Наталия Чеботарева: «Бескорыстного участия в судьбе сейчас особенно остро не хватает детям-сиротам».

В Республике Коми запущен проект по распространению технологии эффективного добровольческого наставничества для воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот «Импульс» при поддержке Фонда президентских грантов. Сотрудник детского дома им. А. А. Католикова Наталия Чеботарева, и региональный куратор проекта, считает, что наставничество может стать для жителей региона еще одной доступной формой помощи подросткам. Оно способствует становлению личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их взрослению, которое бывает порой весьма травматичным. Такой подход способен расширить возможности подростков получить со стороны взрослых индивидуальное, деятельное участие в их жизни.

— В какой форме ваша организация сотрудничает по программе наставничества?

— Распространение наставничества проходит не только в нашем детском доме, но и во всем регионе находит все больший отклик. С этой целью в рамках программы наше учреждение ведет сотрудничество с благотворительным фондом «Арифметика добра». Так мы помогаем воспитанникам в вопросах социализации после того, как они покинут стены детского учреждения. Это актуальная и эффективная форма работы с подопечными, которые растут в закрытой среде. Проект реализуется путем формирования наставнических пар из взрослого и подростка. На примере авторитетного взрослого дети готовятся к тому, что однажды им предстоит столкнуться с миром, к которому нужно адаптироваться и найти свое место под солнцем. Наставничество – это все, как в жизни.

— Какова ситуация в регионе с ростом или снижением числа детей-сирот? Какие факторы влияют на эти показатели?

— На этот вопрос я могу ответить, опираясь на данные нашего детского дома. В последнее время наблюдается положительная тенденция – снижение численности детей-сирот и даже уменьшение количества детских домов в целом. Нельзя не отметить целенаправленную политику государства по развитию форм устройства детей в семьи. В нашем регионе активно идет работа с кровной семьей ребенка: специалисты мотивируют родителей, которые лишены родительских прав, восстанавливаться в правах, изменять жизненные ориентиры.

— Как Вы оцениваете готовность жителей региона сотрудничать с проектом и помогать детям?

Потенциал есть. Сейчас важно больше рассказывать о проекте. Многие путают опекунство и наставничество, полагая, что контакт с ребенком обязывает забирать его к себе в семью. Это не так. Мы призываем лишь к конструктивному и плодотворному общению между подростком и взрослым. Очень хорошо, что сейчас существует обучение наставников и у людей вскоре сложится определенное представление о том, что собой являет проект. Думаю, что регион готов, потому что люди активно отозвались в ответ на такую инициативу с нашей стороны.

— Как люди узнают о программе наставничества? Как и где можно узнать разницу между наставничеством и опекунством?

— На сайте нашего детского дома есть раздел, где мы подробно рассказываем о программе наставничества. Также мы активно сотрудничаем с нашим университетом, информируем людей через СМИ. В будущем планируем сотрудничать с другими социальными и учебными учреждениями. Мы распространяем этот опыт во всех доступных нам источниках. Думаю, что перспектива стать близким другом подростку будет воспринята положительно.

— Сколько людей откликнулось сейчас?

Около 20-ти человек. К этому вопросу мы подходим очень тщательно. Не хочется подвести ожидания детей и как-то погасить мотивацию помогать у взрослых. Ко всем участникам программы у руководителей направления особое внимание. В теории процедура подбора пар «взрослый-подросток» выглядит достаточно просто, но на деле мы сталкиваемся с человеческой природой. Формирование наставнических пар требует терпения и выдержки.

— Предполагаете ли Вы личное общение с будущими кандидатами в наставники?

В первую очередь все кандидаты обязаны пройти обучение в Онлайн школе наставников. Следующий обязательный шаг — индивидуальная консультация с психологом и очный тренинг. Именно здесь мы сможем лично познакомиться с каждым человеком и принять решение о том, кто и с каким подростком сможет вступить во взаимодействие. Мне и моим коллегам важно сформировать полную картинку об интересах и возможностях кандидатов. Соотнести их с ожиданиями и предпочтениями наших воспитанников.

— Что, на Ваш взгляд, самое сложное в адаптации ребенка к самостоятельной жизни? С какими основными сложностями сталкивается ребенок, покидая госучреждение?

— Основная проблема – это социализация в «открытом» обществе, поскольку вся жизнь ребят проходит в некоторой капсуле. Детям тяжело осознавать, что во взрослой жизни необходимо находить ключи к огромному количеству новых людей, осваивать ранее неведомые навыки, сталкиваться с новыми ситуациями и обстоятельствами. Проблемы возникают с трудовой мотивацией, поэтому приходится ребят воодушевлять и направлять. Также выпускники часто встречаются с недостаточным знанием финансовой грамотности: они бездумно тратят деньги, не умеют планировать бюджет, не знают, как освоить цифровые формы оплаты товаров и услуг.

— Может ли общение с наставником продолжаться дольше?

— Я думаю, все очень индивидуально. Минимальный срок жизни наставнической пары один год. Но мы ориентируем кандидатов на более продолжительное взаимодействие. Важно иметь опору уже после выпуска из учреждения. Ведь в жизни случаются разные ситуации. Одна из наших выпускниц, сейчас ей 20-ть лет, со своим наставником взаимодействует уже третий год. Благодаря такой крепкой дружбе она не только поступила в Московский университет. У нее довольно высокая успеваемость, в будущем – это квалифицированный специалист, твердо стоящий на ногах. В трудных жизненных ситуациях она находит поддержку у своего наставника.

— Как формируются пары «наставник-подросток» на практике? Как они проходят испытание временем? Что происходит, если между людьми не возникла «химия»?

— Сначала кандидаты проходят обязательное обучение в Онлайн-школе наставников и заключительный очный тренинг. Далее наставник собирает необходимые документы. Наставнические пары «взрослый-подросток» формируются специалистами на основе возможностей наставника и потребностей подростка. Лучший результат такого союза – это крепкая дружба на основе искреннего взаимного интереса, но мы также понимаем, что существуют определенные риски, ведь все мы живые люди. Если химия не возникла, то куратору и психологу следует провести дополнительные встречи с участниками пары для того, чтобы определить проблемные точки общения.

— Как сам ребенок может повлиять на выбор будущего наставника?

В силу их малого жизненного опыта, они не слишком требовательны, потому что им самим тяжело определить, какого же наставника они действительно желают видеть. Мы помогаем им в этом вопросе. Проводим анкетирование и тренинги, разъясняем условия участия. Недавно я разговаривала с одной их наших воспитанниц – у нее был вполне конкретный запрос, но я посоветовала ей обратить внимание на человека среднего возраста, с большим жизненным опытом – она охотно согласилась. Важно рассказывать больше о людях, о той пользе, которую может дать человек на определенном этапе жизни. Таким образом у детей формируется другая картина мира – возникает ощущение, что мир разный, наполненный многими еще неизведанными сферами. Сейчас растут поколения с довольно размытыми жизненными целями. Я мало встречаю детей, которые, к примеру, еще в детстве определяют, кем бы они хотели стать в будущем и могут идти к своей цели. Хорошему наставнику необходимо помогать детям с целеполаганием.

— Каким должен быть человек, желающий стать наставником?

Активный жизнелюб! Это человек, который воспитал в себе уважение к миру в целом, к другой точке зрения. Необходимо также идти в ногу со временем – нашим детям важно знать, что их понимают, проявляют уважение к их интересам. Наставник является своего рода проводником в актуальную социальную среду, он раскрашивает мир перед глазами ребенка, настраивает его на взаимодействие с обществом в позитивном ключе. Взрослый человек может научить ребенка гибкости, выработать адаптивные стратегии поведения, показать на своем примере всю прелесть сотрудничества, научить анализировать жизненные ситуации. Дети, как правило, подражают значимому взрослому, поэтому все в наших руках!

— Как Вы считаете, сможет ли программа наставничества набрать обороты в будущем и охватить большинство детских учреждений России?

Важно понимать суть проекта, тогда им безусловно заинтересуются люди. Наставничество несомненно может перерасти в опекунство, но это совсем не обязательно – важно лишь быть надежным другом для своего подопечного. Цель программы не подталкивать к приемному родительству, а воспитывать ребенка в условиях партнерства для подготовки к самостоятельной жизни. Думаю, что в скором времени такая практика наберет обороты и будет востребована в каждом детском доме. Бескорыстное участие в судьбе ребенка – это как раз то, чего сейчас особенно остро не хватает детям-сиротам.

Рада МЕЙЛАХС