Жизнь под стук колес

О династии железнодорожников рассказывает хранительница ее традиций Любовь Ичёткина

На стене в кабинете начальника Сыктывкарского участка Северного железнодорожного агентства Северного филиала АО «Федеральная пассажирская компания» Любови Ичёткиной до ее выхода на пенсию висел портрет не президента и даже не руководителей РЖД. На протяжении последних пятнадцати лет она трудилась под портретом мамы, отдавшей любимой работе почти два десятка лет.

С портретом мамы и фуражкой отца

– Мама хранила меня, вдохновляла и охраняла, – говорит Любовь Ичёткина, главная хранительница и исследовательница истории династии. – Было очень приятно, что, провожая меня на пенсию, это отметило руководство. Оказывается, и для них портрет мамы в кабинете дочери как продолжательницы династии был значим.

Сегодня Любовь Ичёткина живет в Анапе. Вспоминает, что с детства для нее одним из главных атрибутов профессии отца была его железнодорожная фуражка с кокардой. Сев в 1994 году за руль его старенькой «копейки», много лет в качестве оберега она возила эту фуражку на заднем сидении автомобиля. Сев в 1994 году за руль его старенькой «копейки», много лет в качестве оберега она возила эту фуражку на заднем сидении автомобиля.

– Папа после войны работал главным кондуктором в поездах. Звучит красиво, но это отнюдь не белые рубашки и начищенные ботинки. Это постоянный ветер, снег и тяжелый овчинный тулуп: работа отца заключалась в том, что он сопровождал грузовые составы, стоя на задней открытой площадке вагона. Чтобы не окоченеть, надевал тулуп. Мама вспоминала, что приходил всегда замерзший, голодный, но это тяжелое послевоенное время пережили вместе.


Александра Афанасьевна и Валентин Иванович Минины с дочками Антониной и Любовью – будущими железнодорожницами.

Родители Любови Ичёткиной познакомились на железной дороге. Папа Валентин Иванович – мягкий, добрый, улыбчивый, не очень грамотный. Мама Александра Афанасьевна – строгая и властная, грамотная. Мама «руководила» семьей, а папа содержал. Выросла Люба под стук колес, дым тепловозов и паровозные гудки. Уже в Сыктывкаре семье дали квартиру на улице Морозова, в доме железнодорожников, где Минины жили до 2006 года. Окна выходили на пути, в них проникала угольная копоть от паровозных топок: приходилось каждую весну белить потолки и часто стирать занавески.

– Семья была большая и дружная, я родилась шестой, когда маме было уже 39 лет, – рассказывает продолжательница династии. – Папа все время работал, даже дом в Микуне построил у железной дороги, мама говорила, «у северного семафора». Их часто звали на замену, никогда они не отговаривались, что нет времени – просто шли на любимую работу. Когда родители получили квартиру, вся семья любила собираться за большим столом в зале. Отец играл на гармошке, мама любила петь. У родителей было много друзей, в основном железнодорожники. За столом велись разговоры о железной дороге, родители рассказывали о трудностях во время войны, в быту и на работе. Мама всегда была центром любой компании: красивая, веселая, звонкая! Очень любила и умела шутить. Папа любил рыбалку, лес, а мама привила нам с сестрой любовь к рукоделию и рисованию. Родители много работали, но и умели отдыхать. На железной дороге всегда была возможность съездить по путевке в санатории, базы отдыха, родители объездили почти всю страну.

Сейчас династия железнодорожников, к которой принадлежит Любовь Ичёткина, насчитывает уже четыре поколения. Железной дороге посвятили себя больше пятнадцати ее родственников из Сыктывкара и Микуня. Валентин Иванович Минин отработал на ней 51 год, его жена – 19. Сама Любовь Ичёткина отдала железной дороге тридцать лет, ее старшая сестра Антонина десять лет работала на сыктывкарском вокзале. Уже девять лет по стопам мамы идет дочь Любови Ичёткиной Александра.

– Дочка начала свою карьеру в должности билетного кассира, работала старшим кассиром, заведующим билетными кассами сыктывкарского вокзала. Сейчас она в должности инженера Сыктывкарского участка Северного железнодорожного агентства, но пока в декрете: растит сына Дениса, возможно, будущего железнодорожника, – улыбается Любовь Ичёткина. – Поступил в университет путей сообщения и наш сын Иван, но ушел с четвертого курса, решил поискать себя в другом. Правда, сейчас уже подумывает вернуться к учебе в железнодорожном университете.


Железнодорожники Микуня. Крайний слева – В.И.Минин. 1950-е гг.

От бабушки до внуков

А началось все с бабушки Лидии Ивановны Одинцовой, в девичестве Исаковой. Во время войны она работала путейцем в Айкино. Сейчас этой ветки не существует, она закатана в асфальт и стала автомобильной дорогой, а вот зимнее фото бабушки с еще тремя женщинами, стоящими в фуфайках на заснеженных путях, осталось. Путеец – чисто мужская, тяжелая профессия, но во время войны мужчин заменили женщины: следили за состоянием железнодорожного полотна, ремонтировали путь, меняли шпалы.

– Мама была старшей из пяти детей в семье вдовы участника войны. В 14 лет закончила с отличием железнодорожное училище в Микуне и получила направление в ленинградский институт, но поехать не смогла. В семье не было денег, чтобы купить дочке приличную обувь. Да еще и с собой надо было взять 60 рублей. И осталась она работать в Микуне. Позже закончила техникум, тогда и познакомилась с будущим мужем.

12 июля 1960 года была сдана в эксплуатацию железная дорога от Микуня до Сыктывкара, был возведен железнодорожный мост через Вычегду, а в 1964 году семья переехала в столицу. Тогда еще здание сыктывкарского вокзала было скромным, деревянным, но вскоре в городе был отстроен по примеру иркутского новый, со шпилем, дубовыми дверьми и подоконниками, огромными окнами современный вокзал. Сначала его хотели на целый километр приблизить к центру города, поставить недалеко от пединститута.

Предусматривалось возвести вокзал только на 100 пассажиров. Но инженеры сделали все от них зависящее, чтобы увеличить «пропускную способность» до 300 пассажиров, и время показало, что они не ошиблись. Свидетелями тех событий были родители Любови Ичёткиной. Правда, Александра Афанасьевна Минина вынуждена была уйти на пенсию, а после – на инвалидность, уже в 46 лет, когда Любе было всего семь: стала подводить память. Именно поэтому младшей дочери и не удалось узнать о династии все, что она хотела, уже начав интересоваться этой темой.

– Папа на пенсию уходил в 64 года осмотрщиком вагонов. Это тяжелая работа – и при этом все равно любимая. В нашем доме всегда пахло железной дорогой. У него был специальный шкаф, где он хранил рабочую одежду. А я этот запах люблю – это мое детство, – рассказывает она. – Папа, даже когда вышел на пенсию, брал бинокль и следил за составами – так скучал по работе. Он не только считал вагоны, но и на слух определял, у какого вагона какая неисправность: где «гребень», где «ползун».


Субботник на территории вокзала в Сыктывкаре. Крайняя слева – А.А.Минина. Конец 1970-х гг.

Через 11 ступеней

А ведь поначалу Любовь Ичёткина не собиралась становиться железнодорожником, хотя все детство проводила с мамой на вокзале. Да и родители никогда не настаивали и не толкали ее в эту сферу. Единственное, о чем попросил отец, – не уезжать учиться в другой город: надо было ухаживать за мамой.

– После школы я поступила в КГПИ на учителя труда и черчения, была одна девчонка на пятьдесят парней. Но на последнем курсе я бросила институт и буквально через неделю, в сентябре 1989 года, пошла работать на вокзал, в справочное бюро. Видимо, эта работа нашла меня сама. Но учеба, хоть и незаконченная, мне очень пригодилась, особенно навыки в черчении, потому что надо было рисовать графики движения поездов, – говорит Любовь Ичеткина.

До своей высокой должности начальника Сыктывкарского участка Северного железнодорожного агентства, с которой и ушла на пенсию, она прошла 11 ступеней.

– Работа в справочном бюро мне очень нравилась. Я впитывала в себя все, что передавали мне из своего опыта старшие коллеги. Вскоре меня поставили на подмену в телетайпную. Был такой кабинет на втором этаже вокзала. На телетайпе нужно было набирать отдельные телеграммы по запросам каждого пассажира, желающего приобрести «прямую плацкарту» (билет не только от Сыктывкара, но и дальше: от места пересадки до места назначения и обратно). Таким же образом велся запрос мест для детских групп.
Потом – должность билетного кассира, диспетчера вокзала, дежурного по вокзалу…

– Иногда приходила мама, как когда-то я к ней на работу, садилась на стул возле двери, где когда-то сидела я и любовалась ею, и я слышала: «Нет, не так надо объявлять! Сильнее ставь ударение на слово «внимание»!». Или: «А в мою смену на вокзале было чище!». Ну, вот как тут не стараться стать лучше?!

Придя на новую должность заведующей билетными кассами Любовь училась, погружалась в работу, сводила дебет с кредитом до часу ночи и на всех выходных. В июле 2003 года была переведена инженером-технологом производственно-технического отдела дирекции по обслуживанию пассажиров Северной железной дороги.

– Было сложно, бумаги-бумаги, документы на вагоны, документы на здания – офисная работа. Не хватало общения с пассажирами. Бывало, даже плакала. Работа вне стен вокзала казалась мне скучной. Тянулись дни, хотелось все бросить и вернуться на вокзал, быть в центре событий, приходить на помощь пассажирам, кассирам, но каждый раз снова садилась за компьютер, брала бумаги и продолжала работать.

Ситуация изменилась, когда на станции Лабытнанги сдавался новый вокзал. Требовалось оформить стенды для пассажиров, кассы и учесть другие моменты. Любовь Валентиновну и отправили туда в командировку. Получилось не только решить эти вопросы, но и расписать технологический процесс работы вокзала Лабытнанги.

– В день открытия вокзала и одновременного запуска фирменного поезда 21/22 «Полярная стрела» мне пришлось сыграть роль дежурного по вокзалу при встрече первого президента ОАО «РЖД» Геннадия Матвеевича Фадеева, – вспоминает Любовь Ичёткина.

Вскоре после этого события Любовь Валентиновна узнала о повышении. Теперь она была заместителем начальника сыктывкарской дирекции по обслуживанию пассажиров. В подчинении было уже 34 пункта продажи, в том числе десять вокзалов в Коми и ЯНАО. После реструктуризации на железной дороге было создано Северное железнодорожное агентство Северного филиала ОАО «ФПК», куда Любовь Ичёткина была переведена начальником Сыктывкарского производственного участка.


Осмотрщик вагонов В.И.Минин (крайний справа) с коллегами. Сыктывкар, 1980-е гг.

Верная дорога

– Железная дорога требует дисциплины. Нельзя опоздать, когда от тебя зависит так много. За всю карьеру я проспала единственный раз. К счастью, меня кто-то подменил, но я была в настоящей панике, – вспоминает она.

А еще железная дорога учит любить людей. Мобильный телефон начальника участка указан на каждом кассовом окне от Межога до Лабытнанги, поэтому оставлять его нельзя ни на минуту. Домочадцы Любови Ичёткиной были свидетелями бесконечных бесед с пассажирами, иногда обиженными и недовольными.

– В каком бы состоянии ни был пассажир, нельзя выходить из себя, нельзя прерывать разговор. Особенно непростые диалоги были с вахтовиками. Они звонили иногда с фантастическими вопросами, надо было выдохнуть и понять, чего они хотят, хотя иной раз они и сами этого не понимали, – рассказывает Любовь Ичеткина.
Однажды на нее все-таки пришла жалоба.

– Я не могла понять, как я допустила эту ситуацию, когда все так хорошо контролировала. Тогда начальник сказал: езжай домой к пассажиру, извиняйся. И когда мы разговорились с женщиной, она спросила: а почему вы-то приехали? Оказывается, она в порыве эмоций написала жалобу на другого человека, указав меня. Но ты в любом случае должен держать себя в руках, разобраться в ситуации, найти нужные слова, помочь, особенно когда человек оказался в чужом городе.

Приходилось и кормить пассажиров, попавших в непростую ситуацию, а однажды всей сменой даже скидываться человеку на билет. Был случай, когда Любовь Ичеткину, которую в линейном отделе в шутку называли «мать Тереза», отдала детские вещи, которые хранила для долгожданного второго ребенка. Молодой маме надо было перепеленать новорожденную дочку, и Любовь Валентиновна повела ее в комнату матери и ребенка.

– Смотрю, а за ней идут четверо маленьких мальчиков. Оказалось, ее дети. Сама она из удорской глубинки, ехать надо в общем вагоне, потом на автобусе, потом плыть на лодке. А у нее даже «уголочка» нет, чтобы в вагоне лицо новорожденной прикрыть. Ну, сбегала я домой и принесла ей оба пакета вещей. Через два месяца я забеременела – значит, все правильно сделала – рассказывает она.

Теперь о своем общении с пассажирами в семье восторженно и благодарно рассказывает дочь, а Любовь Валентиновна, оглядываясь на свой и родительский путь, говорит, что он был светлым и радостным, хоть и с запахом угля, шлака и мазута. А еще молодая пенсионерка считает символичным, что раз в несколько лет ее день рождения, 5 августа, совпадает с днем железнодорожника. Значит, это была верная и прямая дорога, которую продолжат ее потомки.


Любовь Ичёткина пришла на железную дорогу в 1989 году. Спустя двадцать с лишним лет по ее стопам пошла дочь Александра.

Полина РОМАНОВА
Фото из семейного архива Любови Ичёткиной