«Не лапти плести»

Сегодняшние мастера сделали старинное корнеплетение настоящим искусством

Из каких природных материалов наши предки плели себе различные предметы быта? Береста, лоза… Да, это самые распространенные и доступные материалы, плетение из них было повсеместным и представлялось несложным. Даже поговорка появилась: «Дом вести – не лапти плести». Но есть еще одно старинное мастерство и искусство – плетение из корня. Гораздо более сложное, чем создание изделий из бересты и лозы, и все-таки оно было довольно широко распространено на Севере России. В советское время это ремесло было утрачено, но в последние годы возродилось и развивается.

От забвения к возрождению

Еще в 2010 году в Республике Коми оставалось всего два мастера, владеющих техникой изготовления изделий из соснового корня – Елена Кокорина и Анна Красман. Но вскоре это ремесло получило развитие благодаря проведению творческих мастерских и обучающих семинаров по художественной обработке корня. Современные мастера плетут из корня вещи самой разнообразной формы, используя различный декор. Эти изделия экспонируются на выставках и хранятся в частных коллекциях по всему миру.

Одна из наиболее известных сегодня в Коми мастеров по корнеплетению – член Союза мастеров и Союза художников России, Народный мастер России Елена Кокорина. Ее работы экспонировались в Москве, Новгороде, Мурманске, Вологде, Саранске, Ярославле, а также Финляндии, Германии, Венгрии, США. Она не только более 20 лет сама занимается этим видом декоративно-прикладного искусства, но и делится знаниями, обучает мастерству других. Прежде всего, свою младшую дочь Галину, которая сама уже становилась победителем республиканского конкурса «Мастер года». Елена Кокорина и ее дочь, Галина Кудинова, поведали «Региону» о тонкостях этого старинного, непростого и очень красивого ремесла.

Корнеплетение, как вид народного прикладного творчества, в конце XIX века было очень развито там, где много лесов: в Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях, Коми крае. Наши предки заметили, что корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки: свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать. Высыхая, он становится упругим и прочным, а глянцеватая поверхность очищенного корня очень красива. В Коми основным материалом для плетения был и остается корень сосны: он солнечный, светлый и очень пластичный, долго сохраняет теплый золотистый цвет.

В старину из корня плели «коренники» – формы для придания формы тесту перед выпечкой караваев, тарелки для готового хлеба, вазы-сухарницы, коробочки-шкатулки для разных предметов, корзины-набирушки для сбора лесных даров, воронки для переливания в бочки сусла и сура (пива), большие короба и чемоданы… Порой, чтобы изделие служило дольше и держало, например, муку, его красили сверху масляной краской. Техника корнеплетения передавалась из поколения в поколение, ремесло бытовало вплоть до 1930-х годов. А потом – индустриализация, широкое распространение промышленных изделий. И старинный промысел корнеплетения, как и изделия из него, ушли в тень истории. К 1990-м годам он оказался забытым…

Спасибо учителю

Но жил тогда в Коми замечательный мастер Михаил Степанович Кочев – художник, мастер, педагог, член Союза художников России. Как-то он обнаружил на чердаке своего родового дома старую вещицу, непонятно из чего и как сплетенную. Заинтересовался, начал расспрашивать односельчан – ему рассказали, что прежде подобные предметы были в любом доме, но теперь технология их изготовления утрачена. Чтобы понять эту самую технологию, Кочев расплел часть найденного изделия. И стал пробовать самостоятельно плести из нового для себя материала, в новой технике новые изделия – воссоздавать и осваивать ремесло. Позже общался на эту тему с мастерами Архангельской области.

Михаил Степанович стал основоположником возрождения искусства корнеплетения в Коми. К сожалению, он очень рано ушел из жизни, но успел не только возродить утраченное народное ремесло, но и вырастить целую плеяду достойных учеников, которые продолжили его дело. Говорил им: «Я учу вас и учусь сам». В 1998 году Кочев пригласил на курсы художественного корнеплетения Елену Кокорину. С той учебы у Елены Валентиновны осталось первое, самое дорогое ее сердцу изделие – маленькая корзиночка, выполненная под руководством учителя. У Кочева училась и Анна Александровна Красман. И сегодня ее можно назвать мастером корнеплетения, равным Елене Кокориной – создающим изделия высокохудожественного уровня.

– Михаил Степанович говорил: «Ремесло должно «прилипнуть» к рукам». То есть для каждого мастера найдется что-то свое. Видимо, сосновый корень – такой маслянистый, душистый, вот и «прилип» к моим рукам, – улыбается Елена Валентиновна. – Я люблю пробовать разное. Но чтобы достичь мастерства, надо сосредоточиться на чем-то одном.

И уже в 2000 году она сама разработала для групповых занятий и самостоятельного обучения корнеплетению методическое пособие «Зарни вуж» – золотой корень. Технология и мастерство корнеплетения», в том же году провела свои первые курсы по художественному корнеплетению. В 2015 году республиканский Центр народного творчества проводил творческую мастерскую по художественной обработке корня, где Елена Кокорина вновь делилась своими знаниями. За неделю она показала ученикам азы ремесла, начиная с заготовки материала. Так появились умельцы, которые занялись корнеплетением и развивают его в разных уголках Республики Коми.

К слову, раньше корнеплетение было занятием исключительно мужским. Потому что и заготовка корня очень трудоемка, и сама работа требует значительных усилий, крепости рук и пальцев. То же лозоплетение значительно проще и легче. Но Елена Кокорина все же выбрала корень, потому что он пластичнее и дает больше возможностей «играть» с формой изделия, создавая не только традиционные изделия, но и что-то новое.

Деревянная «пряжа»

Технология корнеплетения, действительно, сложна и трудоемка. Первое – найти и подготовить к работе материал. Сосновый корень можно заготавливать в любое бесснежное время, с весны до поздней осени. Традиционные места заготовки: лесосеки, карьеры, строящиеся дороги, боры. Если материал берут от растущих деревьев, то подкапывают лишь поверхностные корни, чтобы деревья оставались жить. Еще лучше брать корни от выкорчеванных. Для заготовки нужны тяпка и нож. Корень подкапывают и вытягивают тяпкой, его длина может достигать 10 метров и больше! Для удобной транспортировки корни скручивают в кольца и плотно складывают в мешки из рогожи.

Заготовленный корень надо обязательно очистить от коры не позже, чем в три дня после сбора, пока не высох. Для этого используют простейшее приспособление «щемилка»: в доску или скамейку вбивают рядом два гвоздя, и каждый корень протаскивают между ними. Очищенные корни складывают для просушки в тени, в хорошо проветриваемом месте. Хранится корень два-три года, позже теряет пластичность и темнеет. Перед работой мастер готовит рабочее место, инструменты: резачок и неострые шила разных диаметров. Можно начинать плести!

В качестве основы берут целый, круглый в сечении корень, а для ее оплетки – ленту, то есть половину или четверть другого корня (его аккуратно расщепляют резачком вдоль на две-три– четыре части, в зависимости от того, какой толщины нужен материал). Тут напрашивается аналогия с вязанием: можно вязать из толстой шерсти, и вязка будет крупной, фактурной, можно взять шерсть потоньше – вязка получится плотнее и изящнее. Так и в корнеплетении: для вещей поменьше идет деревянная «пряжа» потоньше, для плетения крупных используют толстые корни. Поэтому и шила для работы нужны разных диаметров: шилом вначале расширяют отверстие для продевания ленты, затем ее туда пропускают и подтягивают. Занятие кропотливое: петелька за петелькой. В процессе работы изделие постоянно смачивают водой, чтобы корень сохранял гибкость. Но на ночь в воде не оставляют – потемнеет.

Видов плетения несколько. Основные – прямое и косое, то есть в соседнюю петельку и через петельку. Выглядят они чуть по-разному, и косое – более плотное, прямое – более рыхлое. Есть также виды плетения для декора: «узелок», «косичка». Кстати, у кировчан и архангелогородцев виды плетения, как и материалы, отличаются от традиционных для коми. В качестве основы в этих областях чаще берут не корень, а лозу ивы, из корня – лишь ленты. Оттого их изделия ровнее, чем наши.

На изготовление изделий уходит разное время – в зависимости от их размера, сложности и навыков самого мастера. У Елены Валентиновны на декоративную грушу в натуральную величину (такие она представляла на «Мастере года-2019») уходит дня два, а на овальную плетеную сумочку – около месяца. У Галины, с ее меньшим опытом, на ту же сумочку может уйти и полгода…

Шкатулка с иглами дикобраза

Елена Кокорина создает как функциональные вещи, так и декоративные: самовар, фигурки человечков, груши, сережки… Но приоритет отдает прикладным изделиям: «Считаю, что вещь должна работать». А еще любит осваивать что-то новое и пробует использовать в декоре корнеплетеных изделий самые разные природные материалы: кожу, текстиль, кап, камень… На нашу встречу принесла необычную шкатулку, на крышке которой – красавец-олень, в линиях которого явны традиции мезенской росписи. Только олень – белый и как бы вышит гладью какой-то толстой, явно не пряденой «нитью», так же вышиты и узоры-снежинки рядом с ним. Оказалось, материал для «вышивки» – традиционный для южноамериканских индейцев: иглы дикобраза! Их мастер заказала и выкупила у сотрудников Ярославского зоопарка, потом долго готовила к работе, чтобы стали мягкими и гибкими…

Вообще, путешествия всегда дают новые идеи для творчества. Будучи в Геленджике, Елена Валентиновна уже знала, что в южных районах России занимаются плетением из сосновых иголок. У южных-то сосен иглы длинные, в отличие от северных. После шторма улицы Геленджика были завалены упавшими сосновыми ветками… «Вот так ветер принес вдохновение – особое состояние сознания и тела, которое дает новые переживания. Вдохновение – оно повсюду: в общении с интересными людьми, с учениками, в работе, в прогулках по лесу и даже в последствиях шторма», – говорит мастер. Те иголки она собрала, привезла домой и опробовала с ними новый вид творчества. Тарелочки, сплетенные из сосновой хвои, также представила на минувшей республиканской выставке «Мастер года».

А недавно Елена Кокорина заготовила иглы кедра, чтобы попробовать сплести что-то из них. Но они из Средней полосы, поэтому слишком тонки и мягки, да и коротковаты… И сейчас мастер обдумывает, с каким материалом их объединить. Еще ей нравится работать с кожей рыбы… Вообще, творческих задумок у Елены Валентиновны очень много: «Голову распирает от идей – только успевай воплощать!». Что ж – значит, сочетание традиционного с новым, эксперименты в корнеплетении продолжаются…

Ирина САМАР

Фото автора,

Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ

и из личного архива

Е. В. Кокориной

В Национальном музее Республики Коми хранится с полсотни старинных изделий, сплетенных из корня и бытовавших на территории нашего региона. Они изготовлены и бытовали на территории Коми края. Самые ранние датируются концом XIX века, самые поздние – 1930-ми годами.

 

Редакция благодарит Национальный музей РК за помощь в организации съемки.