Владимир Гусев: «Лесные грузы – наша специализация»

Подводя итоги уходящего года, можно сказать, что для Сольвычегодского региона 2020-й стал не только годом испытаний, но и годом рекордов и побед. Самыми важными из них делится с читателями «Региона» заместитель начальника Северной железной дороги по территориальному управлению Владимир Гусев.

Гусев Владимир Викторович родился 21 января 1965 года в городе Тайшете Иркутской области.
В 1984 году окончил Целиноградский железнодорожный техникум, в 1991 году – Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Трудовую деятельность на железнодорожном транспорте начал будучи студентом в 1983 году в должности помощника электровоза. По окончании учебы в 1991 году приступил к работе в вагонном депо Сольвычегодск Северной железной дороги. Прошел путь от мастера до начальника вагонного ремонтного депо. С 2013 года работал в должности заместителя главного инженера СЖД в Сольвычегодском территориальном управлении. С 6 октября 2020 года руководит деятельностью Сольвычегодского территориального управления СЖД.

 

Владимир Викторович, расскажите о специфике Сольвычегодского региона. Чем он отличается от других регионов Северной магистрали?

– Сольвычегодское территориальное управление Северной железной дороги действует в границах трех регионов России и охватывает юг Архангельской области, часть Вологодской области и Республики Коми. Общая протяженность пути составляет 1670 километров. Основные границы полигона были определены еще в середине минувшего века. В 2012 году последовало еще одно укрупнение: в состав Сольвычегодского региона был передан участок железной дороги от станции Урдома до станций Микунь, Сыктывкар, Кослан, Вендинга. При этом транзитный характер нашего региона сохранился: мы продвигаем грузы с севера на юг, с востока на запад и обратно. Окончательно сформировалась и его «грузовая специализация» – погрузка и доставка потребителям лесных грузов и продукции лесоперерабатывающих предприятий.

Основные перевозимые грузы: лес, бумага и другая продукция лесопереработки, лом черных металлов, строительные грузы, химикаты и сода, метизы, нефть, каменный уголь, грузы в контейнерах.

Традиционно грузы по железной дороге отправляют такие крупные предприятия, как АО «Монди Сыктывкарский ЛПК», филиал ОАО «Группа «Илим» в Коряжме, группа компаний ООО «Устьянский лесопромышленный комплекс», ООО «Лузалес», ЗАО «Группа компаний Вологодские лесопромышленники» и другие.

Ежегодно Сольвычегодский регион обеспечивает 11 процентов от общего плана погрузки всей Северной железной дороги. По итогам 11 месяцев 2020 года погрузка в регионе составила 7 млн. 686 тыс. тонн грузов, что на 4,7 процента выше прошлогоднего показателя. Наибольший прирост нами достигнут в перевозке лесных грузов – на 8,6 процента к прошлогоднему уровню, и грузов в контейнерах – на 7,6 процента.

«Грузовая специализация» Сольвычегодского региона – погрузка и доставка потребителям лесных грузов и продукции лесоперерабатывающих предприятий.

 

В последние два-три года спрос на продукцию лесопромышленных предприятий стабильно высокий. Как это сказывается на железнодорожных перевозках?

– Конечно, положительно. Сольвычегодский регион включает 65 станций, 43 из них открыты для грузовых операций. Станции работают стабильно, увеличивают объемы переработки, ставят рекорды.

Размер погрузки на станции Човью в 2020 году возрос в три раза, а выгрузки – в два раза по сравнению с 2014 годом. Сегодня у станции 35 клиентов. Самый крупный клиент станции – ООО «Лузалес». Благодаря успешной деятельности этого предприятия значительно возросли объемы работы железнодорожников. Начиная с февраля 2019 года, «Лузалес» отправляет со станции Човью контейнерные поезда по твердым ниткам графика, то есть по расписанию. Основные направления контейнерных поездов – Забайкальск, Новороссийск, порты Октябрьской железной дороги.

Коллектив станции Костылево дважды ставил в этом году суточные рекорды погрузки. В масштабе региона исторический суточный рекорд погрузки был установлен в феврале 2020 года, а предпоследний – в январе 2019 года.

Все популярнее среди клиентов становятся контейнерные перевозки, они выросли на треть. В 2020 году со станций Сольвычегодского региона отправлено по графику более 1200 контейнерных поездов с грузом общей массой около 2 млн. тонн. В основном это пиломатериалы, бумага и другая продукция лесоперерабатывающих предприятий. Отмечается высокий рост отправки контейнерных грузов в Китай через сухопутные погранпереходы.

Сольвычегодский регион был первопроходцем в деле организации перевозок грузов в составе грузовых поездов по графику с согласованным временем отправления и прибытия. Мы остаемся лидерами в контейнерных перевозках на дороге и постепенно расширяем географию своих услуг.

Еще в начале года контейнерные поезда в направлении портов Санкт-Петербурга и на экспорт в Китай отправлялись с пяти станций Сольвычегодского региона: Низовка, Койты, Костылево, Човью, Сыктывкар. Начиная с апреля этого года, формирование контейнерных поездов с дальнейшим отправлением их по расписанию осуществляется и на станции Межег. На очереди – станция Великий Устюг.

 

13 февраля 2020 года на станциях Сольвычегодского территориального управления был поставлен исторический рекорд суточной погрузки – 37,4 тысячи тонн. Он зафиксирован впервые за период работы региона в границах от Коноши до Микуни, с учетом участков Микунь-Сыктывкар и Микунь-Вендинга. Рекорд на одну тысячу тонн превысил предыдущий, достигнутый 25 января 2019 года. За одни сутки со станций региона было отправлено 700 грузовых вагонов, в том числе семь грузовых поездов по расписанию. Наиболее высокие показатели погрузки достигнуты на станциях Низовка, Костылево, Вага, Вельск в Архангельской области и Човью, Вендинга в Республике Коми. Установке рекорда способствовало расширение линейки услуг, предоставляемых грузоотправителям.

29 июля на станции Костылево Северной железной дороги установлен суточный рекорд погрузки-выгрузки. В течение суток на станции общий вес груза, предъявленного к погрузке и выгрузке, составил 6120 тонн, что вдвое превысило среднесуточный показатель. Со станции в этот день были отправлены три контейнерных поезда с лесными грузами до станций Автово и Бронка Октябрьской железной дороги, а затем – через порты Балтийского моря в Китай. Услугами железнодорожной станции Костылево пользуются несколько десятков грузовладельцев. Крупнейший из них – группа компаний ООО «Устьянский ЛПК».

 

Куда были направлены основные инвестиции в этом году?

– Инвестиционной программой ОАО «РЖД» на территории Сольвычегодского региона в течение года были сделаны серьезные финансовые вложения – 2,18 млрд. рублей. В сравнении с прошлым годом лимит программы увеличен на 461 млн. рублей. В числе основных проектов – реконструкция канализационных очистных сооружений станции Сольвычегодск, проектирование контейнерного терминала на станции Великий Устюг и техническое перевооружение контейнерного терминала на грузовом дворе станции Сыктывкар, приобретение локомотивов для пассажирского и грузового движения, новых вагонов для пригородного сообщения, ремонт перронных пассажирских платформ в Сыктывкаре и Великом Устюге. Часть проектов завершена, остальные находятся в процессе реализации или близки к завершению.

Своевременно был выполнен план-график ремонтно-путевых работ. Капитально отремонтировано 22,2 км железнодорожного пути. На 100 процентов выполнены планы по замене стрелочных переводов и смене рельсов на 4,5 км пути. В рамках планово-предупредительного ремонта с применением машинизированных комплексов выправлено 195,8 км пути. Машинами «Унимат» выправлен 131 стрелочный перевод. Свыше 32 тысяч деревянных шпал заменены новыми и более 20 тысяч – старогодными. Средняя балловая оценка состояния пути в Сольвычегодском регионе выполнена и составляет 17 баллов при плане 18.

А что сделано непосредственно для пассажиров?

– Подходят к концу ремонтные работы по созданию безбарьерной среды на железнодорожном вокзале станции «Сыктывкар». Это социальный проект по адаптации железнодорожного вокзала для маломобильных пассажиров.

Для этого на вокзале обустроены специализированные зоны ожидания и отдыха. Отремонтированы входные группы здания, здесь появились пандусы и перила, удобно открывающиеся двери. На входе в здание установлен новый интроскоп для досмотра багажа и грузов.

Для людей с нарушением зрения вокзальный комплекс оборудован тактильными средствами навигации и информирования с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Соответствующие информационные таблички, комбинированные тактильно-контрастные пиктограммы размещены перед всеми функциональными зонами.

Завершено внедрение системы экстренной связи и обновление электро-оборудования, отремонтированы справочная вокзала, комнаты дежурного по вокзалу, кассы продажи автобусных билетов. На пассажирском перроне смонтировано новое освещение.

В связи с развитием внутреннего туризма активно развиваются и усовершенствуются маршруты перевозок пассажиров к местам отдыха и достопримечательностям. Один из самых раскрученных туристических продуктов, расположенный в нашем регионе, – Вотчина Деда Мороза в Великом Устюге. Проект для нас носит сезонный характер, массовый наплыв туристов приходится на декабрь и январь. В этом году, по договоренности с правительством Вологодской области, для удобства туристов запущены пригородные поезда Котлас – Великий Устюг. Ведутся переговоры о внедрении на этом маршруте рельсовых автобусов, которые будут работать круглогодично, а не сезонно.

Подходят к концу ремонтные работы по созданию безбарьерной среды на железнодорожном вокзале станции «Сыктывкар». Это социальный проект по адаптации железнодорожного вокзала для маломобильных пассажиров.

Знаю, что сотрудники путевой машинной станции №114 все лето трудились на Сахалине. Кто еще отличился своими трудовыми успехами в 2020 году?

– В регионе немало предприятий, которые считаются лучшими на дороге и на сети РЖД: Сольвычегодская и Котласская дистанции пути, Сольвычегодский региональный центр связи, Сольвычегодская дистанция гражданских сооружений, Сольвычегодская дистанция централизации, сигнализации и блокировки, Сольвычегодская дистанция электроснабжения, эксплуатационное локомотивное депо Котлас, Микуньская дистанция инфраструктуры, Сольвычегодское агентство фирменного транспортного обслуживания, станции Сольвычегодск, Костылево, Човью, Котласская и Сыктывкарская дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций. Многие из них носят высокое звание «Образцовая станция», «Образцовое структурное подразделение», регулярно занимают призовые места в производственных соревнованиях на сети РЖД и по праву считаются лучшими на Северной железной дороге.

По итогам работы в 3 квартале Сольвычегодское территориальное управление было признано лучшим на Северной железной дороге и заняло 1 место в рейтинге регионов по выполнению эксплуатационных показателей деятельности. В основе успеха нашего коллектива лежит высокий профессионализм железнодорожников, доверие клиентов и пассажиров, считающих железнодорожный транспорт безопасным и надежным. Все это позволяет нашему региону работать стабильно и быть в числе лучших на Северной железной дороге.

Как удается железнодорожникам справляться с эпидемией коронавируса? Какие профилактические меры принимаются?

– На предприятиях региона, как и на всей дороге и в компании РЖД, профилактике уделяется особое внимание: работники своевременно обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, везде соблюдается масочный режим, на входах в здания установлены дозаторы с дезинфицирующими растворами для обработки рук, действует термометрический контроль. Большинство совещаний проводится дистанционно. Изменилось и отношение работников к профилактическим мерам: люди стараются обезопасить себя и своих близких и выполняют рекомендации Роспотребнадзора без напоминаний. На вокзалах, в поездах внедрен целый комплекс мер, чтобы пассажиры чувствовали себя в безопасности. Ношение масок и перчаток стало нормой нашей жизни, санитарной обработке регулярно подвергаются все помещения вокзалов, пассажирские вагоны, разделены потоки пассажиров, соблюдается социальное дистанцирование, проводится температурный контроль.

Галина ЛАВРИНЕНКО

Фото пресс-службы СЖД