Сентябрь: Иван Морозов. Солдат партии
Без малого 22 года Иван Павлович Морозов в качестве первого секретаря Коми обкома КПСС руководил республикой. 30 сентября будет отмечаться 95 лет со дня его рождения.
Можно сказать, талант руководителя перешел к Ивану Морозову по наследству. Его отец Павел Иванович был не только главой многодетной семьи, но и активным коммунистом, организатором первого колхоза в селе Межадор, председателем райпотребкооперации, начальником орса.
После семилетки в родном Межадоре Иван Морозов закончил фельдшерско-акушерскую школу в Сыктывкаре. Когда началась Великая Отечественная война, юного и малорослого Ивана не взяли в армию, направили фельдшером в поселок Абезь, в лазарет №6 Печорлага НКВД. Но через несколько месяцев он все же добился отправки на фронт.
Иван Морозов воевал на Калининском фронте, был санинструктором и комсоргом батальона. В ноябре 1943 года в бою между Псковом и Великими Луками был ранен, пуля раздробила левый локтевой сустав. После госпиталя его демобилизовали по инвалидности. Но на увечье Морозов никогда не жаловался – ни тогда, когда вернулся в Межадор и брал на себя любую работу, ни в зрелом возрасте, когда будучи первым лицом в республике устраивал своим коллегам ежедневную утреннюю физзарядку в парке им.Кирова.
Фронтовик Иван Морозов быстро сделал комсомольскую карьеру. Инструктор, первый секретарь Сысольского райкома ВЛКСМ, завотделом обкома комсомола – этот путь он прошел за несколько послевоенных лет. Здесь же, на работе в комсомоле, он встретил и будущую супругу Марию Григорьевну, с которой прожил до конца своих дней.
В 1949 году Морозов был направлен уже на партийную работу – в Воркуту. А в 1953 году его избрали председателем исполкома Воркутинского горсовета. В 1957 году последовало избрание на такую же должность, только в приполярной Инте. Доскональное знание специфики этих северных городов Коми очень пригодилось Ивану Павловичу, когда он возглавил обком КПСС. Но до этого Морозов окончил заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС, был избран делегатом XXII партсъезда и депутатом Верховного Совета Коми АССР. А в 1963 году переехал в Сыктывкар и стал вторым секретарем Коми обкома КПСС.
29 октября 1965 года – важная для истории Коми дата. В этот день решением пленума обкома КПСС Иван Морозов возглавил областной комитет партии и фактически стал руководителем республики. Началась более чем двадцатилетняя «эпоха Морозова».
Сегодня эту эпоху оценивают по-разному. Для одних это время «застоя», для других – расцвета республики. Что же касается личности Морозова, его работы в качестве первого секретаря обкома, то здесь мнения сходятся. Все, кто знал Ивана Павловича, отмечают его незаурядные организаторские способности и человеческие качества: простоту, открытость, демократичность, чувство юмора, удивительную работоспособность, силу воли, настойчивость и требовательность. «Ивана Павловича отличала какая-то удивительно «народная» мудрость. Он чем-то, по своей основательности, напоминал крестьянина. Никогда не кичился своим положением. Но проверял людей в деле. Проверял на честность, проверял на порядочность. И абсолютно не терпел лжи», — писал академик М.Рощевский. И подобных оценок – великое множество.
От многих руководителей его ранга и его времени (да и нынешних – тоже) Морозова отличала удивительная скромность, хотя недостатка в средствах, бытовой неустроенности он, конечно, не испытывал. В его семье, например, не было домработницы. Мария Григорьевна Морозова вспоминала, что сама все готовила и убирала в доме: «только вот шить Иван Павлович меня не допускал – все шил сам, и нам, и детям». Морозов очень щепетильно относился к различным льготам. Категорически запрещал жене пользоваться так называемым «блатом» в торговле. Когда семья переехала в Сыктывкар, распорядился убрать из выделенной квартиры всю мебель, купленную за казеный счет. Если кто-нибудь из родственников просил похлопотать о выделении жилплощади вне очереди – отказывал наотрез.
Эпоха Морозова – это прежде всего создание промышленной базы республики. Сыктывкарский ЛПК и шахта «Воргашорская», Печорская ГРЭС, новые нефтяные и газовые промыслы, города Усинск и Вуктыл, сотни километров автомобильных дорог… Можно перечислять и перечислять. Все это было создано при Морозове и его личном участии. Все это и сегодня остается основой экономики Коми. «Золотые» годы Коми филиала Академии наук, создание Сыктывкарского университета и Ухтинского индустриального института, масса социальных и культурных объектов в городах и на селе – это тоже эпоха Морозова.
Он называл себя солдатом партии, но никогда не был солдафоном. Отстаивал свои убеждения до конца, как было с проектом переброски стока Печоры в бассейн Волги, когда Морозов вслед за учеными сумел сказать «нет» пагубным планам руководства страны. Сохранились и в 1999 году были опубликованы «Записки для себя лично», которые Морозов вел на протяжении ряда лет. В этих записях – и смелые по тем временам, «несвоевременные» мысли, и боль за судьбу страны и республики, и просто мудрость много повидавшего человека. Я обратил внимание на такие строки: «Только приток свежих, талантливых людей даст толчок в развитии общества. Старые мудрые люди должны быть консультантами, советниками, но не выше. Без этого мы не избавимся от консерватизма в руководстве». Ведал ли он, что будут означать лично для него эти слова?..
Наступил 1987 год. По старой еще традиции «народ и партия готовились достойно встретить 70-летие Великого Октября». Но ветер перемен уже веял вовсю. В январе на пленуме ЦК КПСС Горбачев выступил с докладом «О перестройке и кадровой политике партии». За всегдашним многословием генсека все распознали главное: грядут отставки «старой гвардии» на всех уровнях власти. Как вспоминал В.Мельников, «вернувшись с пленума, И.П.Морозов выглядел необычно озабоченным. В один из поздних январских вечеров задержался на службе и пригласил на беседу. Не давая опомниться, объявил, что у него в ЦК КПСС состоялся разговор с руководством, и он написал заявление об уходе на пенсию».
Такие же заявления по настоянию ЦК были вынуждены написать старожилы республиканской власти председатель Совета министров Коми АССР П.Безносов и председатель Верховного Совета республики З.Панев.
28 марта 1987 года пленум Коми обкома КПСС «освободил Морозова Ивана Павловича от обязанностей члена бюро и первого секретаря обкома партии в связи с уходом на пенсию». Прощальная речь Морозова на пленуме и сегодня не может не волновать:
«Идет процесс обновления руководящих кадров, процесс правильный. Хотя я не могу назвать себя ни перегоревшей лампочкой, ни отработавшим свои ресурсы двигателем, но все же должен признать, что прожитые годы уже взяли свое и берут неумолимо. .. Я хочу сказать своим сверстникам: мы сделали свою жизнь! И неплохо! Мы полностью посвятили ее служению народу. Наши партийные билеты, полученные многими на фронте, мы не запятнали. А что касается некоторых взысканий по хозяйственной линии – это лишь только шрамы, которые украшают лицо порядочного джигита. Конечно, в моей работе и в работе обкома было немало недостатков… Но все свои недостатки я беру с собой. Вы остаетесь со своими. Год-другой можете сваливать на меня, а потом придется отвечать самим».
На пенсии Иван Павлович собирался писать книгу воспоминаний, уделять больше времени семье и внукам. Но буквально через месяц, 25 апреля, Морозов, все еще член ЦК КПСС, присутствовал на очередном пленуме обкома. На повестке дня был вопрос о задачах областной парторганизации по выполнению постановлений того самого «кадрового» январского пленума ЦК. Стенограмма этого пленума обкома не была опубликована, выступления на нем появились в печати только в изложении. Очевидцы рассказывали, что целым рядом соратников по партии работа Морозова была подвергнута резкой критике, прозвучало даже хлесткое слово «разморозить».
На следующий день после пленума Морозов был на казеной даче в местечке Лемью вместе с женой и внуками. «Но, видимо, засела боль в сердце, не выдержало оно ту несправедливую критику, которая досталась ему на пленуме обкома, — вспоминанла Мария Григорьевна. – В два часа дня он умер за обеденным столом, не проронив ни слова, держась рукой за сердце».
Помимо фронтовой медали «За боевые заслуги», И.П.Морозов был награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», орденом НРБ «Народная республика Болгария» 1-й степени. Его именем названы улицы в Сыктывкаре и Инте, созданы его именные музеи в селе Межадор и столице Коми.
Евгений ВЛАДИМИРОВ
В сентябре нынешнего года в республике пройдут мероприятия в честь 95-летия со дня рождения И.П. Морозова.
И.П.Морозов. Из «Записок для себя лично»
«Сегодня никто не может сказать, когда мы избавимся от таких пороков, как стяжательство, рвачество («наше – значит и мое»). Эта болезнь распространена среди всех слоев и групп населения, от рабочего, требующего приписки, до высших руководителей (дело Щелокова и тех, кто знал и покрывал). Не решив проблему воспитания людей, нельзя всерьез говорить о строительстве (или переходе) развитого социализма. За период после 1917 г. в деле воспитания людей мы добились немного. А людей, родившихся до Октября, осталось совсем мало»
«Военным – пока служит – платить сполна за тяжелый труд. Они этого заслужили, но за звания плата (довольно высокая – иногда больше зарплаты рядового работника) должна быть отменена»
«О кремлевке-кормушке. Когда-то Ленин делил кусок хлеба между наркомами, падавшими в голодный обморок. Тогда и была введена эта временная мера помощи. А сейчас? Стыдно писать!»
«Как поощрить толкового инженера, внедрившего в производство новшество, дающее рост производительности труда. За счет 13-й зарплаты, как всех. Ни копейки больше, а надо несколько тысяч рублей. Без этого производство двигаться не будет».
«Не надо бояться частной деятельности людей в области общественного питания, бытового обслуживания населения, разных кустарных промыслов и т.д. Чего мы боимся? Реставрации капиталистических отношений? Нет. Наоборот, государство, допустив частную деятельность, усиливает контроль. Ожидаемый результат: бесспорное улучшение качества обслуживания людей. Это же цель государства».
«Жилой фонд надо продать квартиросъемщикам, разрешать семье открыть магазин или кафетерий (кулинарию), парикмахерскую, одну из мастерских бытового обслуживания и т.д.».
«О сильных личностях. Конечно, в истории для государств они периодически нужны. Когда прогресс начинает угасать, когда дела упрутся в тупик, вождь и «лидер» (не тиран, не авантюрист, а умный, решительный, беспощадный к разгильдяйству) нужен. Мне кажется, что этот период наступает».
«Раз герой, значит, герой. Он не может быть дважды, тем более трижды. Если человек совершал сверхгеройское – давай ему звание выше Героя. Если герой повторил подвиг, то он просто подтвердил полученное звание. Трудно решать? То-то!».
«Инженер должен получать за работу в 2-3 раза больше, чем рабочий. Без этого трудно ждать технический прогресс».
«На наш взгляд, необходимо не только сократить (причем значительно, около 1/3) аппарат управления сверху донизу, но главным образом поднять его ответственность за порученное дело. Складывается впечатление, что в нашей стране никто ни за что не отвечает».
«Земля без одного хозяина урожая не даст. Решениями и советами ее не обманешь. Совхозы – бесспорно основной производитель сельхозпродукции. Но часть земель надо раздать крестьянам, пока они окончательно не заросли лесом».
«За подхалимаж передать дело партийному суду, прежде всего работников средств массовой иформации».
«За выдвижение людей по знакомству, без учета политических, деловых и моральных качеств – к строжайшей ответственности. Чем выше чин такого деятеля, тем суровее должно быть наказание».
«Почему нельзя раздать земли (не используемые государством) крестьянам, рабочим, служащим? Почему нельзя развернуть шире строительство жилья за счет личных средств граждан и ссуд банка?».
«Я ничуть не сомневаюсь в политике и программной линии своей партии. В 18 лет я связал свою судьбу с ней и до конца дней буду солдатом партии. Но с высоты пройденного пути стали мне видны недостатки в нашей практической деятельности».
Дополнительно по теме: