостоена почетного знака «Директор года– 2019». Кроме этого экспертный совет международного форума «Инновации и развитие» включил школу поселка Чикшино в число победителей конкурса «100 лучших предприятий и организаций России-2019» в номинации «Лучшая сельская школа». «Регион» выяснил, как живет небольшая сельская школа и как ей удается быть «впереди планеты всей».

По наследству от колонии

На первый взгляд, здание основной общеобразовательной школы (обучение ведется только до 9 класса) в поселке Чикшино ничем не примечательно – двухэтажное, кирпичное, стандартное. Примечательно только то, что раньше это здание не было школой. «В Чикшино находилось учреждение ПЛ 350/1, а проще говоря, колония усиленного режима, – рассказывает бывший заключенный, а ныне известный в России и за рубежом писатель, автор популярного блога «Записка бывшего заключенного» Владимир Силаченков. – Здесь отбывали наказание так называемые первоходы, осужденные за тяжкие преступления, связанные с грабежом, разбоем, наркотиками, убийствами, насилием. Самый малый срок заключенных колонии Чикшино составлял три с половиной года, а максимальный 15 лет. А в том здании, где сейчас находится школа, сначала располагался штаб ПЛ 350/1, но работали здесь только вольнонаемные».

– Мы все здесь переделали: небольшие кабинеты бывшего штаба переоборудовали в просторные классы, появился у нас и актовый зал, – рассказывает директор школы Инга Костик.

Но в наследство от бывшего штаба школе достались непривычно узкие коридоры, по которым идти можно только друг за другом. И даже, стоя у противоположной стены, я не могу рассмотреть многочисленные тематические стенды, выставки «Немеркнущий подвиг народа», «Уголок словесности» и даже мини-картинную галерею. Обращаю я на оформление школы особое внимание еще и потому, что «Наличие нестандартных дизайнерских решений в оформлении интерьера школьного пространства, обучающей среды» было одним из критериев федерального конкурса «100 лучших школ России». Если посмотреть классы, как часть «интерьера школьного пространства», то их переделка из штабных помещений действительно впечатляет.

В том здании, где сейчас находится школа, сначала располагался штаб ПЛ 350/1. Фото Т.Г. Афанасьевой, предоставлено Печорским краеведческим музеем.

Ты да я, да мы с тобой

Но в классах меня удивляет другое – количество школьников. Их так мало!

В седьмом классе увидела только одного ученика. Данил сосредоточенно что-то читал в учебнике, а рядом стоял и наблюдал за его работой учитель Михаил Игошин.

– Данил, ну и как тебе учиться одному в классе? – тихо интересуюсь.

– Не очень, – жалуется мальчик. – Каждый день нужно делать домашнее задание и на каждом уроке спрашивают.

Единственная в школе и девятиклассница, которая вместе с родителями переехала в поселок Чикшино из другого населенного пункта.

В другом классе занимались уже три ученика. Но, как выяснилось, здесь одновременно шли уроки для первого и второго классов – так называемый класс-комплект. С двумя второклассниками Владимиром и Сергеем мир знаний открывала для себя единственная первоклассница Кристина. Также по трое учеников обучаются в нынешнем учебном году в четвертом и пятом классах. Третьего класса в чикшинской школе пока нет. Зато есть такой класс, где все ученики мечтают стать медиками. «Все» – это два восьмиклассника Максим и Данил. Для этого ребята серьезно изучают биологию и химию и собираются поступать в медучилище. А самый большой класс по меркам чикшинской школы – это шестой. Здесь и учится шесть школьников. Всего же в местной «стране знаний» 22 ученика – это ребята как из самого Чикшино, так и соседних поселков Старая и Новая Березовка.

Самый дальний поселок, Новая Березовка, располагается в 25 километрах от Чикшино. Здесь живет один второклассник школы. До другого поселка ближе – 18 километров, отсюда каждый день едут в школу трое ребят. Выезд не такой ранний – в 7 часов 50 минут, а занятия в школе начинаются в 9 часов. За доставку детей к месту учебы отвечает водитель-механик Сергей Костик.

– В день я наезжаю по 100 километров. Или больше, если еще везу наших школьников в Печорский краеведческий музей или на экзамены в поселки Кожва и Каджером, – рассказывает Сергей Анатольевич.

Не хуже городской

А в остальном школа в поселке Чикшино ничем не отличается от городской. Есть здесь и свой кабинет по робототехнике. Правда, появился он в чикшинской школе гораздо позднее, чем в других, даже сельских школах, – только в этом учебном году в рамках «Народного бюджета». И произошло это знаменательное событие в чикшинской школе благодаря молодому учителю Михаилу Игошину.

– Идея принять участие в этом проекте в рамках «Народного бюджета» у меня зародилась после того, как я сам прошел обучение по проектной деятельности в Печоре и увлекся робототехникой. В мои школьные годы у нас таких игрушек не было, – поясняет Михаил Юрьевич. – В августе этого года мы получили четыре набора по робототехнике с 5 по 9 классы и три набора для начальной школы. Сегодня у нас практически стопроцентный охват робототехникой всех учеников.

– И даже ученики с низкой успеваемостью, посещая школьный кружок робототехники, стали лучше учиться. Ведь, занимаясь здесь, им пришлось подтянуть информатику, математику, – добавляет Инга Васильевна.

Сам чикшинский педколлектив тоже стремится идти в ногу со временем, создавая в школе единую электронную образовательную среду. Школа со временем должна полностью перейти на электронное управление: электронный журнал, электронный дневник, электронное расписание и т. д.

– Но фактор недостаточности материально-технических средств может замедлить нашу работу, – сетует директор. – Чтобы получить господдержку, школа разработала проект «Единая электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса и повышения качества образования» и участвует с ним в конкурсах разного уровня.

Немецкий язык чикшинские школьники изучают в лингафонном классе. Ведет предмет уже 36 лет Нина Васильевна Рочева. А вот английский учит единственная девятиклассница, поэтому с ней дистанционно занимается учитель из школы поселка Кожва.

По стопам отцов

В конце прошлого столетия выпускники школы чаще всего выбирали для продолжения своего образования военные вузы. Дело в том, что в 1970-х годах в Чикшино была создана воинская часть 6708. А жены и дети военнослужащих работали и учились в местной школе. Учитель Нина Чепенкова, тоже супруга военного, вспоминает об этом времени как о расцвете школы.

– Офицеры и их жены беспокоились о том, чтобы дети смогли получить качественное образование. И в 1989 году начальная школа в поселке Чикшино была реорганизована в среднюю, то есть теперь ребята могли окончить в поселке 11 классов. А так как учились в основном дети военных, которые работали в колонии, то многие наши выпускники продолжали свое образование в военных вузах, – рассказывает Нина Андреевна.

Есть в истории школы и свои герои. Выпускник Олег Андрианов погиб при исполнении воинского долга в Афганистане. В память о нем на школе установлена мемориальная доска.

Выпускник 1999 года Евгений Чекризов, майор спецназа, за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленную при исполнении служебного и воинского долга в Северо-Кавказском регионе, указом Президента РФ был награжден государственной наградой. «Золотой медалист Самир Вердиев, Сергей Гоголев, Павел Наместников, Василий Александров, три брата Гарбар – эти наши выпускники сегодня служат по всей России», – перечисляет Нина Андреевна.

Правда, сама воинская часть в Чикшино до нынешних времен не дожила.

– Все военные, которые здесь работали, уже выехали, получив сертификаты на жилье в Печоре, Ухте, Сыктывкаре и других городах России. Из бывших осужденных в поселке проживает три-четыре человека. Сегодня Чикшино населяют в основном приезжие: вахтовики, работники железной дороги, лесничества, Газпрома, ЛУКОЙЛа… Поэтому и в школе так мало детей осталось – многие семьи выехали. Из коренных жителей и старожилов поселка всего две-три семьи живут, – рассказывает Инга Васильевна.

В поселковой школе даже выбирают своего президента.

Директор года

Сама директор школы – дочь военного Учреждения ПЛ 350/1. А родилась она далеко от этого сурового северного края – на Брянщине.

– Моего отца перевели сюда, – вспоминает Инга Васильевна. – Так наша семья оказалась в Чикшино. Я сама училась в чикшинской школе. Потом окончила Коми пединститут. С выбором профессии изначально проблем не возникло – и моя мама работала учителем в чикшинской школе, и тетя преподавала физику в вечерней школе колонии ПЛ 350/1. Дедушка вел физику и геометрию в Брянской области, а бабушка – химию и биологию, другая бабушка преподавала немецкий язык.

С 1991 года Инга Васильевна стала работать в Чикшино учителем начальных классов. А сейчас, будучи директором, ведет еще уроки технологии и искусства.

Листая историю школы, я удивилась, когда увидела список побед учеников Инги Васильевны в российских и республиканских конкурсах и даже международных интернет-олимпиадах. При этом и она участвовала в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года».

Теперь, возглавив школу, Инга Васильевна стремится собрать вокруг себя команду молодых педагогов, чей потенциал еще не раскрыт. Как опытный руководитель она может разглядеть в молодом учителе будущего талантливого педагога. Поэтому большую часть педколлектива чикшинской школы, а учителей здесь вместе с директором трудится всего девять человек, составляют молодые специалисты, стаж которых не превышает и 10 лет. Местная администрация выделяет молодым специалистам, приехавшим в поселок, жилье.

Вместе с РДШ

Два года назад в сельскую школу приехали из Сыктывкара два молодых педагога – Алексей Пейпонин и Ирина Попова. Ирина Николаевна стала вести у сельских ребятишек физкультуру и информатику. Алексей Алексеевич – физику, историю и обществознание. А потом учителя приняли участие в двухдневном всероссийском семинаре-совещании педагогических работников «Внедрение инновационных форм патриотического воспитания в систему дополнительного образования» в Калуге.

– По возвращении из Калуги мы решили открыть в чикшинской школе первичное отделение Российского движения школьников, – рассказывает Алексей Пейпонин. – Его возглавила Ирина Попова. Нас направляла, помогала, консультировала председатель регионального отделения в Республике Коми Ольга Медведева, и мы постоянно выезжали на семинары по РДШ в Санкт-Петербург и Сыктывкар, а интересные идеи воплощали в жизнь в родной школе.

В РДШ школы вступило всего шестеро ребят. Активисты разработали герб и флаг школы и выбрали ее президента из числа учеников. В поселковой школе даже зазвучало свое радио. Ребята стали активными участниками межмуниципальных слетов «РДШ – территория молодых», на которых собираются активисты из разных городов Республики Коми, делятся лучшими практиками, оформляют выставки с результатами своей работы, знакомятся друг с другом, участвуют во флешмобах и акциях.

Изменилась жизнь и в самой чикшинской школе. Активисты РДШ под руководством своих наставников стали проводить яркие и запоминающиеся мероприятия. Среди них и акция «Армейский чемоданчик», приуроченная к 23 февраля. Ученики школы устроили выставку армейских реликвий своих семей, где представили штык от винтовки Мосина, компас времен Великой Отечественной войны, форму пограничных войск образца 80-х годов. И хотя в акции было задействовано всего 10 учащихся, зрителей оказалось намного больше – заглянули в «армейский чемоданчик» и родители, и специалисты местной администрации, и другие жители Чикшино.

– В Чикшино находится самая маленькая школа в нашей республике, в которой было открыто первичное отделение РДШ, – комментирует работу чикшинских учителей председатель регионального отделения РДШ в Республике Коми Ольга Медведева. – Но ее учителя буквально ворвались в активное поле РДШ и сумели включить чикшинских школьников во всероссийские проекты. Чикшинские активисты РДШ принимали участие и в патриотических форумах, проходящих в нашей республике. У нас далеко не каждая городская школа на такое способна!

Командир клуба «Филин» Артем Симончук во время поисковой экспедиции.

 

«Филин» в поиске

Кроме этого, в школе решили организовать военно-патриотический клуб допризывной подготовки «Филин». Самым памятным событием для воспитанников клуба стало участие в поисковой экспедиции в Новгородской области. Двое учеников школы, Артем Симончук и Евгения Балан, вместе с учителями Алексеем Пейпониным и Ириной Поповой и бойцами поискового отряда «Северная звезда», выезжали в Старорусский район Новгородской области, где участвовали в поисках останков советских солдат вблизи урочища Сутоки. Из находок, которые обнаружили чикшинские школьники на полях войны – каски, компас, гильзы – они организовали в кабинете истории небольшую выставку.

Учителя и ребята из Чикшино познакомились в поисковой экспедиции с актером и режиссером Академического театра драмы им. Савина Евгением Софроновым, который уже 13 лет занимается поисковой деятельностью и является заместителем командира поискового отряда «Северная Звезда». Чикшинские школьники пригласили своего нового знакомого в город Печору, где была организована встреча с ним школьников города.

Участник экспедиции и командир клуба «Филин» Артем Симончук вместе со своими учителями выезжал в Усинск, где на встречу с Артемом собрались учащиеся кадетских классов школ города. Ученик из поселка Чикшино успешно провел и урок мужества в школе поселка Яснэг Сыктывдинского района, в ходе которого рассказал ребятам историю Демянского котла и поиска останков бойцов, погибших там.

Но на этом активисты клуба «Филин» не остановились и через некоторое время предложили пилотную серию проекта «Живая история». Такое название получил канал военно-патриотического клуба «Филин» на Уoutubе, в первом выпуске которого ребята рассказали о своем восприятии главного события в их жизни – участии в поисковой экспедиции в Новгородской области.

Ирина Мирошниченко вручает Инге Костик диплом победителя конкурса «100 лучших предприятий и организаций России». 19 декабря 2019 г. Фото предоставлено Издательским домом «Эра Пресс».

 

В сотне лучших

Почему именно маленькая школа из Чикшино стала лауреатом конкурса «100 лучших школ России»? В этом, безусловно, большая заслуга всего педколлектива. Но помните, единственный семиклассник Данил жаловался, что каждый день нужно делать домашнее задание? Малочисленность учеников, когда все под контролем и на виду, и привела к высоким показателям в учебе.

Не составило труда выполнить чикшинской школе и такой критерий конкурса, как вовлеченность школьников в культурную жизнь своего населенного пункта. Ведь худруком в местном доме культуры является учитель школы Михаил Игошин, который ведет здесь сразу четыре любительских объединения, в которых, конечно же, задействованы и его ученики.

На днях пришло известие, что школа поселка Чикшино вошла еще и в сотню лучших предприятий и организаций России, победив в номинации «Лучшая сельская школа».

Вручение наград победителям конкурса «100 лучших предприятий и организаций России» состоялось 19 декабря 2019 года в рамках конференции международного форума «Инновации и развитие» в «Президент-отеле» Управления делами Президента Российской Федерации. Диплом почетного победителя всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России» и памятную статуэтку директору школы поселка Чикшино вручила Народная артистка России Ирина Мирошниченко. Кроме этого, Инга Васильевна Костик была удостоена диплома «Лидер российского образования».

Наталья ПРОКОФЬЕВА

Фото автора и из архива школы п. Чикшино