Проекты для людей и собак

создает с единомышленниками Анатолий Кораблев

«Проектами сейчас занимаются все и везде, включая школу. Только, к сожалению, это не имеет отношения к проектной деятельности. То, что делают в школе, это те же рефераты, только в электронном виде», – говорит участник «Академии наставников» Сколково сыктывкарец Анатолий Кораблев. Действительно, реферат, плакат, презентация – все гордо именуется «проектом». В электронном журнале ставится оценка, заполняются отчеты: инновационная деятельность в школе есть! Проектной и инновационной деятельностью Анатолий Кораблев занимается с 2014 года, к его позиции и опыту в этой сфере стоит прислушаться.

Пора прорываться

Анатолий Кораблев считает, что пока в регионе проектная деятельность держится на энтузиазме. Устарела и система образования, а методы работы многих преподавателей безнадежно отстали от потребностей времени. Вместе с тем потенциал сыктывкарской молодежи, которой он преподает в университете, Анатолий Кораблев оценивает высоко.

– У нас очень много толковых ребят. 90 процентов студентов очень талантливы, просто им скучно, потому что наша система образования устарела. Им неинтересно сидеть на лекции, слушать скучного преподавателя, они понимают, что за это время могли бы сделать гораздо больше полезного. Из-за этого многие бросают вуз, не доучившись, потому что и корочка о высшем образовании уже становится условной. В IT-сфере она, например, не нужна, – объясняет он.

Что касается школы, то она, по словам Анатолия, не может привлечь хорошего специалиста, которому неинтересно писать отчеты, и проектную деятельность ведут те же учителя, что раньше принимали у детей рефераты.

– В школе, у которой, по сути, нет понимания, как вести этот предмет, надо создать условия для специалиста. Но чтобы быть успешным наставником, надо иметь опыт либо в бизнесе, либо в проектной деятельности. Но если у него такой опыт есть, он в школу или вуз работать не пойдет. Получается замкнутый круг, – считает наставник молодых.

Как его разорвать? Анатолий убежден, что рано или поздно прогресс сделает свое дело.

– Я верю, что когда-то это изменится. Прогресс не остановить. Невозможно постоянно пребывать в отсталом состоянии, куда-нибудь мы да прорвемся. Ведь есть примеры продвинутых регионов: Петрозаводск, Вятский госуниверситет с их «Точкой кипения», где собирается технологически активная молодежь. Я не говорю про лидеров – Новосибирск, Казань, Москву, Томск, Питер.

Технологичная «удочка»

Кроме школы и вузов, есть и альтернативные площадки, развивающие у подрастающего поколения проектное мышление. «Кванториум», открытый в Сыктывкаре три года назад, Кораблев называет «крутой штукой» и подчеркивает, что любая проектная деятельность должна идти от заказчика.

– Должна быть конкретная потребность, которую наставник «упаковывает» в виде задач, с которыми работают школьники, создавая свои проектные инициативы, – говорит он.

Такой площадкой стал проект «Кампус Кванториум», прошедший в Сыктывкаре в ноябре прошлого года. В течение десяти дней подростки погружались в IT-премудрости и к концу смены представили собственные проекты. Итог работы школьников – и роботизированная линия производства, и выявление мест купания с большим количеством людей, обзор водных объектов в границах Сыктывкара. Статистику по ним школьники собирали при помощи беспилотников. А еще – анализировали водную поверхность на наличие чрезвычайных ситуаций, создавали умные приложения и устройства, библиотеки будущего, терминалы в жилых домах для подачи заявок на предоставление услуг и даже заказ продуктов через приложение для занятых людей. Но главное, что все проекты были выполнены по заданию конкретных заказчиков и партнеров смены: Центра информационных технологий, Коми филиала «Ростелекома» и Всероссийского общества спасания на водах (ВОСВОД Коми).

По принципу генерации готового продукта, считает Анатолий Кораблев, должны работать все кружки. Студенты и школьники способны создавать полезные проекты, которые могут быть интересны инвесторам, а в перспективе стать стартапом. Для этого нужен активный социальный заказ «снизу» и заинтересованность «сверху» – тех, от кого зависит принятие решения. При этом заказчик должен быть социально ответственным и понимать, что с помощью талантливой молодежи может не получить гарантированное решение своей проблемы. Зато точно научит школьников и студентов находить решение.

– С помощью заказчика мы даем юным дарованиям удочку и объясняем, как ловить рыбу. Что тут важнее: результат или процесс? Процесс, – уверен Анатолий Кораблев.

Четвероногие спасатели

Сам Анатолий Кораблев – создатель нескольких успешных проектов, два из которых связаны с собаками. Оба приносят огромную пользу и направлены на наставничество и волонтерство. Оба – победители конкурса президентских грантов. А началось все с детской мечты.

– Я мечтал о собаке с восьми лет. И только в 24 года окончательно решил, что могу завести собаку: у меня есть на это время, силы, деньги. Я мечтал о немецкой овчарке, но хотел узнать, возможно ли ее содержать в квартире, комфортно ли ей будет, – рассказывает Анатолий.

В поисках эксперта услышал об уникальном специалисте – кинологе аварийно-спасательного отряда МЧС Ирине Степановой. Знакомство с ней и с ее собаками состоялось шесть лет назад, с тех пор профессионал и любитель создали не один проект, направленный на работу с «друзьями человека». Главный из них – поиск пропавших в лесу людей. Уже пятнадцать лет Ирина обучает собак-спасателей, а в свободное от работы время – и их хозяев-волонтеров. В их числе когда-то оказался и Анатолий Кораблев.

В историях о поисках пропавших людей собаки, как правило, не фигурируют. «Вывели спасатели» – и все. Но часто в поиске ключевую роль играют именно собаки. Кроме подразделений МЧС, волонтеры с собаками часто работают с «Лизой Алерт».

– Скоро нам стало понятно: чтобы искать людей, нужно оборудование, навигаторы, в том числе с модулем для собаки, чтобы следить, где она прошла, нужны ранцы, коптеры. Мы решили подать наш проект на президентский грант, заручившись поддержкой Коми отделения Русского географического общества. Прошли конкурсный отбор и выиграли грант на 400 с лишним тысяч. Оборудование усилило нас, – рассказывает об успехе проекта волонтер.

Костяк команды волонтеров составляют около десяти человек, но на самом деле их больше. Среди волонтеров – врачи, учителя, участковые, юристы, тележурналист, все неисправимые «собачники». Несмотря на существующий рейтинг пород собак по уровню интеллекта, Анатолий Кораблев уверен, что все зависит от хозяев. Первой по интеллекту считается бордер-колли, на второй позиции пудель, третье место у немецкой овчарки. Бордер-колли, шотландцы по происхождению, по словам волонтера, очень трудолюбивые собаки, просто фанаты работы. Породу не испортили выставки и стандарты красоты, но и заводчики блюдут ее чистоту и предназначение: просто так купить бордер-колли, потому что хочется, не получится:

– Эту собаку продают только в работу, для пользы. Они в моде из-за фильма «Елки». Многие стремятся купить, и им даже это удается, а потом мы думаем, куда их пристроить. Недавно была история: бордер-колли купил сыктывкарец, вероятно, введя в заблуждение заводчиков. Не занимался с ней, собака заскучала и стала «портиться». Пришлось пристраивать в толковые руки в Киров.

В сыктывкарской команде компанию бордер-колли составляют лабрадор, маламут, доберман, аусси, ньюфаундленд. Но даже если собака не входит в общепризнанную десятку «умных», все зависит от упорства кинолога.

– Есть собаки плохо обучаемые, есть – хорошо. Много собак-«середнячков», но если хозяин упорный, собака превзойдет саму себя. Например, в нашей компании есть маламут. Это не самая умная собака, к тому же флегматичная. Но она замечательно ищет! Главное, как научить, – говорит Кораблев и добавляет, что и в городских условиях собаке комфортно, если ее нагружать физически и интеллектуально.

Для тех, кто не хочет стать хозяином «диванной собаки», Анатолий Кораблев с единомышленниками придумал еще один проект, тоже победивший в грантовом конкурсе.

– Если научить собаку быть злой, она будет злой. Если ей не заниматься, она будет ленивой и непослушной. Чтобы такого не происходило, мы открыли «Школу ответственного собаковода», в которой будем учить людей воспитывать собак. Работы у владельца собаки много, особенно если животное запущено. Часто люди берут собаку и не понимают, зачем они это делают. Да и культуры общения с собаками у нас в стране нет. Хозяева даже не убирают за ними на улице, – говорит он.

Еще до открытия площадки в школу уже образовалась небольшая очередь. Сегодня здесь проходят обучение более ста хозяев четвероногих, которые хотят быть ответственными перед своим питомцем и окружающими.

Полина РОМАНОВА

Фото из личного архива А.Кораблева