Владимир Старовский. Гений статистики

20 апреля (3 мая по новому стилю) года исполняется 120 лет со дня рождения Владимира Никоновича Старовского, Героя Социалистического Труда. Его имя носит одна из улиц Сыктывкара. Будучи уроженцем Коми края, Старовский 35 из своих 70 прожитых лет возглавлял Центральное статистическое управление СССР, начав свою карьеру в Усть-Сысольске.

Владимир Старовский родился в старинном коми селе Помоздино в семье сельских учителей и с детских лет обнаружил невероятные способности к математике. В 1910 году его отца Никона Алексеевича назначили заведующим земским училищем села Выльгорт, и Старовские перебрались поближе к Усть-Сысольску.

В разгар Гражданской войны председатель Совнаркома Ленин подписал документ, обязывающий создать в каждой губернии и уезде статистическое бюро. В Усть-Сысольском уезде единственным специалистом в этой области был земский деятель Василий Попов, арестованный чекистами за якобы контрреволюционную деятельность. Новой власти пришлось его отпустить на свободу под обязательство возглавить местную статистику. Однако ему требовались помощники, и гимназический товарищ Попова Никон Старовский предложил взять на эту должность своего четырнадцатилетнего сына Володю. Таким образом, не Владимир Никонович выбрал профессию, а она его.

Братья Сергей и Владимир Старовские родились в с. Помоздино.

Дальнейшая карьера юного статистика уверенно шла вверх. В 1922 году он стал делегатом III Всероссийского статистического съезда, а еще через год поступил в Московский университет. Учебу он совмещал с работой в должности статистика в ЦСУ СССР. Получив диплом, продолжил службу в этом учреждении, совмещая ее с наукой.

В 1937 году была проведена Всесоюзная перепись населения СССР. Предполагалось, что она продемонстрирует успехи социалистического строительства и закономерный рост населения при социализме, которое составит 170 миллионов человек. Но предварительный результат оказался иным – 162 003 225 человек. Совет народных комиссаров (СНК) СССР принял постановление, признавшее организацию переписи населения неудовлетворительной, а сами материалы переписи дефектными. Участники переписи были репрессированы и большей частью расстреляны.

Владимир Никонович занимал в то время невысокую должность и непосредственного участия в этом мероприятии не принимал. Его привлекли к повторной переписи, назначенной на 1939 год. Обсуждению проекта переписной анкеты было посвящено заседание СНК СССР с участием Сталина, на котором между ним и Старовским состоялся любопытный диалог. Когда речь зашла о принадлежности граждан страны к той или иной религии, Владимир Никонович неожиданно предложил вообще исключить этот вопрос. Сталин насторожился и потребовал пояснить. И Старовский ответил: «Сбор данных по этому вопросу может привести к нежелательным политическим последствиям. В Библии есть такое прорицание о грядущем конце света: «Како веруеши?» Найдутся фанатики, которые начнут пропагандировать, что перепись – это предвестник конца мира. Зачем нам идти на такое осложнение?» Этот довод Сталина озадачил: «Вы что, читали Библию?» «Да, читал», – признался Старовский. В итоге пункт о религии убрали. По результатам новой переписи население великой страны составило искомые 170 467 186 человек.

Вскоре после этого Сталин предложил председателю Госплана Николаю Вознесенскому замену в руководстве статуправления: «Помните того молодого ученого, который нам цитировал Библию. Как вы считаете? Он подойдет?». Через неделю постановлением СНК СССР Владимир Старовский был назначен начальником Центрального управления народнохозяйственного учета, которому позже вернули прежнее наименование – ЦСУ.

Началась война, и страна стала нуждаться в статистических сведениях не меньше, чем в данных разведки. Нужно было в кратчайшие сроки представить список зданий, где можно было бы разместить эвакуированные предприятия, найти остатки оборудования, металлов и прочих материалов. И Старовский разработал оригинальную методику – срочные переписи. С 1941 по 1945 год статистики провели 105 такого рода мероприятий со сроками от пяти до 29 дней. И один из высших руководителей страны сказал по этому поводу: «Аппарат ЦСУ работает как часы».

После войны потребовалось подсчитать людские потери. Специально созданная комиссия установила число погибших в более 16 миллионов человек, при этом сюда не вошли умершие в плену и пропавшие без вести. Такое количество жертв Сталина не устроило, и в интервью газете «Правда» он назвал другую цифру – 7 миллионов. После смерти вождя, в 1959 году была проведена очередная перепись. Ее данные и демографический анализ, проведенный Старовским, показали, что потери в этой страшной войне составляют 27 миллионов человек. На этот раз цифра не понравилась Хрущеву, и он снизил ее до 20 миллионов. И три десятилетия это число погибших считалось официальным и окончательным. Сегодня историки склоняются к цифре, определенной Старовским.

Возглавляя статистику огромной страны, Старовский не забывал и про Коми республику, помогая руководителям региона решать те или иные проблемы. Немалую роль он сыграл в создании Сыктывкарского университета, против чего выступали почти все московские чиновники. Владимир Никонович по просьбе первого заместителя председателя Совмина Коми АССР Зосимы Панева подготовил списки кандидатов и докторов наук – коми по национальности. Оказалось, что таковых в стране соответственно 148 и 17. Кроме того в Коми АССР жили и трудились 146 кандидатов и 12 докторов наук некоренной национальности. Это означало, что с набором преподавателей проблем быть не должно. Старовский добился от министра высшего и среднего специального образования СССР Вячеслава Елютина и заместителя председателя Совмина РСФСР Вячеслава Кочемасова их согласия на открытие университета. И когда вопрос был решен, Владимир Никонович попал в список кандидатов на должность первого ректора новообразованного вуза.

Увы, Старовский уже был в летах и здоровье не позволяло ему взвалить на себя огромный груз. 6 августа 1975 года он вышел на пенсию, а уже 20 октября его не стало. Владимира Никоновича Старовского похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.

Игорь БОБРАКОВ

Товарищ Старовский — человек очень осторожный. Я у него цифры беру. У меня своих цифр нет. Это наша союзная бухгалтерия. Это единственный источник, на который я могу сослаться и пользоваться. Я ему верю. Он у меня пользуется полным доверием».

 (Н.С. Хрущев, заседание Президиума ЦК КПСС, 19 августа 1964 г.).