Речная «Клюква»

Очередную экспедицию участники проекта «Югора» посвятили художественному исследованию северного судоходства

Девятая творческая экспедиция в рамках проекта «Клюква» едва не сорвалась из-за пандемии, но 12 художников из Сыктывкара, Мурманска и Ярославля все-таки сумели ее провести. Результаты представлены на традиционной выставке в Центре культурных инициатив «Югор».

Водный путь

Гоголь – человек и пароход, ребра, прорастающие из полосок тельняшки, небо на груди поэта Рубцова, чертеж колесного буксира экспедиции «Клюква», портреты ушедших кораблей, пароходы-самовары, герб «от кутюр» – лишь немногие из экспонатов выставки по результатам экспедиции проекта «Юг\ра». В этом году ее можно назвать художественным исследованием истории северного судоходства. Во время пути экспедиция сменила и название – с «Ковчега» на «Ветер». По мысли автора проекта, сыктывкарской художницы Анжелы Размановой, оно больше отвечает устремленности и свободе исследователей.

Вплоть до середины ХХ века до Усть-Сысольска – Сыктывкара можно было добраться лишь по воде. Вот и нынешним летом вдоль берегов рек Вычегды, Северной Двины и Сухоны, останавливаясь в ключевых населенных пунктах, наблюдая за «речными» людьми, участники творческой экспедиции добрались до Тотьмы – северного города, сохранившего до наших дней атмосферу конца XIX века. «Теплый и парадоксальный» – говорят о Тотьме художники, а его люди для них – глубинные, открытые, чудаковатые, «речные». Некоторых из них художники запечатлели в своих работах.

Проект речной «Клюквы»-2020 зрел давно. Тема воды зазвучала еще три года назад, в проекте под названием «Большая вода», когда художники отправились по Печоре, повторяя путь старообрядцев, обосновавшихся в Усть-Цильме и выше по реке – в Нарьян-Маре. Это было неспешное плавание с изучением берегов, долгими беседами с капитаном и людьми, населяющими реку. Годом ранее художники предприняли путешествие в Арктику, тоже связанную с водой, просторами и ветрами. Вэтом году задумка переросла в идею исследования истории северного пароходства.

Пароходы и «Клюква» связаны исторически. С воды начался самый первый сезон проекта. Тогда художники собрались в деревне Козловка Княжпогостского района, на берегу реки Выми. Козловка славится не только приютом художников и всех творческих людей, основанным ухтинцами Дмитрием и Ириной Алексеевыми, родовым домом писателя Григория Спичака, но и уникальной личностью вымского купца Павла Никитича Козлова, известного среди коми как Митит Паш. Сейчас бы его назвали талантливым логистиком: ижемские купцы доверили вымчанину транспортировку грузов с Усть-Выми до Ижмы. Предприимчивый Митит Паш быстро пошел в гору и скоро закупил собственные пароходы. В 1892 году у него уже была своя гавань на реке, мастерские с паровой машиной и судоверфь для строительства барж, мелких речных судов и лодок. Так что «Клюква» фактически началась «на воде» и истории. С ними и продолжается.

На логотипе проекта, появившемся почти десять лет назад, тоже изображены колесный пароход и клюковка.

– Я придумывала его, глядя на Мойку в Санкт-Петербурге, где ходили кораблики, – вспоминает Анжела Разманова. – В фондохранилище музея наткнулась на набойку с клюковкой, а позже – на стилизованный кораблик. Эти два символа слились воедино, и этот корабль как символ движения стал задавать настроение всему проекту.

Плоды вдохновения

Задача выставки – показать размышления каждого из авторов, при этом выстроить единую гармоничную историю. Выставка в Серебряном зале центра «Юг\р» начинается с «фотопорталов» – выхода в иное измерение. Центральное фото Юрия Лисовского, где с высоты птичьего полета снята лодка с художниками, несущаяся по бескрайнему водному простору, перемещает зрителя в пространство экспедиции.

Рулевой моторист по первому образованию, этнофутурист Юрий Лисовский помимо фото и композиций в своем привычном стиле выставил арт-объект «Такелаж». Заржавленный фрагмент цепи, превратившийся в существо, будто борющееся с ветром, художник нашел на Вычегде и сделал памятником умирающему судоходству в Коми.

Для дизайнера Павла Чукичева, по словам куратора проекта, это было очень вдохновенное путешествие.

– Он тонко почувствовал место, в результате у него родились поэтические размышления и свой шрифт, который он назвал «Тотьма», – прокомментировала Анжела Разманова лирические работы коллеги.

Работы самой Анжелы Размановой посвящены абстрактному образу «хранительницы» Тотьмы – бузины, кораблю с символическим названием «Удача» и человеку, который многое сделал для Тотьмы – уроженцу этого города Александру Мелехову – ученому, фотографу, подвижнику. В свое время именно он открыл для художницы Тотьму.

Участники экспедиции заново «пережили» личности поэта Николая Рубцова, святого Николая и его тезки, автора «Мертвых душ» Николая Гоголя. Сыктывкарка Татьяна Земцова представила картину-манифест «Поэт Русского Севера». Ее герой – разумеется, Николай Рубцов – изображен в «небесной» тельняшке и «бушлате выходном». Своей работой художница заявляет о несправедливости, которая заключается в том, что поэт, посвятивший свое творчество русскому Северу, некоторое время живший в Тотьме и служивший на Северном флоте, ни разу не был увековечен в имени корабля. В его честь назвали только небольшой торпедный катер. Над молодым Рубцовым парит призрачный кораблик – как мечта, что справедливость будет когда-нибудь восстановлена.

Анна Сажина из Сыктывкара показала тотемский дом «в разрезе», на стенах которого то ли тенями, то ли рисунками на обоях, то ли временными слоями отразились и царь Петр с Екатериной, и вологодские прялки, индейцы, карты, джентльмен с лисой на поводке. В окнах, обрамленных наличниками – картины Средневековья. Все смешалось в странной реальности. Над макетом сруба – «Герб от кутюр»: парча и бархат, кисти, а сверху – ручка, за которую модные хозяйки носят сумки.

Анастасия Разманова создала арт-объекты, восхитившие директора тотемского музея Алексея Новоселова. Он уже пожелал, чтобы выставка была показана в Тотьме – вопрос только в сроках. В прозрачные бутылки Анастасия заключила архивные фотографии пароходов, выбрав тему уходящей старины. «Законсервированные» в стекле воспоминания, как бутылки с посланиями, выброшенные в море, одновременно крик о помощи и знак следующим поколениям. Сновиденческий образ Тотьмы, неясной, но теплой и уютной, соседствует с праздничным Устюгом. Паруса-полотна с зарисовками пристани, карусель с кораблями по образу мишеней из советского тира – Анастасии Размановой удалось создать призрачную атмосферу реального и сказочного речного города.

Среди его работ ярославского художника Павла Зарослова – образ диалога культур. Как известно, американский Форт Росс основал уроженец Тотьмы Иван Кусков. Индеец, пляшущий в одном танце с русским мужиком на картине Зарослова, отсылает зрителей к событиям начала XIX века.

Так провожают пароходы…

«Капитан» экспедиции, художник Сергей Разманов, создавший чертеж колесного буксира по имени «Клюква» и карту девятилетней истории путешествий проекта, вспоминает, что даже к бабушке в деревню на лето он, как и тысячи сыктывкарцев, когда-то отправлялся по реке. Лодочную станцию, пристань, катера и теплоходы хорошо помнят «дети застоя». Вычегда и Сысола были транспортными артериями, по рекам сплавляли лес, с бон ловили рыбу, по берегам дымились костры грибников и рыболовов. Теперь же некогда судоходные северные реки оказались бесхозными и обмелели. В сыктывкарском порту когда-то работали около двух тысяч человек, около ста судов базировались в Красном Затоне. Осенью, когда весь флот возвращался к месту зимовки, тут яблоку негде было упасть.

– Вычегда наша примечательна тем, что она меняет русло и постоянно несет песок. Когда была навигация, земснаряд чистил дно и делал фарватер. А сейчас река обмелела, и пройти по ней мог бы, как в старину, только колесный пароход с осадкой от сорока сантиметров до метра. Когда-то они были очень распространены. В 1858 году два колесных буксира – «Двина» и «Юг» – впервые появились на Сухоне, к концу XIX века их было уже 124. Лишь десять-пятнадцать из них были речными гигантами, остальные – колесные буксиры, до 50 метров в длину, которые таскали баржи с грузами, – говорит Сергей Разманов, досконально изучивший вопрос.

Именно эти трудяги-буксиры заменили бурлаков – ярыжников, как называли их на Севере. А во время войны такими колесными буксирами с Каспия через Каму, Шексну, Сухону, Северную Двину перегнали шесть подводных лодок при глубине фарватера в некоторых местах всего около метра. Проникшись историей пароходов, художник задумал идею создания колесного буксира «Клюква».

В 1960-80-е годы, когда флот Коми процветал, на смену колесным пароходам пришли дизельные теплоходы, деревянным баржам – металлические. Появились скоростные пассажирские суда. С судостроительных заводов Великого Устюга и Котласа поступали мощные буксирные и грузовые плавательные средства. Дноуглубительные работы велись на плановой основе. В 1980-е годы в Сыктывкаре началось строительство нового современного многоэтажного здания порта с гостиницей, рестораном, административными помещениями. О масштабах строительства можно судить по застывшему навсегда железобетонному остову в районе Кировского парка.

Памятником погибшим кораблям стали зарисовки 2017 года, которые сделали на Краснозатонской судоверфи несколько участников пленэра «Большая вода». Этим летом тема реки и судоходства захватила участников «Клюквы-Ветер» Дмитрия Новицкого и Веронику Вологжанникову. Дмитрий внес в экспозицию ироничные образы моряков, которые представлены на фоне натурных зарисовок Тотьмы во время празднования Дня военно-морского флота. Работа Вероники посвящена кораблям, которых уже нет. В ящиках, напоминающих зрителям гробы, изображены разобранные и уничтоженные пароходы, а вся композиция увенчана не пароходной – самоварной трубой.

Выставка в «Югӧре» еще работает, а Анжела Разманова уже размышляет над следующей, юбилейной экспедицией, которая приходится на столетие Республики Коми. Что это будет – узнаем в 2021 году.

Полина РОМАНОВА

Фото автора и центра «Югӧр»

Центр «Югӧр»
Сыктывкар, ул. Горького, 2
+7 (904) 209-80-07
www.ugor.org