Данил Толмачев: «Особенности региона – вокруг нас»

В январе этого года в Коми появилась новая структура – Агентство по туризму и продвижению Республики Коми. Что является основными задачами учреждения и какими стали первые шаги по продвижению туристических объектов, «Региону» рассказал руководитель агентства Данил Толмачев.

– Данил, чего в вашей работе больше: туризма или продвижения?

– Благодаря моему опыту работы в журналистике и в Правительстве Москвы, связанной с PR, опыта в продвижении у меня больше, чем в туризме. Но учитывая тот факт, что туризм тесно связан с позиционированием, его курирую тоже я.

– Вы работали в Челябинске, последние пять лет – на перспективной должности в Москве. Чем вас «заманили» из столицы в Сыктывкар?

– На работу меня пригласил министр культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Сергей Емельянов. Я поехал сюда за человеком, за энергетикой. В отношении к руководству у меня четкое деление на «черное» и «белое»: или я уважаю руководителя и вдохновляюсь, или не принимаю его. Тут первый случай – я поверил министру. Причем услышал я о нем раньше, чем познакомился: многие люди в Правительстве Москвы, которым я доверяю, говорили о нем как о человеке новой формации, очень энергичном и эффективном. Я увидел, что человек готов работать, что тут отличная команда, и присоединился к ней.

– Вы приехали в Коми в самые морозы, в середине января. Как впечатления?

– Прекрасные. Как уроженца Челябинска, меня морозами не удивить, хотя я привез сюда пуховик на минус 45, чтобы ездить по городам и районам. В Воркуте я побывал еще в ноябре – и влюбился в этот город, в его людей. Это энергетический, абсолютно «мой» город.

– Вы знаете, что в Коми в свое время уже была Корпорация по развитию туризма? Заходим на второй круг?

– Во-первых, я не готов давать оценку той организации. Во-вторых, каким должен быть результат его работы, чтобы сказали: «О, здорово получилось»? Можно и меня упрекнуть, что дорога до Керчомъи до сих пор не построена. Я слышал много мнений до того, как переехать. «Ну, куда ты едешь?» – спрашивали меня. Едва ли меня можно назвать антикризисным менеджером, но когда что-то у кого-то не получается, меня это не останавливает.

– Какие задачи поставлены перед агентством?

– Ничего сверхъестественного. Позиционирование региона по-новому. Пиар и медиа плюс улучшение туристского климата за счет определенных проектов.

– То есть работа Агентства будет строиться по принципу step by step?

– Да, это проектная деятельность, и мы начали ее в селе Керчомъя Усть-Куломского района во время проведения Первого туристского конгресса регионов Севера. Туда туристические автобусы не приезжают, но мы должны показать местным жителям, что их село и их культура интересны не только им. Для этого не нужно много средств. Там не нужна гостиница, но нужен гостевой дом. Над этим мы сейчас работаем. И то, насколько местные жители включились в эту историю, меня очень заряжает. Я глубоко убежден, что все зависит от поддержки людей. Это не должно противоречить внутренним ощущениям людей. Вот, мол, к вам приедут, а вы развлекайте. Так не пойдет. Важно, чем живет село. Рыболовство и охота в селе процветают, они плетут сети, делают лодки, украшают утварь пасами, прядут на прялках. Вот этот удивительный мир, который надо показывать туристу. Ну, а самое главное – это «Путь Кандинского». В селе нам, конечно, не смогли показать дом, в котором останавливался великий живописец, но можно предположить, что это любой из домов, возраст которого превышает сто лет. А таких в селе много.

Плюс гастрономическая история. Для меня самого пышный обед – ненужная история, трата времени людей, которые нас принимают. Мы же приезжаем пообщаться, а не пообедать. Но в Коми я заметил одну особенность: нельзя пообщаться, не попив чаю. Но из-за чаев нарушается график. И мне сказали, что торопиться при этом нельзя. В Москве тебе предлагают чай из вежливости, отказался – сэкономил время. Но тут хлебосольность нельзя отделять от работы. Причем чаепитие становится условным: на стол «к чаю» порой выставляются лучшие блюда.


Село Керчомъя может стать одним из знаковых туробъектов в Коми.


Фото Юлии Безугловой (ИА REGNUM)

– Керчомъя… Долго, далеко, непросто – так можно охарактеризовать путь до села. Как решить эту проблему?

– Дороги – важная составляющая туризма, но наше агентство дороги строить не может. Мы думаем об этом, рассматривали даже водный путь от Усть-Кулома, но о фантазиях говорить не хочется. Если говорить о водном транспорте, то мы обратим свой взор на Печору, Ижму, Усть-Цильму. Что касается Керчомъи, мечтать можно сколько угодно, но если говорить о реальных проектах, то наша задача сейчас обеспечить содержательность этого маршрута. Туда едут через Ульяновский монастырь, гостевой дом «Застава Коми», где можно остановиться на ночь. В Керчомъе пока остановиться негде. Мы нашли несколько семей, которые готовы принять и разместить туристов на ночлег. Но если говорить об автономном размещении, нужен гостевой дом. В его поисках мы столкнулись с желанием владельцев сохранить дом как память, несмотря на то что там они не живут. Мы надеемся, что все-таки купим дом. Но тут возникает вопрос, за чей счет? Бюджета или туроператора, который готов взять на себя расходы?

– А есть такие туроператоры в Коми? Вы им зеленый свет, они вам – вложения?

– Мы сейчас исследуем рынок, пока никому рекламу делать не буду. Задача – найти человека, который возьмет на себя всю эту интереснейшую историю. Подводных камней много, но и перспективы широкие.

– Как местные жители реагируют на перспективу продвинуть туризм в Коми за счет их села?

– Я сейчас чувствую большую ответственность перед керчомцами. Вот приехало агентство, всех взбудоражило, во время конгресса мы привезли туда 50 человек. Село получило первые деньги – и что дальше? Я сталкиваюсь с тем, что они не привыкли продавать. Говорю: просчитайте затраты, ваш труд. Да неудобно, говорят мне, я никогда варежки не продавала… Позвольте, как это неудобно? Они готовы подарить или отдать за бесценок. Для меня важно, чтобы не пришел какой-нибудь подлец, который воспользовался бы их бескорыстием, поэтому мы должны какое-то время следить за развитием этой истории.

– Когда Вы планируете запустить проект с Керчомъей?

– Ориентировочно в мае.

– Что еще Вы исследовали, какую оценку дадите перспективе развития туризма в регионе?

– С января я объехал почти всю республику: Ижма, Печора, Усть-Цильма, центральные районы. Посмотрел, что есть в районах, и столкнулся с такой ситуацией. Приезжаешь, люди говорят: «Надо бы нам этнопарк построить или гостиницу». «Зачем? – спрашиваю я. – Кем мы будем ее наполнять?»

– Вы говорите о том, что на местах переоценивают перспективы будущих туробъектов?

– Я говорю об адекватной оценке. Везде я встречался с драйвовыми людьми, которые хотели сделать свою родину более популярной и известной. Но гостиница – это не тот шаг, с которого надо начинать.

– А с чего надо начинать?

– С истории и заряженности местных жителей, их готовности продвигать свое село, район.

– Насколько экзотично то, что Вы видите в Коми?

– Я не люблю слово «экзотично». Уникально – лучше. Да, пить кровь оленя при забое – это экзотика. Но мы говорим об интересе к аутентичности, которая в Коми сохранена лучше, чем, скажем, в центральной России. У нас нет задачи развлечь и удивить. Наша задача – показать уникальную культуру – настоящую.

– Что, кроме «Пути Кандинского», готово к воплощению?

– Вторая точка – Сыктывкар. Мы разрабатываем маршруты совместно с Национальным музеем Республики Коми. Они уже есть, но важно, чтобы и туристы, и местные жители, которые далеко не все знают свой город, смогли бы изучить его самостоятельно. Мы хотим сделать маршруты с куар-кодами, которые повторяют очертания родовых пасов и напоминают охотничьи тропы. Сразу оговорюсь, что родовыми пасами никто жертвовать не будет, это ведь для коми своеобразные «личные данные». Это будет стилизация. Маршруты затронут старую часть города и центр. За основу берем то, что уже есть у музея. Отработаем схему на одном маршруте, а потом начнем делать пересечения с опорой на аутентичность. Это совсем недорого, поэтому тоже будем запускать этот проект в ближайшее время.

– Что, по-вашему, мешает развитию туризма в Коми?

– Протяженность республики, которую многие считают проблемой, по моему мнению, наоборот – плюс. Зимой вопрос дорог не так актуален. Думаю, самой большой проблемой все-таки являются вопросы инфраструктуры. Есть очень живописные места, где совершенно негде остановиться. Мы ищем возможности устранить это. Что это будет – гостевые дома или глэмпинги (кэмпинги с условиями) – предстоит выбрать. Решить предстоит «банальные» вопросы: от негде переночевать, перекусить до сходить в туалет и принять душ.

Ну, и менталитет, привычки тоже надо менять. Ты приезжаешь в командировку в пустую гостиницу – а тебя селят в номер рядом с лестницей, потому что горничной далеко ходить или больше убирать. Думаешь: что не так, а чем тогда занимается горничная? Вот эти вещи должны быть пересмотрены. Если это твой бизнес, он должен работать как часы. Раз работник прокололся, два прокололся, на третий он уже тут не должен работать. Когда говорят, что виноват «Вася с ресепшн», я этому не верю. Виноват бизнесмен, который допустил этого «Васю» до гостей.

– И что же делать?

– Продвигать Республику Коми прежде всего для самих жителей региона. Мы эту историю делаем не только для внешнего туриста, а прежде всего для своих. Если человек не знает, что есть у него в крае, не верит в него и не любит его, то как он это может по-хорошему продать? Много ли сыктывкарцев были в Керчомъе, пробовали печь шаньги, косить сено, плести сети? Если они не погружались в свою культуру и считают ее неинтересной, то ничего не получится. Мы почему-то любим узнавать о других, не зная ничего о себе. Поэтому съездить с семьей на выходные в район – расписать прялку, послушать песни, погрузиться в культуру предков – через это знакомство и появляется любовь и гордость. Не за природой данный Маньпупунёр, а за свою культуру, которая вдохновила того же Кандинского.

Насколько я знаю, в школе есть предмет «История Республики Коми». Мне кажется, педагоги должны быть с нами солидарны. Инструменты-то для этого есть. Но я слышал, что этот предмет воспринимают как какой-то необязательный.

– Вы уже упомянули первый Туристский конгресс регионов Севера, который прошел в марте. Что Вы считаете его главным итогом?

– Во-первых, это мощный пиар-ход по продвижению республики. Что до сутевых вещей, остановлюсь на одной из прикладных сессий, посвященных теме «Как продать регион». Там было несколько крутых экспертов, один из них – Леонид Гелибтерман, президент международного этногастрономического центра. У меня вопрос был прямой к нему. У жителей Севера примерно один набор продуктов, как при этом подчеркнуть отличия и особенности национальной кухни? Эти особенности – вокруг нас. Леонид провел воркшоп, где собрал рестораторов, они дегустрировали местные напитки, и он возмутился тем, что эти продукты не продвигаются в регионе и не котируются в местных ресторанах. Сейчас при его кураторстве создается клуб рестораторов. По его убеждению, люди готовы работать, и тут есть с чем работать.

Кроме того, рассчитываем, что народно-художественные промыслы под кураторством эксперта из Карелии, «коми-пермячки» Светланы Кольчуриной получат второе дыхание. Можно сколько угодно делать «лапти-вышиванки» и продавать туристам, в лучшем случае они будут пылиться на полке. В худшем – будут выброшены. Вещи, которые мы продаем туристам, должны работать на нас, когда традиционную вещь дорабатывают с точки зрения современности. Многие ремесленники готовы переработать свою продукцию, и Светлана Кольчурина готова с нами работать.

Третий итог – мой личный «экзамен» в Керчомъе. Этот тур можно запускать. Помимо этого, Сыктывкар стал столицей межрегионального туристского проекта «Серебряное ожерелье России», это почетно. Напомню, что в этот межрегиональный историко-культурный туристский проект входят все 11 регионов, входящих в Северо-Западный федеральный округ. В будущем году этот почетный титул мы передадим другому северному городу. Пока мы первые в этом начинании.

Беседовала Полина РОМАНОВА

Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ

Десять причин посетить Республику Коми

В марте в столице Коми прошел первый Туристский конгресс регионов Севера. В своем выступлении на конгрессе Глава Республики Коми Владимир Уйба обозначил десять причин посетить Республику Коми. Это десять ключевых туристских локаций с уникальными в масштабах страны событиями и явлениями, которые могут стать магнитом для путешественников.

1. Заполярная Воркута – один из центров мемориального туризма России.
2. Национальный парк «Югыд ва» и Печоро-Илычский заповедник – реликтовая тайга и «легкие Европы».
3. Ижма – старинное село, сохранившее традиционный уклад жизни коми-ижемцев и уникальную культуру хороводных гуляний – праздник «Луд».
4. Усть-Цильма – село старообрядцев, по сей день сохранившее культуру староверов. Усть-Цилемская горка – единственный в своем роде этнографический праздник, который ежегодно становится центром притяжения тысяч путешественников.
5. Село Керчомъя Усть-Куломского района – отправная точка в судьбе великого художника Василия Кандинского.
6. Ухта – родина первой российской нефти и ключевая точка промышленного туризма.
7. Усть-Вымь – старинное село, колыбель православия Коми края, сегмент паломнического туризма.
8. Село Ыб Сыктывдинского района – здесь идеально сочетаются транспортная доступность, имеющаяся туристская инфраструктура (Финно-угорский этнопарк) и эталонный природно-деревенский ландшафт.
9. Величественная гора Манарага на территории национального парка «Югыд ва».
10. Плато Маньпупунёр – седьмое чудо России.