По Печоре с ветерком

В Усть-Цилемском районе каждый год проводятся гонки на моторных лодках

Вечером 11 июля, в День рыбака, накануне Петровщины, на берегу Печоры в деревне Чукчино людно, как в час пик: с горы подъезжают машины, с реки – разномастные лодки. Тут и «Казанки», и «Неманы», и «Обь-М», и «Ока», и «Крым», и резиновые всех размеров и окраски: настоящий парад моторов и лодочного апгрейда. Это собираются участники соревнований по водно-моторному спорту. Никаких специальных гоночных катеров или водных скутеров у них нет, только собственные лодки. В этом году участников набралось больше трех десятков. В прошлом году не было ни одного: соревнования отменили из-за пандемии. Традиция проведения лодочных гонок зародилась в 2007 году с подачи администрации Усть-Цилемского района. До недавнего времени в них участвовали и деревянные лодки, но теперь их владельцы смирились с тем, что судна традиционной конструкции и материала импортным не конкуренты.

[ads_dropcap]Н[/ads_dropcap]а берегу суета: участники получают номера в различных номинациях. Всего их пять: гонки на суднах с отечественными моторами и четыре – на лодках импортного производства с мощностью мотора от 15 до 50 лошадиных сил. Большинство гонщиков заявляются в нескольких номинациях. Например, семья Шерстюк на двух лодках – в четырех. Их задача перед заездами быстро переставить моторы. Легко сказать «быстро», когда мотор весит больше полуцентнера! Однако участники делают это стремительно – почти как на «Формуле-1», когда команда механиков в считанные секунды меняет колеса болида. Речные «болиды» готовят к гонкам основательно: где можно снимают защитные щитки, подкручивают, убирают лишнее, проверяют соединения. Говорят, кое-кто даже смазывает днище, чтобы лучше скользило по воде. Правда, чем именно, тюленьим жиром или лыжной мазью, – никто нам так и не признался.

Пока гонщики готовятся на берегу, организаторы со спасателями устанавливают на реке круговую трассу. На протяжении 2,5 километров устанавливают поплавки, по краям выставляют посты спасателей – и для безопасности, и для обозначения трассы. Во время заезда наиболее массовых номинаций бывает, что лодки сталкиваются бортами, получая почетные «шрамы». В какой-то год одна из лодок даже перевернулась. Экипаж сразу втянули на борт катера, а вот утонувшее судно пришлось искать дня три.

[ads_dropcap]У[/ads_dropcap]частники ведут себя перед гонками по-разному: кто-то меряет шагами берег, переживая перед стартом, кто-то в сотый раз проверяет болты и гайки, кто-то громко разговаривает с болельщиками, смехом стараясь заглушить волнение, а кто-то, «поймав дзен», спокойно сидит на борту, любуясь на реку. Среди последних – экипаж Евгения Мяндина и его сына Николая. Они участвуют в гонках второй раз. Пришли на реку не ради победы, но уверены, что последними в заезде не будут.

– А где будет сидеть Николай во время заезда? – спрашиваю у старшего в экипаже.

– Где скажу – там и будет! Да вот хоть на дне лодки, – шутит глава семьи.

Спустя полчаса мимо лодки спасателей, стоящей в последней части дистанции, проносится лодка Мяндиных. Николай крепко держится за борта обеими руками, телом помогая лодке на виражах.

– А ваша задача как второго члена экипажа какая? – задаю вопрос 27-летней Алле Шерстюк.

– Не выпасть из лодки, – смеется она.

На самом деле функция второго члена экипажа, которым может стать только взрослый, серьезная: на старте он сидит ближе к носу – так лодка быстрее берет разгон, во время заезда, перемещаясь вдоль бортов, помогает не терять скорость, кренится то влево, то вправо, подобно бобслеисту в санях, ну и функции штурмана тоже никто не отменял.
Алла Шерстюк в команде мужа участвует в соревнованиях уже в четвертый раз, причем первый раз села в лодку еще в статусе невесты. На доковидных соревнованиях семья стала серебряным призером сразу в трех номинациях. Забегая вперед, скажем, что и в гонках-2021 пара постояла на всех ступенях пьедестала.

В экипажах много женщин – как правило, это жены. Несколько братьев парами традиционно борются за главный приз. Есть в экипажах и давние друзья.

– Меня вот муж ни разу еще не взял в экипаж, хотя участвует с 2007 года, – вздыхает на берегу жена-болельщица, – а так хочется! Не доверяет…

Брызги, громкие команды участников, рев моторов и болельщиков – и вот уже последние экипажи пристают к берегу. Время награждения. На пьедестал не по одному разу поднимаются самые отважные, умелые и рисковые. Подарки – сертификаты в рыболовные магазины, дипломы и фото на память. Через десять минут кроме судей и организаторов, собирающих растяжки и столы, никого не остается. Впереди – ночь на реке, Петровщина, поминальная каша, разговоры и песни. Завтра праздник – Горка.

Полина РОМАНОВА

Фото автора