Без лишнего шума

при Центре «Югöр» открыли студию звукозаписи

Идея об открытии студии звукозаписи при Центре культурных инициатив «Югöр» появилась еще пять лет назад. Центр постепенно расширял сферу услуг. «Все должно было работать на культуру, даже странное и непривычное», – посчитали в «Югöре». В цокольном этаже пустовали помещения бывших морозильных камер. Тихие, глухие, без окон, расположенные в конце длинного лабиринта коридоров, они не пропускали ни единого звука. Форма определила содержание: решено было в будущем использовать их как студию звукозаписи. В прошлом году ее открыли – без лишнего шума в прямом и переносном смысле.

[ads_dropcap]Т[/ads_dropcap]огда, пять лет назад, изучив вопрос, обнаружили, что в Сыктывкаре нет ни одного места, где можно было бы записать музыкальный коллектив в хороших условиях. При этом звукозапись очень востребована, но зачастую обходится слишком сложно и дорого.

Проектное агентство, которое создало бы модель будущей студии, нашли в Сыктывкаре. Предложенная перепланировка устроила «Югöр», но с акустической точки зрения проект, по мнению профессионалов, оказался непригодным.

– Тогда мы вышли на профессионалов, которые непосредственно занимаются проектированием и строительством студий звукозаписи. Лаборатория архитектурной акустики под руководством Михаила Юрьевича Ланэ, члена Российского и Американского акустического обществ разработала акустическое решение будущей студии и ее аппаратной, – рассказывает первый заместитель директора Центра «Югöр» Галина Шишкина.

В августе 2019-го студия открылась в тестовом режиме. Акустический «гуру» – звукорежиссер Игорь Желобнев – ждал ее открытия больше всех. Еще в 2014-м он пообещал «Югору», что возглавит студию и будет развивать ее. Выпускник Республиканского колледжа искусств по классу духовых инструментов, Игорь продолжил образование на кафедре музыкальной звукорежиссуры в нижегородской Консерватории им. М. И. Глинки.

«Истинный любитель небанальных поступков», как он называет себя, вернулся в Сыктывкар. Проект студии звукозаписи «Юг\р» стал для него основным и любимым.

«Свой» в мире музыкантов, сегодня Игорь Желобнев является «ходячей рекламой» студии. В основном клиенты студии – профессионалы, с которыми уже приходилось работать на разных площадках. Здесь уже записывались JazzDoEat, группа «Балалайка», вокалистка Александра Ногиева с группой «PopCorn», солисты Театра оперы и балета Республики Коми. Присылают на сведение свой материал исполнители из других городов. Кроме крупных проектов, есть небольшие: записи и реставрация концертных фонограмм.

[ads_dropcap]Ч[/ads_dropcap]то же представляет собой студия звукозаписи «Югöр»? Это два помещения: тон-зал и аппаратная. Площадь тон-зала в 22 квадратных метра позволяет разместиться хору из 15-20 человек или группе инструменталистов до 10 человек. В тон-зале установлена камера, с ее помощью звукорежиссер видит, что происходит в зале и может связаться с музыкантами. По стенам развешены поп-фильтры. Во время работы они помогают избавиться от взрывных согласных вокалистов, а пока выполняют роль дизайнерских «фишек».

В помещениях студии нет прямых углов и ровных стен. И это как раз не дизайнерское, а акустическое решение. Нет параллельных и перпендикулярных плоскостей, чтобы между ними не возникали стоячие волны, когда звук многократно отражается от стен и вызывает нежелательные эффекты. Стены отделаны поролоном – самым распространенным финишным акустическим материалом.

– Мы планируем усилить его специальными щитами-ширмами, которые позволят разделить объем помещения на несколько изменяемых пространств, и улучшат отзвук помещения. На стенах щиты из фанеры, под ней акустическая вата, слои гипсокартона. Полы связаны со стенами с помощью плавающей стяжки. Стены, потолок и пол представляют собой многослойный пирог, не пропускающий ни единого постороннего звука, – рассказывает руководитель студии.

– Это самая современная на сегодня в регионе студия, ее «сердце» – аппаратная. Тут происходит сведение записанных треков, монтаж и обработка звука. Компьютер, мозг и уши режиссера – одно целое. За несколько последних месяцев тут произошла технологическая революция. Первоначальное оборудование заменили на лучшее, мы набирались опыта. Неотъемлемая часть любой студии – это инструментальное оборудование и оснащение тон-зала. Нужны профессиональные клавишные, барабанная установка, гитарные усилители. Развивать студию можно бесконечно, – говорит Игорь.

Оптимизация студийного «сетапа» и прокачка навыков специалистов будет продолжаться постоянно. Комфорт и понимание – вот что нужно музыканту от профессионала, говорит Игорь Желобнев. Благодаря тому, что понимание есть и у звукорежиссера с руководством «Югöра», в Центре получилось создать хорошие условия для новых творческих проектов.

Полина РОМАНОВА

https://studio.ugor.org/
+7 912 151-01-34