«Русь Печорская»: тридцать лет пути

Одно из первых общественных движений в Республике Коми отметило юбилей

Печора, говоря, старинные платки, деревянные мостки, Петровщина и Горка – это Усть-Цильма. «Русский остров» в национальной республике, старинное село привлекает внимание туристов со всего мира, а этнографы стремятся попасть сюда, чтобы увидеть истоки бесценной культуры, почти в первозданном виде дошедшей до нас с середины XVI века. В сохранении и развитии вековых традиций огромную роль играет Межрегиональное общественное движение «Русь Печорская», отметившее этой осенью тридцатилетие.

Татьяна Дронова в традиционной одежде своей староверческой родины.

 

Молиться – в открытую

Стол доктора исторических наук Татьяны Дроновой в Институте языка, литературы и истории Коми научного центра заставлен стопками книг. «Одежда староверов Усть-Цильмы», «Дети и детство в народной культуре Усть-Цильмы», «Тематический словарь пословиц, поговорок и присловий», «Словарь русских говоров низовой Печоры» и еще десятки книг – своих и коллег-исследователей. Начало ее исследований староверческой родины совпало с подъемом национального самосознания россиян, пришедшего вместе с реформами начала 90-х.

– В постсоветский период активизировались все общественные инициативы, коми народ о себе очень громко заявил, возникли движения «Коми войтыр», «Изьватас». Не остались в стороне и русские. В этот период стали говорить о религиозной составляющей, никаких гонений уже не было, поэтому и староверы активизировались, – вспоминает Татьяна Дронова. – Но если у коми этот процесс начался с политических элит и интеллигенции, то в Усть-Цильме – с низов, и первыми себя обозначили староверы, которые хотели объединиться, создать общинную жизнь и молиться в открытую.

Инициатором объединения староверов выступила представительница рода Анхиных. Пращуры Натальи Яковлевны Носовой отличались особой набожностью. В конце XX века директор вечерней школы, известный и уважаемый в Усть-Цильме человек, взялась за сплочение земляков. Начало было положено.

– Лидер важен в любом начинании, а Наталья Яковлевна обладала огромным авторитетом: ей доверяли, за нею шли. Люди вышли из подполья и безбоязненно заговорили о своей вере. Кроме того, феномен Усть-Цильмы в том, что в советский период религиозность в Усть-Цильме сохранялась, но скрывалась. Молитвенная жизнь не прерывалась и в период гонений, только она протекала в домах, за закрытыми дверями.

Горка – важнейшая часть жизни устьцилёмов во все времена. Уроженцы Усть-Цильмы, приезжающие на родину к дням проведения
праздника – 7 и 12 июля, говорят, что они живут «от Горки до Горки».

 

В Усть-Цильме живут староверы-беспоповцы. Староверы появились на Европейском Севере в начале XVIII в.
На притоке Печоры – р. Пижме они основали Великопоженский скит, деятельность которого строилась в тесной взаимосвязи с Выговской пустынью в Карелии – главным духовным старообрядческим центром на Русском Севере. Унаследовавшие духовное благословление от последних рукоположенных священников, выговские старообрядческие наставники создали целый комплекс уставов, впоследствии принятых в других скитах. Выголексинское общежительство, мощнейший духовный центр Севера, питал и устьцилемских староверов, духовную жизнь которых регулировали наставники. Даже в разгар раскольничьего процесса в Усть-Цильме продолжали молиться по старым книгам. Выговский устав сохранился во многом благодаря удаленности и бездорожью Усть-Цильмы. По-настоящему серьезная попытка вторжения официального православия в Усть-Цильму произошла лишь в Николаевские времена.

– Николай I жестко взялся за искоренение староверия: свыше 60% промышленников были староверами. Трудолюбие староверов, их высоконравственный образ жизни всегда вызывали уважение у окружающих людей. Это пугало власть. Староверы – это сильные духом люди, которых всегда пытались сломить. Несмотря на то, что у государя ничего не получилось в его борьбе, урон он нанес значительный, в том числе в психологическом плане. Закрывались скиты, преследовались наставники. Это был страшный богоборческий период. Верующие обычно называют страшным периодом советское богоборческое время, но и николаевские времена были не лучше, просто о них не осталось живых свидетельств, – рассказывает Татьяна Дронова.

Инициатором объединения староверов в конце прошлого века была Наталья Яковлевна Носова.

Валерий Федорович Выучейский был первым председателем «Руси Печорской».

 

От ученых до предпринимателей

Итак, староверы активизировались. На фоне этого и администрация Усть-Цилемского района начала задумываться о создании общественного движения. 16 ноября 1990 года в Усть-Цильме прошел съезд новой общественной организации «Русь Печорская», был принят устав, обозначены цели, основная из которых – сохранение культуры. Первым председателем «Руси Печорской» стал Валерий Федорович Выучейский. Образование общественного движения лично поддержал Юрий Спиридонов, на тот момент председатель Верховного Совета Коми АССР, понимавший культурное значение Усть-Цильмы и русской культуры в республике в целом. Развитие движения получило поддержку не только староверов, но и политических элит, и, что особенно важно, – ученых.

– Движению повезло с тем, что среди выходцев из Усть-Цильмы много ученых. Они живут в разных местностях, но отождествляют себя с малой родиной, подчеркивают свои корни, – активистка движения Татьяна Дронова говорит и о своем научном интересе, связанном с «Русью Печорской»: – Мне было важно понять, что нужно для того, чтобы молодые устьцилемы не стеснялись, а гордились своей культурой. Когда в 1983 году я поступила в университет, мы, устьцилемы, скрывали свою причастность к вероисповеданию, чтобы над нами «не смеялись». Нас называли фанатиками, я сама через это прошла, и этот ярлык преследовал нас долго. Между тем устьцилемы сильные люди и могут этому противостоять.

Благодаря ученым, к самобытному краю возник интерес и у журналистов. Об Усть-Цильме начали писать, снимать фильмы, выпускать книги.

Один из ученых, стоявших у истоков движения, – доктор исторических наук Владимир Иванович Чупров, возглавлявший сыктывкарское отделение «Руси Печорской». Исследователи староверческого края – Татьяна Дронова, Татьяна Канева, Татьяна Волкова – уже три десятилетия пропагандируют исконные культурные ценности устьцилемов с помощью научных трудов, монографий, выставок, научных чтений и конференций.

– С самого начала деятельности движения Усть-Цильма стала местом проведения высокоуровневых форумов. Ныне в Усть-Цильме проводятся Всероссийские научные конференции. Не каждое село может этим похвастаться. В 60-70-е годы, когда ученые приезжали и собирали старообрядческие книги, к ним было настороженное отношение, оно проявлялось еще и на первом съезде. Но я как исследователь отношусь к этому иначе. Книги могли быть уничтожены, сожжены или осесть в частных коллекциях. Поэтому когда дарители решались на передачу ученым книг, тем самым они сохраняли свое наследие. Благодаря сохраненным книгам и рукописям мы можем говорить о круге чтения печорских крестьян. Сейчас спасенное наследие хранится в крупнейших российских исследовательских центрах: Пушкинском доме, Российском этнографическом музее, Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого и других хранилищах, – говорит Татьяна Дронова.

Вальтер Фот, устьцилём по материнской линии, внук наставника.

 

Богатое духовное наследие сохраняется самими устьцилемами. В электронный реестр памятников нематериального культурного наследия благодаря усилиям ученых вошли пижемская роспись, усть-цилемская Горка, свадебный обряд, технология изготовления праздничного костюма. В 2004 году хороводному празднику Горка, в 2016-м проекту «Родовой дом» присвоен республиканский статус. «Родовой дом» включен в республиканский реестр памятников культуры.

Благодаря сплоченности и доверию друг к другу устьцилемов в развитии движения не было скачков и провалов. С момента своего зарождения оно шло по нарастающей. В 2008 году оно приобрело статус межрегионального. Большую роль в этом сыграла Белла Забровская.

– Многие знают ее как политика и предпринимателя, а между тем она яркий общественник. В 2007 году мы с Беллой Леонидовной выступили инициаторами в проведении Дней культуры Усть-Цильмы в Москве на двух площадках: в Доме национальностей и в Постоянном представительстве РК. Это имело большие положительные последствия. Были приглашены представители Минкульта России, потом они приезжали в село, республика получила федеральное финансирование в рамках программы поддержки русского языка в регионе, – рассказывает общественница.

Высока роль в развитии «Руси Печорской» и Вальтера Фота. Устьцилем по материнской линии, внук наставника, он выступил организатором Старообрядческих чтений. Это уникальный проект, транслирующий культуру староверов. С его легкой руки школьники обучаются чтению на старославянском, приглашаются чтецы из молитвенных домов, люди, владеющие навыками чтения на старославянском языке. Конкурс чтецов проводится раз в два года. Вальтер Фот закупил для чтецов на свои средства необходимые учебные книги. Успешный бизнесмен, меценат, он никогда не прерывал связи с родиной, сделав для Усть-Цильмы очень много: при его поддержке и на его средства построены гостиница, церкви и часовни, до конца жизни он поддерживал земляков и сохранял культуру малой родины.

Глава Республики Коми Владимир Уйба и председатель «Руси Печорской» Елена Герасимова на VIII съезде движения в Усть-Цильме. Октябрь 2020 г.

 

Связь поколений

Говорят, что в год, когда не пройдет Горка, настанет конец света. А поскольку проведению знаменитого праздника не может помешать ни погода, ни пандемия, ни запреты и препоны, до конца света еще далеко. Например, когда в 2012 году на фоне трагедии с паромом «Булгария» хотели запретить проведение Горки, устьцилемы искренне возмутились: «Как это мы без Горки?» И дело не в том, что они не считают старинный обряд «увеселительным мероприятием», а в том, что в Горке – само дыхание жизни, мощный энергетический заряд на весь год, регламенту она не подчиняется.

– Горка – это важнейшая часть жизни устьцилемов, которая дает им заряд на целый год. Это не просто массовое мероприятие, это часть жизни, ее дыхание. Уроженцы Усть-Цильмы, приезжающие на родину к дням проведения праздника – 7 и 12 июля, говорят, что они живут «от Горки до Горки», – говорит Татьяна Дронова.

Определяющее значение современной Горки – это то, что праздник сплачивает семьи, роды и всех устьцилемов.

– По справедливому замечанию Дмитрия Сергеевича Лихачева, творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему, – отмечает Татьяна Дронова. В едином хороводе познается невероятный дух и сила коллектива, родной земли, понимание того, что только сообща можно преодолевать трудности. Важно и то, что поклонники русской народной культуры, приезжающие в Усть-Цильму, с интересом примеряют стародавние наряды, в центре России хранящиеся лишь в музеях, и становятся в единый «вселенский» хоровод, который в современных условиях обретает особое значение.

Бабиковы, Рочевы, Чупровы, Носовы, Бобрецовы, Дуркины, Выучейские из самых разных родов – пожалуй, нет в Усть-Цильме человека, который не знал бы свое родословие. И если принято представляться, называя предков до седьмого колена, то иной устьцилем назовет свой род и до тринадцатого, а устьцилемка с гордостью наденет наряд, доставшийся ей от прапрабабушки. Молодые люди метко и иронично вставят в речь «неприхотливое» словцо и расскажут байку на «говоре». «Дети, прочтите, что тут написано: «са-по-ги», – учительница записывает на доске слово. Первоклассники, шевеля губами, читают по слогам. «Дак это маленьки бахильчи ли чо ли?!»

Самым главным итогом тридцатилетнего пути «Руси Печорской», по мнению Татьяны Дроновой, стало восстановление связи поколений. Уже малыши облачаются в национальные костюмы, с нетерпением ждут детскую Горку, поют и водят хороводы, ткут и плетут пояса. Созданы этнокружки, фольклорные объединения. Национальные мероприятия проводятся в детских садах и школах. Во многих городах не только Коми, но и России созданы представительства «Руси Печорской». При них созданы фольклорные коллективы, которые становятся лауреатами конкурсов, представляя свою культуру на больших площадках страны. Изданы десятки монографий и сотни статей о староверческой культуре и наследии Усть-Цильмы. Сняты фильмы, передачи и проведены экспедиции, развивается этнотуризм, а гости села восхищаются легкостью и гостеприимством устьцилемов.

– Обосабливаясь от другого – иноконфессионального – мира, устьцилемы испокон веков были очень гостеприимными и открытыми, что подчеркивают известные путешественники и этнографы прошлых столетий. Никогда не запирали двери перед чужаком, готовы были разделить трапезу, предоставить ночлег, – подчеркивает Татьяна Дронова. – Важно то, что усть-цилемские староверы свято сохраняют древлеправославную веру, русские народные традиции, любят и гордятся своей малой родиной.

Полина РОМАНОВА

Фото rkomi.ru и из архива Татьяны Дроновой

 

Галина Габушева, министр национальной политики Республики Коми:

– «Русь Печорская» в числе первых первых стоит у истоков становления общественного движения народов, проживающих в Республике Коми. Сегодня она занимает лидирующие позиции, достойно несет взятую с момента своего образования миссию сохранения русской культуры Усть-Цильмы, ее жизненного уклада, фольклора и духовных традиций.

В летопись движения вписали свои имена Валерий Федорович Выучейский, Валентина Ивановна Кокошина, Елена Ивановна Герасимова, Владимир Иванович Чупров, Вальтер Вальтерович Фот, Татьяна Ивановна Дронова, Белла Леонидовна Забровская и многие другие замечательные ученые, государственные и общественные деятели, врачи и учителя, работники культуры, представители духовенства и труженики села.

В течение 30 лет «Русь Печорская» вовлекает в свою орбиту все больше людей, чья судьба связана с Усть-Цилемским краем. Живя в разных уголках нашей республики и России, они объединились в двенадцать отделений и представительств для продвижения уникального культурного наследия устьцилемов.

Активисты и рядовые участники движения проявляют себя в разных сферах жизнедеятельности, участвуя в социальных, экологических и просветительских проектах. «Русь Печорская» сегодня остается незаменимым звеном в общественной и этнокультурной жизни нашей республики.