Новые имена и большие гастроли

Директор Театра оперы и балета Республики Коми Дмитрий Степанов – о наступившем творческом сезоне

62-й творческий сезон в Государственном театре оперы и балета Республики Коми начался с большого концерта. Публике представили новых артистов. Это солисты оперы и балета, два новых дирижера. Среди двух десятков «новичков» иностранцы и россияне. Кроме того, сыктывкарского зрителя ждет несколько премьер, а труппу – интересные гастроли. О начавшемся сезоне «Региону» рассказал директор театра Дмитрий Степанов.

Претенденты – со всего мира

С каким настроением театр открывает новый творческий сезон?

– Настроение хорошее. У нас много интересных проектов, творческих планов и идей. Если даже часть из них получится воплотить в жизнь в этом году – сезон будет ярким и запоминающимся. Впереди интересная работа: премьерные постановки, ответственные гастроли, знакомство зрителей с новыми артистами труппы и многое другое.

Говорят, что на вакансию дирижера, объявленную несколько месяцев назад, пришло какое-то немыслимое количество заявок?

– Летом театр объявил конкурс на две вакантные должности дирижеров. В течение месяца мы получили заявки от 53 человек из 14 стран мира. Много это или мало? Это очень много! Резюме присылали опытные и начинающие, российские и зарубежные музыканты, соискатели из самых разных российских городов, штатные, приглашенные, и даже главные дирижеры региональных и самых известных столичных театров. Япония, Нидерланды, Италия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Чехия, Сингапур, Франция, Китай, Марокко, страны СНГ… Такой интерес к театру – это очевидная оценка нашей работы, перспективности сотрудничества с театром. Много времени пришлось посвятить изучению информации, биографий, просмотру видеозаписей, переписке и предварительным переговорам. Затем мы пригласили несколько претендентов провести репетиции с оркестром, и уже по итогам этой работы отдали предпочтение двум замечательным музыкантам – Роману Денисову и Леониду Привалову. Очень важно, что оба дирижера переехали в Сыктывкар и будут ежедневно вести работу в театре.

Опера Верди «Риголетто» будет восстановлена.

Разве для участия в проектах театра обязательно находиться в Сыктывкаре все время, тем более артисту с именем?

– Да, это крайне необходимо. Объясню, почему. Сегодня, действительно, границы и расстояния не являются помехой для творческой самореализации и выстраивания профессиональной карьеры. Артисты, режиссеры, балетмейстеры предпочитают вести одновременно несколько проектов в разных городах и странах. Так работают очень многие. Это интересно, финансово более выгодно, да и профессиональная ответственность после окончания проекта полностью снимается. Театры в больших городах, где огромная аудитория, в том числе туристы, часто работают проектным методом. Подготовили премьеру, показали этот спектакль в течение нескольких дней, а дальше проект уезжает на гастроли или вообще закрывается. В Сыктывкаре иная картина. Наш зритель – это жители столицы республики и ближайших районов. Из года в год – одна и та же аудитория. Чтобы им было интересно посещать театр, нам необходимо поддерживать обширный и разнообразный репертуар. Большинство спектаклей идут в репертуаре много лет, и показываются 1 – 2 раза в течение сезона. Каждый из этих спектаклей требует времени для серьезной подготовки, ввода новых артистов. Поэтому каждый день в театре идут репетиции к разным спектаклям, и присутствие творческих руководителей просто обязательно.

Балет «Дон Кихот» отправится… в Египет.

Ситуация меняется

Кем еще пополнилась труппа театра в последнее время?

– Как никогда много новых солистов-вокалистов. Рубэн Навасардян (баритон), Яна Пикулева (меццо-сопрано), Николай Калашников (тенор), Иране Ибрагимли (сопрано), Игорь Земской (баритон), Валерия Яремчук (меццо-сопрано). Это талантливые и перспективные артисты, получившие прекрасное образование в ведущих творческих вузах страны – Московской, Санкт-Петербургской, Екатеринбургской консерваториях, ГИТИСе, Центре оперного пения им. Галины Вишневской. В оркестр пришли несколько музыкантов. Особое внимание мы уделяем созданию условий для возвращения уроженцев республики после обучения в различных российских вузах. Например, гобоистка Виолетта Калядина и барабанщик Роман Мартынов несколько лет назад получили среднее специальное музыкальное образование в Сыктывкаре, а теперь они выпускники Петрозаводской консерватории и артисты оркестра нашего театра.

То есть время, когда солистов театра оперы и балета можно было пересчитать по пальцам, позади?

– Ситуация меняется, труппа пополняется молодыми артистами, но театру очень не хватает ставок. В первую очередь в оркестре и балете. Солистов-вокалистов мы берем в труппу исходя из репертуарной необходимости, чтобы наши спектакли «расходились» по голосам. Наш балет пополнился в этом году выпускниками Гимназии искусств при Главе Республики Коми. Еще в балете появятся иностранцы – из Японии и Румынии – после окончания Московской государственной академии хореографии и Санкт-Петербургской академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Надеюсь, что кто-нибудь из этих талантливых артисток постепенно достигнет уровня ведущих солистов балета.

«Лебединое озеро» увидят в Архангельске.

Профессионалам надо платить хорошую зарплату, иначе они не приедут. Есть такая возможность?

– Хочу дополнить: не только не приедут к нам, но и наши артисты могут уехать туда, где будут предложены лучшие условия. Это очень важный вопрос. Наверное, еще преждевременно говорить о том, что в театре хорошие зарплаты. Но ситуация постепенно улучшается. Как раз в преддверии нового театрального сезона в очередной раз произошло повышение заработной платы. Я вижу, что результат нашей работы находит отклик не только у зрителя, но и у нашего учредителя – Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, у нас есть взаимопонимание в этом вопросе. Создавать условия для таких положительных изменений и добиваться улучшения финансового благополучия театра – это часть моей работы.

Роман Денисов

Леонид Привалов

От Архангельска до Египта

Гастролей в этом сезоне будет много?

– Да, гастроли – важнейшая часть театральной жизни. Ближайший выезд – в Москву, где 29 октября на сцене театра «Новая опера» имени Колобова мы покажем оперу «Сказки Гофмана» – лауреата национальной оперной премии «Онегин» и Государственной премии Республики Коми. Затем театр примет участие в фестивале «Балетные сезоны» на сцене Архангельского театра драмы им.М.Ломоносова со спектаклями «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского. В ноябре-декабре состоятся очередные гастроли балета в Германии, где в течение пяти недель пройдет 37 спектаклей. Во второй половине сезона мы планируем гастроли в Иркутске, Казани, Самаре, Кирове, Краснодаре. Очень надеемся на поддержку этих проектов федеральной программой «Большие гастроли». В апреле балет отправится на гастроли в Египет со спектаклем «Дон Кихот».

То есть с ноября Сыктывкар останется на полтора месяца без балета?

– Во время зарубежных гастролей балета интересных событий в театре меньше не станет. После некоторого перерыва мы возвращаем в репертуар оперу «Травиата». В главных партиях на сцене вы как раз сможете увидеть многих наших новичков. Состоится и традиционный проект «Таланты XXI века», в рамках которого мы даем возможность юным музыкантам нашей республики выступить на большой сцене в сопровождении симфонического оркестра. Пройдут концерты камерной музыки, гастроли Чувашского государственного театра оперы и балета, концерт из цикла «Музыкальные истории. Клод Дебюсси» и ряд других интересных проектов. Для ценителей джаза и просто любителей хорошей музыки мы готовим роскошный подарок – джазовый абонемент при поддержке гранта Главы Республики Коми. На нашей сцене выступят оркестр имени Олега Лундстрема, джазовый квартет Сергея Манукяна, джаз-бэнд «Фонограф» под руководством Сергея Жилина. В канун Нового года для юных театралов мы по традиции подготовим и покажем премьерную музыкальную сказку.

«Сказки Гофмана» покажут на сцене театра «Новая опера» в Москве.

В необычном формате

Поклонники балета с нетерпением ждут ноябрьскую премьеру «Золушки». Что ждет зрителя?

– Постановка балета «Золушка» – амбициозный проект для нашего театра. Удивительно красивая, но очень сложная для исполнения музыка Сергея Прокофьева. Авторская хореография Марианны Рыжкиной, художественное оформление – Юрия Самодурова, музыкальный руководитель и главный дирижер постановки – Роман Денисов.

Сегодня существует множество хореографических редакций этого спектакля, в том числе современной интерпретации, каждая из которых интересна по-своему. Мы же решили обратиться к первоисточнику – авторскому либретто Николая Волкова, рукописям и письмам о балете композитора Сергея Прокофьева. Неоценимую помощь в этом вопросе нам оказывает профессор кафедры музыкологии Тель-Авивского университета Нелли Кравиц. Мы хотим следовать оригинальной версии произведения, уважая музыку и замысел композитора, но трактовать его индивидуально, интересно и ярко – в соответствии с сегодняшним временем и новыми достижениями в области балета. Премьера «Золушки» состоится 15 и 16 ноября.

Иране Ибрагимли

Яна Пикулева

Игорь Земской

Николай Калашников

А для любителей оперы будет что-то новенькое?

– Конечно! Мы уже начали подготовку к постановке комической оперы Доницетти «Любовный напиток», премьера которой состоится в рамках фестиваля «Сыктывкарская весна». Обсуждаем возможность концертного исполнения оперы Верди «Трубадур». То есть без декораций и костюмов. Почему в таком формате? Прекрасная музыка, новые партии и роли, новые лица на сцене. Это очень интересно как зрителям, так и артистам. Но постановка нового спектакля – это сложный и дорогостоящий процесс. Это несколько месяцев напряженной работы режиссерско-постановочной группы, артистов, производственных цехов. Поэтому в вопросе планирования премьерных постановок мы, к сожалению, ограничены рамками имеющихся ресурсов и бюджета. Только поэтому мы хотим попробовать поработать в таком необычном для Сыктывкара формате. Во второй половине сезона мы восстановим оперу «Риголетто» Верди.

«Травиата» вернется в репертуар и вновь отправится на гастроли.

Видеть перспективу

Чтобы быть «в теме», надо постоянно расти. Как артисты театра повышают квалификацию?

– Во-первых, посмотрите кто руководит творческими процессами в театре. Это высококлассные специалисты, которые задают определенный уровень, помогают, обучают и, конечно же, требуют результата. Кроме того, благодаря премьерам, гастролям и фестивалям появляется возможность творческого взаимодействия. Личное стремление к самообразованию, профессиональная ответственность – есть масса способов повышать свою квалификацию. Вокалисты ездят на конкурсы и мастер-классы, для работы с балетом мы приглашаем великолепных педагогов-репетиторов, оркестр работает с разными дирижерами, а некоторые проекты пополняются столичными музыкантами.

Когда артист видит перспективу для своего развития, когда ему интересно работать, у него появляется личная мотивация для достижения новых творческих целей.

Уже не первый год в республике говорят о реконструкции театра оперы и балета. С каким настроением вы ее ожидаете?

– Безусловно, здание театра давно уже требует существенного обновления. Полвека в нем не производилось ни одного капитального ремонта. Не хватает репетиционных и производственных помещений, требует замены сценическое свето-звуковое оборудование. Интерьеры, как и в целом внешний облик здания, давно уже не отвечают современным эстетическим требованиям зрителя. Компетентными в ремонтно-строительных вопросах организациями сейчас разрабатывается необходимая для реконструкции техническая документация. Это очень долгий процесс, и пока мы не обладаем информацией о сроках начала реконструкции. Впереди очередной театральный сезон, который будет насыщен интересными событиями, откроет новые имена, подарит множество приятных впечатлений нашему зрителю.

Беседовала

Полина РОМАНОВА

Фото пресс-службы театра