Не хуже «немца»?

Молодые ученые СГУ разработали аппарат по реабилитации суставов

Одно из важных звеньев в современной медицине – реабилитация. Именно от этого периода после лечения зависит, насколько качественно человек восстановит здоровье и вернется к нормальной жизни. Для этого создается множество аппаратов и приспособлений. Совсем недавно ученые Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина создали модель аппарата по реабилитации коленного и тазобедренного суставов. Про изобретение, которое сейчас находится в стадии патентования, «Региону» рассказали автор идеи Олег Бекетов и технический руководитель проекта Михаил Ласек.

Таким получился у наших ученых аппарат по реабилитации суставов.

 

Олег Бекетов восемь лет работал в Республиканском врачебно-­физкультурном диспансере. В этот период был председателем Молодежного парламента Республики Коми и членом проектного комитета Минобразования.

– Ко мне постоянно приходили молодые ребята с различными идеями, которые я помогал оформить как проект, получить его поддержку, – рассказывает он. – Так года три­-четыре назад ко мне обратились коллеги по физдиспансеру, тоже молодые специалисты – завотделением лечебной физкультуры Елена Александровна Хлусова и завотделением медицинской профилактики Иван Иванович Лысенков. Они рассказали, что ездят на учебу, повышение квалификации, наблюдают в столичных клиниках разные аппараты для реабилитации, которая требуется огромному количеству людей после операций на суставах, лечения травм, последствий ДТП и так далее. Пациенты по несколько месяцев в амбулаторных условиях восстанавливают работоспособность суставов. При этом такие аппараты не входят в стандарт оснащения отделений реабилитации.

По словам Олега Бекетова, единственное в Коми учреждение, где есть аппарат по реабилитации коленного и тазобедренного суставов,– Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника. Это «ARTROMOT­K1», который производится в Германии.

– Но до 2014 года тот же «ARTROMOT­K1» стоил около 180 тысяч рублей, а теперь, после роста доллара, уже 350 тысяч, – поясняет О. Бекетов. – И получается так: этот, да и другие такого рода аппараты нужны, но в стандарт медицинского обслуживания не входят, то есть бюджетные средства на них никто не выделит. А сами учреждения их приобрести, конечно, могут за свой счет, но для них это накладно. Поэтому коллеги пришли ко мне с предложением – как сделать так, чтобы подобная техника появилась в учреждениях республики. Конечно, я посчитал необходимым поддержать коллег в проработке вопроса.

С идеей Олег Бекетов пошел к начальнику управления научно-­информационной деятельности Института точных наук и информационных технологий СГУ им. П. Сорокина Владимиру Миронову (ныне Владимир Валерьевич – директор этого Института). А тот ответил: «У нас есть талантливые ребята на кафедре радиофизики и электроники – молодой аспирант Михаил Петрович Ласек, его студенты… Попробуем что­нибудь придумать».

Молодой аспирант, старший преподаватель кафедры Михаил Ласек заинтересовался. И процесс пошел. Олег Бекетов приобрел немецкий аппарат и использовал его, в том числе для изучения авторским коллективом сыктывкарцев. Энтузиасты съездили в Ухту посмотреть на работу изделия с пациентами. Изучили аппарат и принципы его работы. Обнаружили, что многое в нем сделано по технологиям чуть ли не 1970-­х годов. Возникла идея сделать свое изделие гораздо более современным, используя технологию беспроводного принципа управления – из электронного гаджета (ноутбука или даже смартфона) через Wi­Fi, причем, одновременно несколькими аппаратами. Это бы существенно упростило и оснащение кабинета, и работу физиотерапевтической медсестры, и даже содействовать тому, чтобы одна медсестра смогла обслуживать одновременно больше пациентов. Учитывая нынешний дефицит медицинских кадров и обилие больных, это важный фактор.

А в таких условиях он создавался.

Кроме того, у «немца» обнаружились сложности в пользовании пультом, и сыктывкарские разработчики решили усовершенствовать момент, просто отказавшись от пульта совсем. А технология Wi­Fi позволит пользоваться аппаратом в любом месте, хоть в глухой деревне, хоть в чуме.

Думать и придумывать пришлось много, пробовать, прикидывать, перебирать разные варианты – тоже. А еще – искать, заказывать и закупать материалы для работы, в том числе довольно дорогостоящие двигатели швейцарского производства (профинансировал покупки, опять же, Олег Бекетов). Привлекать к спонсорскому партнерству иные организации. Подавать заявки на гранты. Разработчики сумели заинтересовать проектом федеральный Росздравнадзор и через него получить отклики от «Роснано», «Росатома» и «Алмаз­Антея», которые проявили интерес с перспективой промышленного партнерства. Через республиканский Минздрав заручились поддержкой всех медучреждений региона, задействованных в реабилитации, которые так же выразили готовность содействовать внедрению такого аппарата, когда он появится…

К работе под руководством Михаила Петровича подключились студенты­-радиофизики Алексей Чисталев, Артем Яруков, Роман Макаров и Владислав Карманов. Для них это была еще и отличная практика. Тем более, что проходила она отнюдь не в заводских условиях.

Работа над проектом порой шла, как в песне поется, «я его слепила из того, что было». Когда понадобился редуктор, его взяли от обыкновенного старого шуруповерта. Когда возникла необходимость в сварочных работах, у одного из студентов нашлась и «корочка» сварщика, и допуск к этим работам, и сварочный аппарат в гараже – там команда авторов трудилась целый день. Изрядная часть работы проделана дистанционно – через общение по скайпу и фактически по ночам. Вообще, многое в проекте определили энергия и энтузиазм студентов – особенно, когда появлялись сложности…

К весне-­лету 2018 года авторский коллектив разработчиков создал действующую рабочую модель своего изобретения – механо-терапевтического аппарата по реабилитации коленного и тазобедренного суставов с Wi­Fi интерфейсом управления (более короткого и запоминающегося торгового названия авторы пока не придумали). Разработано соответствующее приложение не только для платформы Android, но и для iphone.

Осенью 2018-­го новый агрегат свозили в Ульяновск на Всероссийскую научно-­практическую конференцию с международным участием «Современные подходы к вопросам реабилитации» – оттуда привезли дипломы I степени. Демонстрировали аппарат на стенде II Чемпионата «Medical Soft Skills» в рамках VIII Европейской Недели Качества в УГМУ (Екатеринбург) в ноябре 2019-­го. А в декабре 2019-­го вошли с ним в каталог VI ежегодной национальной выставки «ВУЗПРОМЭКСПО-­2019» в Москве.

По деньгам создание модели обошлось примерно в 180-­200 тысяч рублей, в серийном производстве стоимость аппарата, по нынешним ценам, обойдется в 130­-140 тысяч, а может, и меньше. Против 350 тысяч за немецкий аппарат – это, как говорится, ощутите разницу.

В течение 2020 года ученые надеются получить патент. После этого можно будет вновь выходить на промышленных партнеров и запускать аппарат в производство. Если проект стартует успешно, то по концепции, разработанной молодыми сыктывкарцами, можно будет создать аналогичный аппарат для реабилитации локтевых суставов. И, учитывая обилие пациентов, нуждающихся в реабилитации, и важную роль таких аппаратов в полном восстановлении людей, перспективы у изобретения большие.

Ирина САМАР