Душевный принт

украшает одежду от компании «Город на Сысоле»

Как патриотичный бизнес родился благодаря эпизоду и вырос до «народного бренда», почему сейчас «самое прекрасное время» для развития своего дела, «Региону» рассказала основательница компании Екатерина Шеффер.

     

Своя футболка ближе к телу

Однажды Екатерина Шеффер очень разозлилась. Из этой злости вырос бизнес. Но обо всем по порядку.

Дизайнер Катя Шеффер работала в Анапе на долгосрочном проекте вместе с молодыми коллегами со всей страны. После поездок домой все привозили из своих регионов «вкусняшки» – сувениры, чтобы порадовать и удивить коллег.

– Когда я пошла по магазинам в Сыктывкаре, чтобы найти подарки для друзей, я поняла, что с сувенирами у нас все плохо. Это или дублирование герба, национальной символики, максимум – мезенская роспись, но ее уже привозили ребята из Архангельска. Я ничего не смогла найти и привезла коми шаньги, – рассказывает дизайнер.

В свободное от работы время Екатерина рисовала «в стол», воплощая идеи представления города и республики. Эскизы увидели члены семьи и поддержали их. «А что, интересная идея, давай реализуем ее!» – сказал муж, а теперь единомышленник и партнер по бизнесу Алексей Елисеев. Но в типографии, куда Катя отправилась с эскизами и намерением просто «подарить» идею для производства линейки, ей сказали, что это никому не интересно и «экономически невыгодно». И вот тут-то все и началось.

– Так вообще нельзя говорить! Я была очень зла и решила сделать все сама и доказать, что хорошие качественные вещи нужны везде, – вспоминает она.

Потихоньку родился первый осознанный принт, и команда из семьи Шеффер-Елисеевых и Анастасии Щербаковой начала думать, как его подавать.

– Мы отвергли идею магнитов и всяких панно: чаще всего это копится и забывается. А вот когда ты встречаешь в другом городе человека в футболке, на которой обозначено, откуда он или что он любит, это очень круто. Мы решили, что это будет молодежная одежда, – говорит основательница компании.

Второй шаг компании «Город на Сысоле» состоял в том, чтобы определить, где покупать или шить футболки, где печатать принты. На пробу заказали несколько футболок из Москвы и Китая. Постирали и поняли, что качество страдает. Предпочли местное производство.

– Было бы круто, если бы деньги за эти футболки получали бы мастера из Коми. Мы начали искать швей, знакомиться с ателье, и дело пошло, – рассказывает Екатерина.
За тканью она с мужем поехала на ВДНХ на текстильную выставку. Пересмотрев все, остановились на поставщиках из Турции – у них очень качественный трикотаж.

Толстовка для «горячей точки»

Первый год работали только на доставке, не было ни офиса, ни точки продаж. Начинающим бизнесменам могли позвонить в 12 ночи – и те мчались отдавать футболку: «Это же здорово, что наша вещь понадобилась ночью!» И вот как-то вечером раздался звонок от мужчины, которому был нужен подарок для жены – толстовка с надписью «Родные места». В тот момент у «Города на Сысоле» не было подходящего размера, и покупатель взял мужскую, огромную.

– Мы волновались, не обидится ли жена, – вспоминает Екатерина Шеффер. – И вот через месяц нам пишет в соцсети девушка: «Я служу в «горячей точке», муж остался дома с детьми. На день рождения он прислал мне подарок, от которого я расплакалась: вашу толстовку «Родные места». Служба заканчивается через месяц, я обязательно приду познакомиться с вами». На Новый год мы встретились в «Макси» на нашем торговом «островке». Встретились как старые знакомые. Мы жаждали прикоснуться к толстовке, которая «служила» в горах. Оказалось, она там и осталась: девушка передала ее напарнику из Сыктывкара, и она стала настоящим талисманом.

Сейчас в группу «Города на Сысоле» скидывают фотографии одежды сыктывкарской марки из Австралии, Голландии, Камбоджи, из самых разных концов света.

– Когда жизнь твоей футболки интереснее, чем у тебя, – это круто. Слушать теплые отзывы – греет. Ради этого стоило все затевать, – говорит дизайнер.

Сейчас в месяц «Город на Сысоле» реализует в среднем сотню изделий, однако это товар сезонный: бум начинается накануне Нового года и летом, когда патриотичные вещи разлетаются со своими новыми владельцами по отпускам и гостям.

Воруют – значит, ценят

Сегодня в линейке «Города на Сысоле» десяток изделий с восемью принтами. Футболки, толстовки, фартуки, сарафаны, платья, кружки, подушки и эко-сумки украшают лиричные или брутальные, но всегда патриотичные принты, нанесенные на вещи методом шелкографии. «Сыктывкарец значит лыжник», «Северянин» или «Северянка», «Ухта – родина российской нефти», «Коми – край легенд» и другие надписи можно нанести по желанию покупателя на вещь любого цвета и размера, сшитую в Сыктывкаре. Есть детская линейка, которая всегда отшивается на заказ.

– У нас часто спрашивают, почему так мало вариантов рисунков, но мы противники того, чтобы шлепать принты бездумно. У каждого из них своя история. Рождается принт постепенно, и он наполнен смыслом, а не только нашей фантазией, – объясняет основательница компании.

Например, в ее любимом принте «Усть-Сысольск» воссоздан официальный шрифт екатерининского времени, которым в Российской империи 1780 года, когда погост Усть-Сысольск получил статус города, писались указы и другие государственные документы.

Частенько принты торговой марки «Город на Сысоле» «заимствуют» в городах и районах Коми, а попросту – воруют.

– С одной стороны, грустно и странно, что так происходит, ведь мы вложили в это свой труд, время, идею. А с другой стороны, если копируют, значит, наше творчество нравится и становится «народным», – шутит предпринимательница.

Время для бизнеса

Компания «Город на Сысоле» создавалась не просто с нуля. Нулевыми были финансовые ресурсы и зачаточными – знания о ведении бизнеса. Однако у его основателей оказалась хорошая память. Алексей Елисеев вспомнил, что еще в школе к ним в класс приходили специалисты бизнес-инкубатора и рассказывали о предпринимательстве. Спустя много лет он вспомнил об этом, и семейная пара отправилась учиться.

– Нас взяли, несмотря на то, что учеба уже началась. Все наши однокурсники пришли за грантом, а мы – за знаниями, потому что бухгалтерия и налогообложение были для нас темным лесом. Уже на защиту проекта мы принесли свои футболки. Новые знания нам очень пригодились, и мы начали свое дело, – рассказывает директор компании. – Через год Ольга Муллаянова, директор сыктывкарского Центра поддержки предпринимательства, подсказала нам, что мы можем подать документы на грант. Мы подали – и выиграли, приобрели оборудование, оверлок. Но мы довольны, что начали без поддержки. Грант – и помогает, и расслабляет. Как и отсутствие конкурентов. Поэтому мы рады тому, что в Коми появляются ребята, выпускающие футболки.

Екатерина Шеффер улыбается на вопрос, «давят» ли малый бизнес и каково ему «выживать».

– Сейчас самое прекрасное время для бизнеса. Мои родители, когда были молодыми, не могли открыть ИП и начать вести свое дело, а сейчас нет серьезной конкуренции, многие ниши свободны. Если ты хочешь делать что-то всерьез, качественно, любя, то делать это можно и нужно, – убеждена она.

Полина РОМАНОВА

Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 50.
+7 (904) 222-24-58
vk.com/sysole

Проект «История успеха» осуществляется при поддержке Городского Центра Предпринимательства и Инноваций г. Сыктывкара.