Алина Хвищук: «Дружная команда – залог успеха»

Услугами Сбербанка пользуется большинство жителей республики, в том числе, конечно, и читатели нашего журнала. Сегодня мы знакомим вас с исполняющим обязанности управляющего Коми отделением Сбербанка России Алиной Хвищук. Уроженка Усть-Куломского района, она прошла все ступени работы в региональном отделении старейшей банковской организации России.

– Алина Анатольевна, что Вам в вашей профессии нравится больше всего?

– Команда нашего отделения. Все, кто приезжают к нам – в командировку ли, за обменом опытом – отмечают нашу удивительно дружную команду, работа которой ориентирована на клиента и общий результат, не зациклена на выполнении личных показателей эффективности. Это ключевой фактор успеха слаженной коллективной работы. Возможно, секрет этого в северном менталитете: на Севере, как известно, люди особенные. Дисциплина в нашем отделении выше всего в Воркуте. Несмотря на то, что они далеко от Сыктывкара, их закалка позволяет им держать марку.

– Насколько Вам близок этот менталитет, откуда Вы родом?

– Я родилась в поселке Зимстан Усть-Куломского района. В девятом классе поступила в физико-математический лицей в Сыктывкаре, который и тогда, и сейчас считается учебным заведением «с высокими стандартами обучения». Как говорила первый директор лицея Дора Самуиловна Полукшт, кто лицей закончил, тому уже ничего не страшно. Это школа выносливости и дисциплины. Когда я поступила на экономический факультет СГУ, очень быстро поняла, что мне не хватает нагрузки, к которой нас приучили в лицее. И я стала параллельно получать второе высшее образование – юридическое, поскольку юриспруденцию видела как важную составляющую своего образования.

– Когда я вошла в ваш офис, первое, что заметила – изображение лейки со слоганом «Мы растим кадры» у Доски почета и гигантский фикус Бенджамина – целое дерево в приемной, которому тут явно очень комфортно. Я так понимаю, что у вас все растут и всем тут хорошо. Как вы этого добились?

– Это сложилось исторически. Богатую историю формировали наши предшественники. У нас сильная корпоративная культура, командный дух, который передается из поколения в поколение. Мы гордимся преемственностью кадров: молодых сотрудников подхватывают старшие коллеги, становясь их наставниками. Независимо от того, сотрудник Сбербанка пришел извне на высокие должности или начинал свою карьеру с низших должностей, корпоративный дух распространяется на всех.

Я сама пришла в Сбербанк в 2004 году на должность подменного контролера-кассира. Как и большинство сотрудников, начинала с нуля. Прекрасно понимаю, что мне легче делать следующий шаг вперед, потому что у меня есть нужный багаж знаний и понимание того, куда движется система. Для меня все, что мы внедряем, – естественный процесс перемен, под который я быстро адаптируюсь.

– А почему Вы выбрали Сбербанк?

– Я рассматривала много вариантов. К тому времени закончила первое образование с красным дипломом и отнесла резюме в банк. Помню, как мне сказали: «Вот видите, там на столе лежит стопка резюме? Вот ваше я кладу на самый низ стопки». На работу в Сбербанк реально была очередь… Я готовилась к экзаменам и защите второго высшего, потом планировала съездить отдохнуть после тяжелого периода, когда мне позвонили и предложили прийти на собеседование. Я попыталась сказать, что у меня планы отдохнуть, а мне ответили: «Дорога ложка к обеду: либо сейчас, либо извините». Тогда я поняла, что не могу упустить свой шанс устроиться на хорошую работу, и не прогадала…


Сервис Docdoc – это 2500 клиник, 35000 врачей, 65000 пациентов ежемесячно. Продукт экосистемы Сбербанка позволяет получить дистанционные медицинские услуги в том числе и жителям отдаленных районов, без очередей, экономя время. Дополнительно можно получить консультацию психолога, дистанционно пройти медосвидетельствование. Аграрии могут пользоваться услугами ветеринарного врача.

– Откуда в Вас эта готовность пожертвовать личными интересами ради работы?

– Очень многое заложено в детстве. В зимстанской школе я ходила на все кружки, какие только были у нас: была капитаном баскетбольной команды, пела в хоре, ходила на кружок кройки и шитья, продавала игрушки на ярмарках, рисовала на досочках, танцевала. Времени на праздный досуг не было, и для меня это было нормой, поэтому работу я не воспринимаю как отказ от чего-то. Формула проста: «Надо – значит делаю».

– То есть Вы были этакой девочкой-звездой?

– Мне больше нравится формулировка «человек с активной жизненной позицией». Я не люблю «простаивать». И Сбербанк дает все возможности для того, чтобы расти и двигаться. Это и обучение, и обмен знаниями, и развитие.

– Вряд ли Вы сегодня уйдете домой к семи вечера. Как совмещать карьеру и семью, есть секрет?

– Моя семья относится к задержкам на работе с пониманием, и я ощущаю от родных большую поддержку, у нас нет скандалов и истерик по этому поводу. Моей дочке год, и я четко понимаю, что, приходя домой, я перестаю быть управляющим, а становлюсь женой и мамой. Сыну десять лет. И это только наше время – мое и моей семьи. Мама рядом с ними не только физически, но и духовно. Я уделяю внимание качеству этого времени. Можно быть рядом, уткнувшись в девайс. У нас не так. Так что меня им хватает. Я готова вернуться к работе только после того, как уложу их спать. Раньше мы подписывали кипы документов вручную, и это было физически тяжело. Теперь, к счастью, добрая половина документов в электронном виде.
Все выходные дома готовлю только я. Не люблю печь, но при этом прекрасно готовлю серьезные мясные блюда. Я мастер приготовления борща. Только закончился – сын просит новый. «Ты ж только что ел!» «Ну и что, мама, твой борщ можно есть бесконечно!»

– А читать успеваете?

– К сожалению, вынуждена переходить на аудиокниги, хотя больше люблю пошуршать страницами. Аудио удобно в самолете, по дороге в командировку. Герман Греф правильно нас учит: главная ценность – это время, поэтому мы ищем возможности, чтобы его использовать эффективно, в том числе и для себя. Вот сейчас я слушаю книгу по психологии детей Марии Мелия «Отстаньте от ребенка. Простые правила мудрых родителей». У меня нет педагогического образования, и мне есть чему учиться. Я не могу общаться с ребенком как с сотрудником Сбербанка, поэтому учусь, готовлюсь к его переходному возрасту. Пока сын в четвертом классе, мы легко договариваемся.

– Раньше Сбербанк ассоциировался только со сберкнижкой нежно-голубого цвета, на которой наши бабушки хранили сбережения. Она сейчас осталась?

– Конечно, осталась и книжка. Но помимо нее, у бабушки, которая несет книжку в банк, поинтересуются, к примеру, каким оператором сотовой связи она пользуется. Предложат сравнить тарифы и выбрать более выгодный. Для внуков бабушки будут уже другие предложения, связанные с современными гаджетами.


Сбербанк развивает цифровые сервисы для населения. Это оплата питания в школах Сыктывкара, эквайринг на транспорте: в 242 автобусах установлены терминалы для безналичной оплаты проезда. Эквайринг в МФЦ позволяет оплатить госпошлину безналичным способом в 155 окнах. В 3 торговых точках Усть-Куломского, Койгородского и Печорского районов реализован проект «Cash-Out», в рамках которого можно снять наличные средства с карты Сбербанка и получить их в кассе магазина.

– Кстати, о девайсах. Цифровизацию можно развивать бесконечно. Что ждет еще клиентов Сбербанка?

– Цифровые сервисы, несомненно, будут развиваться, ускоряя процессы и высвобождая время сотрудников и клиентов. Кроме этого уже сейчас банк активно развивает экосистему, предлагая клиентам нефинансовые услуги: мобильную связь, телемедицину, логистические сервисы, интернет-маркет, развлечения и многое-многое другое. Экосистема работает не только на частных клиентов, но и на бизнес. Компании с интересом рассматривают наши решения по развитию персонала, лизингу, маркетингу и других сервисах, направленных на повышение эффективности бизнеса.

– А банку-то от этого какая выгода?

– Какая выгода банку? Многие решения собственной экосистемы мы используем для обеспечения качественного банковского сервиса нашим клиентам. Это оптимизация затрат, возможность создавать кроссплатформенные продукты. Компаниям экосистемы проще взаимодействовать, синтезировать совместные решения. Клиент получает качественные услуги в разных сферах по конкурентным ценам. Так что в выигрыше остаются все!

– То есть, чего бы клиенту ни захотелось, вы можете ему это обеспечить?

– На сегодняшний день мы стараемся удовлетворить большинство потребностей наших клиентов в разных сферах: от госуслуг до услуг врачей. Вот например, потребовалась ему консультация врача, он подключил в смартфоне программу Docdoc, кнопочку нажал – и через две минуты связался с доктором. Перечень наших услуг настолько широк, что его не удастся перечислить ни за пять минут, ни за час. Лучше идти от потребности.

– Давайте возьмем среднестатистического работающего клиента с двумя детьми, предположим, студентом и школьником, планами на будущее, недалекой пенсией и заботами о своем здоровье. Что вы можете навскидку ему предложить?

– Все зависит от того, что вы хотите: разместить вклад или накопить на крупное приобретение. Это и копилка, и предложения по ипотеке, варианты инвестиционного или накопительного страхования жизни. У нас есть коробочные решения по защите банковских карт, здоровья, недвижимости или иного имущества. Мы можем обучить ребенка финансовой грамотности и завести для него собственную банковскую карту. Предложить программы, в которых защищается один из родителей, а ребенку тем временем аккумулируется сумма на учебу в вузе. Множество видов, включая образовательные планы, которые вы можете выбрать для себя и своей семьи. И это только классические услуги. А ведь есть еще и приложения: для консультации с врачом, для совершения покупок, для выстраивания логистики. Цель – экономия времени и денег. Сама я активно пользуюсь площадкой для покупок «Беру», которая тоже является продуктом экосистемы банка. Как мама двоих детей, приобретаю там детские вещи, игрушки, себе – линзы для глаз. Все товары доставляют прямо домой, и каждую последующую покупку я совершаю со скидкой.

– Сбербанк принимает участие в создании инвестиционного климата в регионе?

– Безусловно. Мы сейчас готовы помогать в поиске инвестора для строительства в Сыктывкаре школ на основе государственно-частного партнерства. Мы понимаем, что в этом есть потребность, и ведем работу в этом направлении. У нас разработана дорожная карта по совместным проектам с Правительством Республики Коми, которые направлены на повышение уровня жизни земляков, развитие социальных объектов, современных сервисов, облегчающих быт, и в целом на повышение комфортности проживания в регионе.

– Каковы ваши ближайшие планы и перспективы?

– В ближайшее время нас ждет новоселье. Сотрудники банка объединятся в новом офисе. Мы все этого очень ждем и приглашаем в наш новый дом клиентов и партнеров. Что касается бизнеса, мы будем развивать цифровые сервисы, будем наращивать экосистему, чтобы любой клиент чувствовал себя уверенно и комфортно, пользуясь нашими решениями там, где ему удобно.

Беседовала Оксана ПЕТРОВА
Фото Дмитрия ГРИШИНА

ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481. Реклама.