«В дом не пришел ни один…»

У Павлы Алексеевны Просужих было шестеро сыновей. С войны не вернулся никто…

«Когда-то мама мне рассказала о семье Газдановых из Северной Осетии, где семеро сыновей погибли на фронтах Великой Отечественной войны, – пишет Аня Максина в своем школьном сочинении.

– В память о них еще в 1963 году в селе Дзуарикау установили обелиск, а поэт Расул Гамзатов написал знаменитое стихотворение „Журавли“.

К сожалению, у нас в республике мало кто знает об истории шестерых братьев Просужих, выходцев из села Межег Усть-Вымского района, которым не суждено было вернуться домой живыми».


Правнучка Алексея Просужих Татьяна Максина с дочерью Аней. 


Алексей Просужих и его жена Анна с детьми.

Большая семья

Школьница Аня Максина живет в Сыктывкаре, уже два года участвует в акции «Бессмертный полк» и изучает семейные биографии. Ее прапрадедушка Алексей Семенович Просужих не вернулся с фронтов Великой Отечественной войны, как и его пятеро братьев из села Межег Усть-Вымского района. С началом войны один за другим они уходили на фронт – безвозвратно. В 1941 году – Александр, Матвей, Алексей, Николай, в 1942-м – Иван, в 1943-м – восемнадцатилетний Григорий.

Случай уникальный, такого количества павших братьев не найти в других семьях Коми. И если к монументу Газдановым каждый год приходят сотни людей, то память о братьях Просужих хранят лишь скромные архивы родственников.

Всего у Семена Григорьевича и его жены Павлы Алексеевны Просужих было семеро детей. Работящие родители пользовались большим уважением в Межеге. Глава семьи славился умением мастерски делать мебель и класть печи, сыновья старались не отставать от отца. Старший Алексей до войны был председателем сельского потребительского общества. В родном селе до сих пор живут несколько человек, которые были знакомы с ним. Вспоминают, что Алексей и зимой, и летом сам лично на санях привозил продукты в сельпо из Айкино и Усть-Выми. Был человеком грамотным, очень серьезным, ответственным и добросовестным.

Иван, Матвей, Александр, Николай работали в лесопункте «Борган». Известно, что Матвей был хорошим стекольщиком, односельчане частенько обращались к нему за помощью. Младшие дети Просужих – Анна и Григорий – учились в местной школе.

Семена Григорьевича, отца большого семейства, не стало в 1934 году. В наследство он оставил добротный дом, где всем хватало места. Никто не мог предположить, что вскоре семейное гнездо опустеет.

Один за другим

Первую недобрую весть с полей сражений Павла Алексеевна получила в конце 1941 года. Сын Александр пропал без вести через пять месяцев после призыва. В семье не осталось даже его фотографии. Известно только, что воевал он во 2-й Ударной армии – той самой, которой в апреле 1942 года будет командовать генерал Власов.

Матвей был отправлен маршевой ротой в 157-ю стрелковую дивизию, входившую в 36-ю армию, находившуюся в районе города Глобино Полтавской области. Двигалась 157-я стрелковая дивизия через Севастополь, Ростов-на-Дону, Сталинград. Где именно Матвей Просужих сложил голову, неизвестно. Последнюю весточку о нём семья получила зимой 1942-го.

Иван был убит через два месяца после призыва – 28 апреля 1942 года. Служил в 168-м стрелковом полку.

Совсем юный Григорий пропал без вести в декабре 1943 года.

Алексей воевал полтора года и погиб 18 марта 1943 года в звании старшины медицинской службы 261-го стрелкового полка 2-й стрелковой дивизии.

Николай на протяжении двух лет сражался с фашистами, был начальником радиостанции в 112-м артиллерийском полку 28-й Невельской стрелковой дивизии. Погиб 16 января 1944 года в звании сержанта.

Возможно ли представить боль, рвущую сердце матери, потерявшей шестерых сыновей? До последних дней заботилась о безутешной женщине единственная дочь Анна. В 1946 году материнское сердце не вынесло страданий – Павла Алексеевна умерла.

В памяти потомков

Только двое из братьев до войны успели обзавестись семьями. У Алексея Просужих осталось пятеро детей, старшему Евгению на тот момент было всего 12 лет, а его младшей сестре – год. В 1943 году, после гибели отца, Женя взял в сельсовете справку, что он достиг четырнадцатилетия, и пошёл работать на железную дорогу, где и трудился до самой пенсии, более 40 лет.

У Ивана остались двое сыновей, четырех и одиннадцати лет, и недостроенный дом, который его супруга Вера Яковлевна возводила уже своими силами.

Анна, дочь Павлы Алексеевны и Семена Григорьевича, работала бухгалтером на Межегской нефтебазе (ныне п. Заручейный). В 1949 году она погибла в результате несчастного случая. Загорелся тот самый опустевший родительский дом, который до сих пор вспоминают местные жители. В огне сгорели имущество и все документы семьи Просужих.

Сохранить память о своих мужественных предках пытаются потомки старшего из братьев Просужих – Алексея. Сыктывкарская учительница Татьяна Максина, правнучка Алексея Семеновича, по крупицам собирает данные в архивах, при этом обращается к экспертам генеалогии, восстанавливает даты жизни и смерти давно ушедших родственников, соотносит информацию с воспоминаниями своего отца Анатолия Евгеньевича, его старшей сестры Елены и их двоюродных сестер.


Внук Алексея Просужих Анатолий со своими внуками.


Место, где стоял родовой дом Просужих.


Праправнук Алексея Просужих Данил.


Дом, который когда-то строили Алексей и Анна Просужих.

Исполнить долг

У Алексея и Ивана Семеновичей Просужих родилось 18 внуков, 31 правнук и 21 праправнук, среди которых есть мальчики – продолжатели фамилии Просужих. Один из них – Данил – занимается в военно-патриотическом клубе «Вöркань» и мечтает стать военным.

Потомки братьев Просужих из села Межег надеются, что в этом году в их семье появится новая традиция: встречаться с близкими людьми у памятного знака, посвященного их дедам, его установка назначена на 22 июня – в День памяти и скорби. Вопросом открытия небольшого мемориала шестерым братьям Просужих в селе Межег уже несколько лет занимаются Татьяна Максина и ее отец, но с мертвой точки дело сдвинулось только сейчас. Согласовать вопрос с администрацией Усть-Вымского района и села Межег удалось благодаря депутату Государственного Совета Республики Коми Андрею Мельнику.

– История семьи, в которой ни один сын не вернулся с фронта, потрясла меня. Я сам ребенок войны и помню, каким сложным было то время. Когда я впервые прочитал о шестерых сыновьях Семена Григорьевича и Павлы Алексеевны, заплативших за победу своими жизнями, сразу же решил связаться с их потомками. Считаю, что памятник в селе Межег – это лишь малая часть, что мы можем сделать для сохранения памяти мужественных земляков.

А еще Татьяна Максина и ее семья надеются, что в селе Межег им разрешат обустроить аллею, где они посадят шесть кедров в память о братьях Просужих.


Памятник участникам Великой Отечественной войны в селе Межег.

Елена ТУРКИНА

Фото из семейного архива Максиных-Просужих

Поэт Серафим Попов посвятил семье Просужих стихотворение «Баллада о шести кедрах».

Дом без ребячьего смеха
Холоден, темен и пуст.
Дети трудам не помеха –
Пусть себе возятся, пусть!

Красен не только углами,
Прочно стоял на земле,
Дом, что шестью сыновьями
Славился в нашем селе.

Сын родился – и в восторге,
Сердцем отзывчивым щедр,
Гордый отец на пригорке
Новый высаживал кедр.

Краше пригорка в деревне
Да и в окрестностях – нет!
К небу тянулись деревья,
Дети тянулись им вслед.

Выйдет отец, их скликая,
Станут все шестеро в ряд:
Как диаграмма живая –
Высокого роста стоят…

Каждый – отменный охотник,
Каждый – красив и силен,
Повеселиться охотник –
В жизнь беззаветно влюблен!

Рослыми, взрослыми стали,
Зрелыми стали сыны.
Их от невзгод сберегали,
Не сберегли – от войны…

Шестеро из дому вышли,
В дом не пришел ни один…
Слезы родителям выжгли
Два желобка вдоль морщин…

Нету страшней приговора –
Ждать унесенных войной…
Вольно бежала Печора,
Радуясь жизни иной.

В доме хозяев не сыщешь –
Ветер тоскует по ним,
Как над седым пепелищем,
Где и не выветришь дым…

Дым этот, горький-прегорький,
Ест нам глаза и сейчас…
Кедры одни на пригорке
Радуют путнику глаз.

Старую боль повторяют –
Дружные, в шесть голосов,
Поочередно роняют
Слезы смолы со стволов…

Бегают резвые дети,
Жизнь их светла и легка…

…Радости много на свете,
Боли – не меньше пока!