Павел Микушев. Точки и многоточия

Журнал «Регион» завершает цикл публикаций о художниках-этнофутуристах финно-угорских регионов рассказом об одном из основоположников этого направления Павле Микушеве.

К своему статусу основателя нового направления в изобразительном искусстве Павел Микушев относится с иронией, хотя и признает, что в становлении этнофутуризма он вместе с Юрием Лисовским принимал «непосредственное участие». Правда, оговаривается, что термин существовал еще до того, как сначала неосознанно, а потом сознательно они с коллегой начали следовать ему.
Закончив сыктывкарское училище искусств, Микушев начал рисовать не сразу. «Работать по специальности» предложил Юрий Лисовский, с которым Павел дружен со времен учебы, а вот развивать новое направление, организовывать выставки, связанные с мифами коми народа, – Павел Микушев. Начались поиски своего стиля, и вскоре творческий тандем вошел в историю этнофутуризма в качестве его родоначальников.
– Я вспомнил альбомы с работами в пермском зверином стиле, начал искать другие источники, параллельно знакомясь с текстами по мифологии, – рассказывает художник о начале своего пути.

Во время художественного исследования мифологии и первых опытов Микушев и Лисовский оказались на финно-угорской конференции в Ижевске, где познакомились с молодыми коллегами из Эстонии и куратором культурного направления родственного народа Яаком Прозесом. Через полгода, в мае 1994-го, оба получили приглашение поучаствовать в первой туристической конференции в Тарту.

– Туда со всей финно-угорской округи были приглашены художники, музыканты, литераторы. Надо было привезти несколько работ для выставки: кое-что у меня было, кое-что – с финно-угорским уклоном – я сделал специально. Никаких рамок нам не задавали, несмотря на то, что в тематике конференции звучал этнофутуризм. Именно в Тарту мы и услышали, что это такое, – вспоминает Павел Микушев. – Термин родился еще в конце 1980-х, когда эстонские поэты стали заниматься поиском своего «идентитета».

В Тарту был принят манифест этнофутуризма, что ознаменовало собой начало новой эпохи с объединяющей финно-угров идеей. К тому времени Павел Микушев работал в этом направлении уже почти два года. Через полгода после тартуской конференции Микушев и Лисовский организовали в Сыктывкаре первую большую выставку с участием финно-угорских регионов и стран. Начались поездки, встречи, общение, фестивали, ни один из которых не обходился без «отцов-основателей», каковыми безоговорочно признали сыктывкарских этнофутуристов.

С тех пор десятки последователей направления из финно-угорских регионов создали сотни работ, по-своему переосмысляя тему принадлежности к этническим корням. Постепенно границы течения расширялись, захватывая Сибирь, Татарстан, Башкирию и другие регионы, а художественные эксперименты стали касаться не только полотен, но и видео-арта, перфомансов, оркестров. Однако все чаще звучит мнение о том, что, пережив расцвет, течение постепенно размывается. Павел Микушев признается, что и сам отходит от любимого им пермского звериного стиля, отдавая предпочтение «геометрическому арту».
– Я все это уже от себя отпустил. Этнофутуризм – это состоявшееся культурологическое явление. Может, еще существуют художник или группа, которые готовы посвящать этому все свое время, – говорит он. – Лет десять назад я бы сказал: пока я живу, будет жить и этнофутуризм. Теперь я так не считаю. Все, что мы могли, мы сделали, и теперь я свернул в другую сторону. Все меняется.

Некоторые из своих последних работ он назвал «этносупрематизмом». «Если есть этнофутуризм, почему бы не быть этносупрематизму?» – улыбается художник. Технику, в которой он сегодня создает свои ритмические работы, можно назвать «медитативной».
– Точки – это медитация. Есть экспрессивная, а есть медитативная техника. Возникла она не сразу. Когда-то я занимался рельефом, потом линейной графикой наподобие витражей. А точки начались с картины «Выдры», – вспоминает Павел. – На ней мужская и женская особи, и я решил, что помимо цвета их надо как-то оформить. Есть такой музейный экспонат – ижемская девичья повязка – юрной. Я повторил узор, сделанный на ней бисером, в своей картине. Потом стал обращать внимание, что и у других народов очень много бисера. И у меня его тоже стало появляться больше. Потом через интернет я вышел на искусство современных австралийских аборигенов, которые потрясающе рисуют точками свои абстрактные картины. «Хорошо-то как!», – подумал я. И количество точек снова увеличилось, но линии еще сохранялись. А потом и линии стали выстраиваться точками. Я отказался от них и стал выстраивать весь рисунок точками.

Волшебные мерцающие картины Павла Микушева создаются весьма прозаически. «Точкует» он их обратной стороной простого карандаша, а акриловые краски хранит в контейнерах от «киндер-сюрприза». А если применить простой прием «точка в точке», то результат ошеломляет: картины будто вибрируют в пространстве, светятся на звездном фоне. Кажущуюся «простоту» творчества Микушева еще предстоит изучать искусствоведам, сам же он продолжает иронично и скрупулезно исследовать пространство, создавая одномерные или многослойные картины, наполняя их воздухом или преломляя горизонт, рождая глубину, подтекст и внутренние ритмы.

Полина РОМАНОВА

Фото из личного архива Павла Микушева

Проект «В стиле этно» реализуется при содействии филиала ГРДНТ им. В.Д. Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации».