Мария Букнис: «Моя жизнь непредсказуема»

Коренная сыктывкарка, Мария Букнис в начале своей артистической карьеры почти 10 лет прослужила в Академическом театре драмы им В. Савина. А более 20 лет назад переехала в Москву и с тех пор активно играет не только на разных театральных подмостках, но и много снимается в фильмах и сериалах. На сегодня в ее активе147 киноработ, и это число постоянно растет. Мы пообщались с актрисой в ее очередной приезд на родину.

 

«Характерные актрисы порой нужнее, чем героини»

Маша, сегодня тебя уже знают как киноактрису. А как ты попала в кино? Приходилось ли там пробиваться – использовать знакомства, друзей, родственные связи?

– Ты знаешь, мне никто ни в чем не помогал. Хотя у меня есть и родственники в театральном мире – например, известный режиссер Иосиф Райхельгауз, мы с ним в дальнем родстве. Но когда я приехала в Москву и к нему обращалась, он ни в чем не помог. Никто за меня не мог просить. Так что я все делала сама – ходила по «Мосфильму» и стучалась в кабинеты, оставляла кастинг-директорам свои фотографии и просила: «Я актриса, я из Сыктывкара. Пожалуйста, обратите на меня внимание!». А потом честно приходила на кастинги и боролась за себя. Сейчас уже легче – мы записываем себя на телефон и отправляем режиссеру. А тогда надо было приезжать на «Мосфильм», разговаривать с режиссером, показывать, как я чувствую роль. Сейчас есть актерские агентства, а вначале я сама разносила свои снимки… И как-то получилось, что на меня обратили внимание. Хотя рядом были актрисы и помоложе, красивые, с длинными ногами – но брали меня, характерную актрису. Характерные актрисы порой нужнее, чем героини.

Мне чем нравится кино – честностью своей. Если ты попал в роль, ее почувствовал, словно прожил – то ты честно и прошел. Конечно, я знаю случаи, когда на роль попадает дочка генпродюсера или любовница режиссера. Но им эта связь помогает, только если они способные люди.

Во всех твоих фильмографиях твоей первой лентой значится «Саломея», 2001 год. Но ведь еще до нее был фильм Владимира Хотиненко «Москва – третий Рим»…

– Да, и он тоже вышел. Те съемки как раз стали результатом того, что я ходила по «Мосфильму» и предлагала себя в качестве актрисы. А в «Саломее», кстати, я снималась на первых месяцах беременности.

С коллегами по Академическому театру драмы им. В.Савина, после премьеры спектакля «Лошадь в обмороке», 1996 г.

Какие эмоции были, когда тебя впервые пригласили на кастинг, и особенно когда ты его впервые прошла?

– Конечно, радость, что я все-таки это сумела!

Что для тебя, как для актрисы, кино, и что – театр? В чем преимущества того и другого?

– Это совершенно разные профессии – актер театра и актер кино. Они даже требуют абсолютно разного образования. В институтах не учат работать в кино, весь опыт ты получаешь на съемочной площадке.

Театр – это душевная, кропотливая, более сложная и менее оплачиваемая работа. А кино, которое сейчас многие называют кинобизнесом, – это совсем другое. Не всегда снимаешься в интересном для себя материале, но если это хорошо оплачивается, то почему нет? Иногда получаешь какой-то опыт – актерский и человеческий, а иногда не получаешь. Потому что попадаются очень глупые, слабые сценарии.

В кино я уже понимаю, где и как надо стоять, что такое камера, крупный план… И если в театре невозможно разговаривать с пустым местом, в кино надо уметь разговаривать с пустым местом, плакать и признаваться ему в любви. Ты смотришь в какую-то точку, а камера тебя ловит. И все это надо выдать. В кино вообще важно уметь быстро сконцентрироваться и выдать, там никто ждать не будет. В театре есть возможность репетировать, видеть партнера… А в кино надо все делать очень быстро!

А почему играть в кино не учат в вузах? Есть же специальность – актер/актриса театра и кино. Ты сама окончила ЛГИТМИК – в его названии есть слово «кино»…

– Играть в кино у нас, в основном, учат во ВГИКе – институте кинематографии. Да, там больше учат работать на камеру и меньше – в театре. Я работала с его выпускниками. Но ведь их не так много. ЛГИТМИК, как и большинство актерских вузов – все-таки театральный институт. Хотя мой педагог Лариса Ивановна Малеванная, конечно, всегда была снимающаяся актриса, но нас она готовила именно для театра и, к сожалению, не приоткрывала секреты кино.

С Ольгой Будиной на съемках фильма «Жена Сталина», 2006 г.

 

«Посмотри «Эпидемию», фильм уже вышел»

У тебя почти 150 киноработ. Даже при обилии бездарных сценариев тебе попадались и действительно интересные?

– Безусловно, и немало! Они давали что-то в духовном плане – видно, что их умные люди писали, а не на уровне кто кого убил, где какой труп и побольше крови – такие страшилки для домохозяек. Были сценарии, которые чему-то учат, через которые я могу помочь людям, вложив в них что-то свое.

Например?

– Могу назвать фильм, который у нас не особо рекламировали и показывали мало – «Скоро весна» режиссера Веры Сторожевой, где я играла бомжиху Джоконду. Это как раз не тупая развлекаловка, а очень мудрый и хороший фильм для домохозяек. Он о русском православии, русской жалостливости, человечности… Еще – фильм «Маша в законе» с Ириной Пеговой, где она играла адвоката, а я врача. Он тоже такой мудрый, добрый, человечный, с юмором и тоже может чему-то научить людей – например, знанию каких-то юридических законов. Потому что мы в нашей стране очень часто не понимаем, на что имеем право, на что – нет. Мелодрама «Некрасивая любовь» – мне понравился сам сценарий, хотя образ, который я создала, был отрицательным. Еще «Молога. Русская Атлантида» – исторический и достаточно мудрый фильм, где мы показали, как в коммунистическое время людей сгоняли со своих мест и затапливали огромные территории. Очень интересно было в нем сниматься – снимали на Волге, в городе Мышкин.

А не так давно я снялась в фильме «Эпидемия». Во второй серии играю небольшую роль, буквально на пять минут – тетку, которая набрасывается на кашляющего человека и говорит, что его надо убить, потому что он болен и всех нас заразит. Мы снимали это ночью… И когда я читала сценарий (а я прочитала его весь) – думала, что это просто сказка. А когда наступила вся эта история с коронавирусом, подумала: Господи, насколько соавтор сценария и режиссер Павел Костомаров оказался гением и предугадал эту ситуацию! И я в ней сыграла! Потому что я сейчас вижу, как люди смотрят на кашляющих. У нас в Москве, например, просто дергаются! И я дергаюсь – если кто-то рядом кашлянет, я быстро-быстро побегу. Правда, убивать не буду, конечно. А там, в фильме, мы убивали! Посмотри «Эпидемию», фильм уже вышел. Все, кто смотрел, говорят: «Господи, как он мог это предсказать, ка-аак?!».

«Любовь и прочие глупости». 2010 г.

«Маша в законе-1». 2012-13 гг.

В роли Мурашкиной фильме «Мой любовник – Антон Павлович Чехов». 2015 г.

А какие из твоих работ в кино ты бы назвала самыми значительными, знаковыми в твоей актерской карьере, самыми дорогими твоему сердцу?

– Например, «Любовь и прочие глупости» – огромный сериал, на 80 серий, его показывали на каналах «Мир» и «Домашний». Там у меня была главная роль – массажистки Людаси. Потом меня много где узнавали по этой роли, особенно на Украине. Почему-то этот сериал особенно широко прошел не в России, а в других постсоветских республиках. Когда я там бывала, в меня тыкали пальцем и называли Людасей. Не знаю, значимый ли это сериал для меня, но это была пахота до крови из носа. Кстати, в одной из серий этого фильма я работала с режиссером Игорем Кечаевым – он тоже родом из Сыктывкара.

Еще был сериал «Королева бандитов-2». Роль у меня там большая, но я бы не сказала, что сам сериал значимый, его сценарий я бы не назвала выдающимся. Единственное, что я отмечу как важное для меня – мы достаточно долго работали в паре с Еленой Сафоновой, я играла Грушу, прислугу ее героини. Сафонова – замечательная актриса, которую я помню с детства, а тут довелось с ней поработать в этом, а потом и в других фильмах (в частности, сериале «Старушки в бегах»). Елена съемками так же зарабатывает деньги – она живет в Париже, прилетает сниматься в Россию.

Очень мне дорог фильм-шутка «Мой любовник – Антон Павлович Чехов». Мы самостоятельно сняли его на свои средства: директор московского дома-музея Чехова, оператор «Мосфильма», актер и режиссер Александр Власов и я. Специально летали в Ялту, снимали в чеховских местах, Саша сыграл Чехова и срежиссировал ленту, а я сыграла роль Мурашкиной, которая «подбивала клинья» к Антону Павловичу. Потом этот фильм шел на канале «Культура», его постоянно показывают в чеховских домах-музеях в Москве и Ялте, показывали и на Ялтинском кинофестивале, посвященном Чехову.

И хочется назвать сериал «Вражда семей», который снимали в этом году – я играла тещу, очень комедийная роль. Там тоже хорошие актеры, сейчас очень популярные: Егор Бероев, Александр Робак, Света Колпакова… Должны были снимать продолжение «Вражды семей», но сейчас непонятно, будет ли вторая часть, пока все зависло…

«Скоро весна». 2009 г.

«Молога. Русская Атлантида». 2011 г.

 

«Хорошо зарабатывать в кино я не научилась»

По каким киноролям тебя больше всего запомнили и узнают? Какие тебе дались труднее всего, на сопротивление, а какие – легче и приятнее?

– На постсоветском пространстве меня воспринимают как Людасю. В России особенно часто стали узнавать, когда по ТВ прошли «Королева бандитов-2» и «Старушки в бегах». Кроме того, я же участвую как эксперт в передаче на НТВ «ДНК», обсуждаю какие-то ситуации – запоминают и оттуда. Бывает, в упор на меня смотрят, а потом просят автограф. Ой, да это обыкновенное дело – у всех актеров бывает! Бывало, меня в Сыктывкаре спрашивали: «А это вы играли там-то и того-то?». «Ну да,– говорю,–я». – «Ой, а что вы тут, у нас, делаете?!». Многие удивляются, когда узнают, что я тут родилась и выросла.

Это в театре интересно посмотреть на актера в роли на сопротивление. А в кино – нет, там важно попадать в типаж, в твою природу, в то, что именно тебе легко дается. Где-то бывает и трудно, но в основном это праздник. Единственный раз, когда для меня была пахота – это «Любовь и прочие глупости». Вот это было да-а! Когда ты до шести утра снимаешься, потому что тебя под эфир снимают… То есть ночью до утра снимают, а вечером уже показывают. Таким образом продюсеры отмывали деньги – очень большие деньги. Эти люди так зарабатывали, а к нам, актерам, было просто безжалостное отношение, нас никто не щадил: ночь, закрытое помещение, мы падали в обмороки…Вот эти съемки были самые страшные для меня – как на войне. А остальные практически все приятные. Потому что на самом деле кино – это довольно-таки неплохо оплачиваемая для актера работа. И обычно там о тебе заботятся: всегда принесут чай, кофе, сок… Если тебе жарко – обмашут веером. Чувствуешь себя даже чуть-чуть царицей.

Так у актеров же есть бытовые райдеры – там, наверное, все прописано?

– Да, есть такое. Я знаю, какие райдеры у наших звезд, которые снимаются и за рубежом, и один съемочный день у них стоит полмиллиона рублей, они мне сами рассказывали. Но у меня особых райдеров нету, я гораздо проще в этом смысле, и ставки у меня гораздо ниже. К сожалению, я не научилась хорошо зарабатывать в кино – это надо уметь распределять свое время и быть жестким, иметь хорошего агента.

В спектакле «Сватовство по-московски». Театр «Бенефис». Москва, 2000 г.

В спектакле «Три действия по четыре картины». Проект «Открытая сцена», 2014 г.

Какие качества нужны сегодня, чтобы пробиться в кино? Обязательно ли быть профи или можно без актерского диплома?

– По поводу денег не знаю… Слышала, что кто-то попал в кино за большие деньги, но я не платила. И непрофессионалы тоже снимаются, потому что в кино главное – попал ли ты в роль, есть ли точное попадание и проживание. И неважно, есть у тебя диплом или нет. Например, Саша Бортич, актриса из Белоруссии, сейчас достаточно популярная – она же не поступила ни в один театральный вуз, у нее нет никакого диплома. Но она снимается! Ее любят режиссеры. Не знаю, продвигает ее кто-то или нет. Кто-то считает ее хорошенькой бездарной куклой. А я не вижу, что она бездарна – она талантливая, импульсивная девушка. Я с ней работала на фильме «Я худею», она там играла главную роль. Да, у нее нет театральной культуры. Но с ролями она справляется.

И насчет качеств тоже не знаю, что тебе сказать. Я знаю случаи, когда народный артист, весь такой лощеный, глаженый, с тремя дипломами, приходил на пробы и «пролетал», а человека с улицы, но с не заскорузлой душой, брали… У меня Игорь тоже снимался, и иногда даже в неплохом кино. Например, в «Универе» сыграл сантехника, который изображает директора – небольшая, но очень комедийная роль. Был огромный кастинг, пришло много актеров, профессионалов, а взяли Игоря. Попал в роль!

На съемках фильма «Иван Грозный» (в производстве), февраль 2020 г.

 

«Зачем мне математика, я буду актрисой!»

Мне самой твой муж, Игорь Гордеев, нравится на экране: так убедителен и органичен хоть в кинороли, хоть в рекламе, что если б не знала его – подумала бы, что он реально тот, кого играет! Но про твоего мужа, дочь и их съемки поговорим позже. А сейчас хочется о начале твоего творческого пути. Ты вообще почему в артистки пошла? Сразу после школы поступила в театральный вуз. Тем более, что семья твоя была самая обычная: мама товаровед, папа строитель.

– Актрисой я хотела быть с детства. Для соседей по нашему деревянному дому на улице Кирова (его потом снесли) устраивала настоящие концерты: читала стихи, пела песни, показывала клоунаду, режиссировала сценки с другими детьми… Все думали, что ребенок развлекается, но для меня все было серьезно. Я активно посещала спектакли нашего драмтеатра, смотрела на игру наших мэтров… Моя мама много лет была главным товароведом книжных магазинов всей республики, поэтому у нас была уникальная библиотека, и я активно читала эти книги. Тогда у меня и зародилась мысль стать актрисой, и что не надо мне ни математики, ни физики. Если я не буду актрисой – значит, и жить незачем. У меня такие мысли были. И математику я рассеянно слушала. Помню, учительница математики мне говорит: «Букнис, ну что ж такое, ты опять глядишь в окно!». А я к ней поворачиваюсь и вдруг говорю: «А зачем мне математика, я буду актрисой, понимаете?». На что весь класс рассмеялся. Конечно, и родители говорили: куда ты собралась, какая артистка?! Нужно получить нормальную «хлебную» специальность – более надежную и менее зависимую. Но я твердо решила стать актрисой!

Вначале ты поступила в театральное училище имени Щепкина в Москве. А после первого курса вдруг сменила и вуз, и город – начала учиться в питерском ЛГИТМИКе. Почему?

– Может, сейчас это и смешным покажется, но тогда я очень сильно полюбила одного актера – сейчас он известен на всю страну, поэтому не скажу его имени. Это было безответно, я страдала и не могла его видеть. Помню, поехала в Питер, пришла к Ларисе Ивановне Малеванной, которая как раз набирала свой первый (и последний) курс, и там так легко меня взяли.

После диплома ты год проработала в Питере, в Молодежном театре абсурда. А потом уехала в Сыктывкар. Все после учебы стараются закрепиться в столице, а ты вернулась в провинцию. Опять же, почему?

– То был 1990-й. Наступило очень сложное время, мы даже не знали, что оно станет началом этих трудных
90-х. Тогда разрушались театры, актеры уходили работать таксистами, челноками, теряли профессию. Многие мои однокурсники, очень сильные ребята, отучились – и оказались никому не нужны, а им надо было кормить семью. Ты помнишь, что тогда творилось? Учителя на рынок шли… Когда мы выпустились, в Питере вообще была очень сложная ситуация. Мы ходили по театрам и слышали: «Артисты нам не нужны, нам нечем зарплату платить». В театре абсурда тоже перестали платить зарплату, а спектакли стали ставить на потребу публике – с полуголыми артистами и откровенными сценами… Тогда я предпочла уехать в Сыктывкар и заниматься своей профессией.

С супругом Игорем Гордеевым в 1999 году и 20 лет спустя.

 

«Сыктывкар дает мне заряд позитива!»

Практически все «лихие 90-е» ты играла в драмтеатре Коми, сыграв более 20 ролей, была ведущей многих мероприятий, в том числе правительственных концертов, радиоведущей… Каким, в целом, тебе запомнился этот важный отрезок работы и жизни?

– Я всегда очень тепло вспоминаю годы работы здесь! Во-первых, живешь дома, рядом с родителями. Во-вторых, роли замечательные были, одна лучше другой. А с какими замечательными артистами мне довелось сыграть на этой сцене! Вспоминаю Лидию Цивилеву, Людмилу Оборину, Александра Трибельгорна… Олег Нагорничных прекрасные спектакли ставил. И люди в провинции во многом лучше – более открытые, доброжелательные, не такие спешащие куда-то. Да, экономически не все было гладко – нам платили копейки, да и их задерживали, «Панночку» мы поставили вообще как первый коммерческий спектакль, полностью на хозрасчетной основе, а на постановку «Лошади в обмороке» по Франсуазе Саган я лично просила деньги у банкира Михаила Глузмана – и благодаря ему в этом спектакле у нас были очень хорошие, дорогие наряды. А в творческом плане все было нормально. Кроме упомянутых спектаклей, помню и «Женщины Нискавуори», и «Власть тьмы»… Для меня наш театр был как дом родной.

Тем не менее, помню, как ты еще в 90-х говорила: «Надо отсюда уезжать, ехать в Москву, там больше возможностей!». И ведь уехала в 1999-м.

– Так и было. Потому что в финансовом смысле приходилось просто выживать, и порой становилось очень обидно… Ну, а тогда я вышла замуж, мой муж был москвичом, и я, конечно, переехала к нему. Захотелось попробовать себя в Москве. Это, действительно, город возможностей. И я человек, который очень любит перемены. До сих пор я авантюристка и пускаюсь во что-то новое. Хотя, может, пора уже остепениться.

А в июле этого года, приехав в Сыктывкар, ты снова сменила прописку и опять стала сыктывкаркой. Почему, зачем?

– Во-первых, Сыктывкар моя родина, город моего детства, где прошли лучшие годы. Во-вторых, может, к старости я сюда перееду – у меня есть такая мечта. Все двадцать лет жизни в Москве, при хоть небольшом «окошке», в каждый отпуск и новогодние каникулы я стараюсь вырваться в Сыктывкар, который очень люблю! Мой папа строил дороги, отстроил пол-Сыктывкара, и гуляя по городу, я вспоминаю папу… С наслаждением брожу по таким знакомым улицам, дышу свежим воздухом, который не сравнить с московским, встречаюсь с друзьями и коллегами по театру… Сыктывкар дает мне заряд позитива минимум на месяц! Уезжаю и уже через пару недель начинаю снова скучать…Ну и еще мне хотелось обезопасить квартиру, в которой после ухода из жизни родителей никто не был прописан.

Кстати, не в связи ли с «квартирным вопросом» пару лет назад ты стала еще и риэлтором?

– Да, я занялась этим именно поэтому. У нас в России дело настолько запущено в плане юридической грамотности людей даже в самых насущных бытовых сферах! Я с этим столкнулась, когда хотела поначалу продать родительскую квартиру. Поняла, что тут крутится слишком много жуликов, которые норовят обобрать честных, нормальных людей. Мы в этой области практически не защищены, это очень криминальная сфера, а грамотных специалистов единицы. Значит, надо защищаться – учиться самим. Я стала искать знания по этой части, чтобы не стать «буратиной», которую смогут обвести вокруг пальца какие-то жулики. А теперь полученные знания еще и позволяют получать мне дополнительный доход.

Баня – лучший отдых! Июль 2018 г.

 

«Моя фактура востребована»

Почти сразу после переезда в Москву ты сменила амплуа: из молодой лирической героини, красавицы-аристократки перешла в разряд характерных актрис. Каково было «сменить масть», начать воплощать совсем другие образы? Легко ли было принять эту новую себя – как актрисе и женщине?

– На удивление, очень легко! Потому что когда ты думаешь, как по-настоящему проживаешь роль, а не как выглядишь – это легко. Да, время идет – я родила ребенка, поправилась и стала характерной возрастной актрисой. Ну и что? Если ты убедительна, если ты веришь в то, что делаешь, и правильно делаешь, то и зритель тоже поверит. А если ты хорошенькая молоденькая аристократка, но просто вышла на сцену и постояла там как модель, а не прожила роль – кому это надо? Да, я трансформировалась, но почему-то не комплексовала, спокойно приняла себя другой. Сейчас с удовольствием играю злых теток, а то и воровок, убийц, зэчек – ну и что? Что прежняя, что новая моя фактуры востребованы, я могу продолжать заниматься любимым делом.

А какие роли тебе интереснее – героинь или характерные, положительные или отрицательные?

– Я была и положительная, и отрицательная – и в кино, и в театре. Была и врачом – очень хорошей, доброй, интеллигентной женщиной. Но мне интересно и быть совсем другой – сволочью деревенской, тварью, которая убивает… Такие трансформации интересны.

Но вообще в кино, даже если за плечами уже сотня ролей, надо работать каждый раз снова как в первый. Снова доказывать, что ты имеешь право, будто тебе 17 лет, и ты стоишь перед комиссией театрального института. Это честно, но и трудно.

А из театральных работ – интересна роль в спектакле «Легко ли выйти замуж в Пензу». Мы перед самой пандемией поставили и показали его в МХАТе имени Горького – играем там с Аленой Бабенко, Полиной Райкиной, Еленой Захаровой… Автор пьесы – хороший, очень модный сейчас драматург Елена Исаева. Я там играю даму, у которой много любовников, но она это скрывает. Вот это роль на сопротивление, пожалуйста! Только с карантином у нас это все зависло – непонятно, что теперь со спектаклем будет.

В Постоянном представительстве Республики Коми в Москве. Май 2019 г.

 

«Не люблю спектакли онлайн»

Как режим самоизоляции повлиял на общую ситуацию в сфере театра и кино, как отразился на тебе лично?

– Конечно, плохо повлиял! В этом году у меня было много съемок в кино и на ТВ, спектакли в театре – но где-то в середине марта пандемия все их прервала. Все встало, многие проекты – и запланированные, и уже запущенные – «повисли в воздухе» на неопределенный срок. В мае в статье «Театр времен пандемии. Куда вернутся актеры и зрители?» Александр Калягин сказал, что театру придется очень долго восстанавливаться после пандемии – возможно, он уже не станет прежним. Конечно, все актеры потерпели большие убытки, впали в бедность, многие психуют, у кого-то «сносит крышу» – всем плохо от этого…

Конечно, стараемся что-то делать. Например, мы, актеры, в группе «Честный кастинг» делаем пробы на всякие кинороли классического репертуара. Онлайн много работаем – у нас в Zoom`e киноконференции проходят, пробуем себя в разных новых ипостасях – все онлайн. Жизнь перешла туда. Но я плохо к этому отношусь – не люблю спектакли онлайн, общение онлайн, люблю все живое.

В июле начали возобновляться замороженные на время пандемии съемки. Но COVID напоминает о себе: чтобы тебя пустили на съемочную площадку, нужно обязательно сдать кровь на наличие коронавируса в организме. Такой тест действует лишь 10 дней. Если съемки продолжаются – через декаду сдавай новый тест. Так сейчас происходит на всех съемочных площадках Москвы со всеми, кто там работает.

Возможно, пандемия даст нам и что-то новое – новое понимание жизни, появятся новые сценарии и звезды. Я думаю, история с пандемией очень изменит нашу жизнь.

Где ты сейчас больше занята – в театре или кино?

– И там, и там примерно поровну. Хоть сейчас и не состою в труппе какого-то театра, мне доводится выступать на хороших сценах с хорошими актерами. Работу по спектаклю «Легко ли выйти замуж в Пензу» мы обязательно продолжим, а только что мне позвонили с ТВ-3 – приглашают на съемки сериала.

С сыктывкарскими одноклассниками на акции «Бессмертный полк» в Москве. 9 мая 2019 г.

 

«Ефремова просто выкинули из ленты!»

Тебе удалось поработать со многими известными актерами, режиссерами. Что удивляло, что запомнилось?

– Мне очень нравится Лена Сафонова, с которой мы работали в нескольких проектах. Потому что она абсолютно не звездит, всегда называет меня Машенькой. Когда нас в шесть утра привозили на площадку, еще пару часов, пока выставляли камеры, мы могли поспать. У нас с Леной в вагончике была одна кровать, и она видела, что я ей, как более старшей, уступаю место. И тогда говорила: «Маша, ты хочешь спать. Ложись рядышком, я тебя накрою». То есть очень доброе с ее стороны отношение. Мы много с ней общались, вдумчиво и серьезно разговаривали о жизни, она рассказывала про Париж…Эту актрису я очень любила с детства, смотрела на экране и боготворила, а тут довелось вот так запросто с ней спать вповалку под одним одеялом – потому что все устали и всем пофиг. Такие моменты очень запоминаются.

Мне очень нравится Василий Иванович Бочкарев – он больше театральный актер, и это гений. Ира Пегова – с ней очень приятно работать. Да и вообще, со многими актерами, которые по статусу – звезды, а по жизни прекрасные люди, замечательные партнеры. Анна Михалкова, Кирилл Кяро, Виктория Толстоганова… А с Оксаной Мысиной мы вообще близко дружим еще с первого курса «Щепки».

А буквально в июле у меня начались репетиции и съемки в очень интересном фильме «Недетский дом» с Иваном Охлобыстиным. Я там играю противную «завхозиху» детдома, которой наплевать на сирот, которая ищет, где бы чего урвать…Это фильм режиссера Михаила Роднянского о том, почему 9 из 10 детдомовских детей менее успешны, чем их ровесники из семей, и не могут полноценно влиться во взрослую жизнь. И первое впечатление об Иване было: это очень деловой человек, который ни минуты не тратит впустую.

И еще хочу сказать про Михаила Ефремова, по поводу которого недавно поднялся большой шум в обществе. В феврале мы снимались с ним в Москве в фильме «Вампиры Средней полосы». Это российский триллер, где у него впервые главная роль. Он играл вампира, был отснят почти весь фильм, и у нас с ним была снята сцена. А когда случилось это происшествие, поднялся огромный скандал, сверху поступила команда убрать Мишу из фильма. Его просто выкинули из ленты! Сейчас придется все переснимать с другим актером – пока неизвестно, с кем, а наши с ним съемки уйдут в архив… Мне очень обидно, потому что у Михаила Ефремова такая энергетика добрая, хорошая, он хороший человек. Я не защищаю его – он ужасно виноват. Но мне очень обидно и больно за то, что случилось. Думаю, у него на самоизоляции просто «снесло крышу». И мне хочется его поддержать. И большинство актеров стараются как-то ему помочь.

Курьезными случаями со съемок поделишься?

– Когда мы снимали «Скоро весна», где я играла бомжиху, меня соответственно одели и загримировали. В таком виде я ходила по деревне, где шли съемки. И настоящие бомжи, приняв меня за «свою», пригласили выпить с ними водки! Очень долго за мной шли, называли меня подругой, пока помощник режиссера в рупор не стала кричать: «Срочно отойдите от актрисы!». «Как, ты актриса?! – удивились они. – А мы думали, ты с нами выпьешь…».

 

«Я не исключаю, что буду европейкой литовского происхождения»

Маша, у тебя замечательная семья. И супруг, и ваша 18-летняя дочь Ксения тоже имеют уже изрядный киноопыт и даже свои странички на сайте «Кино-театр». Игорь, у которого в списке 17 киноработ, ведь непрофессиональный актер и попал в кино благодаря тебе?

– Да, он не профессионал, но я его «толкаю»: «У тебя интересный типаж, ты талантливый и неординарный человек, пробуй себя!». Почему нет? И он пробует, у него получается. Порой его предпочитают профессиональным актерам… Игорь когда-то занимался в любительском театре-студии. А по профессии он, будешь смеяться, повар. Зато если я подолгу уезжаю на съемки, могу не бояться, что муж и дочь останутся голодными! Сейчас Игорь занимается компьютерами, трейдингом. И дает мне много ценных советов по актерской сфере.

У Ксюши уже 7 киноработ – в основном эпизоды, но в 7 лет она сыграла большую роль в фильме «Райские яблочки». А в прошлом году она окончила школу, на ЕГЭ по литературе единственная в Москве набрала 100 баллов, по русскому языку – 96 баллов, по английскому – 94. Хотя все годы учебы Ксюша была отличницей, таких результатов я сама от нее не ожидала. В прошлом же году она поступила на бюджет в Российский государственный гуманитарный университет. Сейчас изучает европейские языки, античную философию… У нее общегуманитарная специальность – выпускники РГГУ могут быть специалистами широкого профиля. Также она с отличием окончила музыкальную школу по классу скрипки. А сейчас больше всего увлечена театральным клубом. В ее университете очень интересный, сильный клуб, известный в Москве – там занимались Максим Галкин, Тина Канделаки… И она там постоянно пропадает, для нее это самая большая отдушина.

Маша, а этой зимой вся страна по одному из федеральных каналов смотрела просто скандальную передачу с семейными разборками, где были задействованы все члены твоей такой дружной семьи и еще один твой давний друг. Все, кто знает тебя, Игоря, Ксюшу, были шокированы. Что это было?!

– Это была интермедия (улыбается). И перфоманс!

По паспорту ты Мария, но по жизни для всех (да и в титрах ряда фильмов) – Марина. Откуда взялось второе имя?

– У меня же папа литовец. И он хотел называть меня на литовский манер, поэтому говорил: «Пусть будет Марина!». Точнее, когда я родилась, он сказал «Маритта», но русскому уху понятнее Марина, поэтому друзья и даже многие зрители знают меня как Марину. Кстати, меня, наполовину литовку, в первые же годы съемок режиссеры оценили за «типично русскую» внешность и во многом использовали эту «русскую» фактуру.

А недавно я вновь, после долгого перерыва, нашла своих литовских братьев и сестер. Точнее, они меня нашли – как раз когда увидели ту передачу, которую показали не только по российскому ТВ, но и во многих других странах. В детстве мы общались, а потом Литва стала отделяться, связи с родными оборвались… Сейчас они живут не только в Литве, но и в Латвии, Германии, Англии… Теперь зовут к себе в Прибалтику. А оттуда, говорят, можно перебраться и в Европу. У них все хорошо, все обеспеченные люди… Букнисы! Я ходила в литовское посольство – там посмотрели, что у меня папа литовец, и сказали, что мне нужно лишь выучить язык – самые простые фразы, сдать экзамен – и путь в Европу открыт. И я не исключаю, что уеду туда и буду там европейкой литовского происхождения Мариттой Букнис. Моя жизнь непредсказуема. Кто бы знал лет 20-30 назад, что я буду сниматься в кино вместе со звездами!

Ты, наполовину литовка с «очень русской» внешностью – еще и активная участница коми землячества в Москве – «Пармы»…

– Да, я там часто бываю, ведь Коми моя родина! Так мы поддерживаем связь с родной республикой и земляками, многое делаем для популяризации нашей земли, чтобы в России больше знали о ней. Там звучат такие родные коми язык и песни, всегда есть коми сувениры, в праздники на столе – блюда коми кухни. Приходишь туда, как на островок Коми края посреди огромной Москвы – и будто побывал дома. Кроме меня, туда приходят и другие актеры – уроженцы Коми. Например, Николай Мальцев – заслуженный артист России, мы с ним очень дружим. К нам приходил даже дедушка Виктории Толстогановой – он родом из-под Сыктывкара, так что и она по крови на четверть коми. У нас очень дружное землячество: мы встречаем все праздники, ездим в путешествия! Нас, уроженцев Коми, людей, которые помнят и любят Север, не так много в Москве. И мы держимся друг за друга – такое общение, как поездка на родину, всегда придает новые силы.

Беседовала Ирина САМАР

Фото из личного архива М. Букнис

Редакция благодарит за организацию съемок Академический театр драмы им. В. Савина