Инновации для лесовоза

У эжвинских автотранспортников учились на МАЗе и «Мерседесе»

Может ли транспортное предприятие, работающее в небольшом российском северном городе, заметно повлиять на развитие крупных автоконцернов? Звучит фантастически, но история эта реальная, произошла она у нас в Коми. Речь идет о предприятии ООО «Эжватранс», с 2013 года это уже транспортное подразделение целлюлозно-бумажного комбината АО «Монди СЛПК».


Директор службы автотранспорта управления лесообеспечения АО «Монди СЛПК» Алексей Северинов

Требуется сортиментовоз

Автотранспортный цех Сыктывкарского ЛПК появился даже раньше самого «гиганта на Вычегде», примерно за четыре года до его запуска. Нужно было завозить стройматериалы, доставлять на площадку людей, работавших на возведении корпусов комбината. Но гараж тогда и вплоть до начала 90-х был достаточно небольшой, и сортиментовозов, которые сейчас составляют львиную долю автопарка службы автотранспорта, в нем было немного, поскольку сырьем предприятие обеспечивали в основном сторонние организации. Во времена СССР такая схема работала нормально, а потом начала сбоить, подрядчики стали нарушать сроки поставок древесины, меняли цены, снижали объемы, из-за чего возникали перебои в производстве.

– Вот так и возникла необходимость самостоятельного обеспечения производства древесиной, начали развивать лесовозное направление, – рассказывает директор службы автотранспорта управления лесообеспечения АО «Монди СЛПК» Алексей Северинов. – На Сыктывкарском ЛПК в это время проходил процесс децентрализации, было выделено несколько дочерних предприятий, в том числе – ООО «Эжватранс», которое начало самостоятельно работать 15 апреля 1998 года. В кратчайшие сроки «Эжватранс» стал крупнейшим автотранспортным предприятием Коми, а потом и всего Северо-Запада России. Количество работающих превышало 1450 человек, единиц техники – 700, из них сортиментовозных автопоездов – 280.

В это время, когда предприятию понадобилось много новых сортиментовозов, и началось сотрудничество с Минским автозаводом. Но, как оказалось, просто закупить МАЗы и начать их использовать для перевозки сортимента невозможно, белорусские грузовики были просто не предназначены для перевозки такого лесоматериала.

– По сути, до работы с ООО «Эжватранс», сортиментовозов МАЗ толком и не существовало. Мы ездили в Минск, проводили много дней в конструкторском бюро автозавода. И в ООО «Эжватранс» конструкторы и инженеры часто приезжали, – вспоминает Алексей Северинов. – Фактически мы совместно с белорусским автоконцерном заново конструировали сортиментовоз на базе бортового МАЗа. Разрабатывались лесорамы, изменялась нагрузка на ось, развесовка, вносились изменения в силовые агрегаты автомобиля. Понятно, что сортиментовозы и раньше существовали на базе автомобилей семейства «Урал», «КамАЗ», но, если посмотреть на них с современной точки зрения, – это были простейшие конструкции, надстройки, ненадежные и неэнергоэффективные. В итоге массовое производство машин, сделанных специально для вывозки леса, началось именно с нашей работы с автоконцерном «МАЗ», уже целое семейство сортиментовозов начали закупать по всей России и не только.

Конечно, сразу разработать идеальную машину не получилось, была даже курьезная история с одной из опытных моделей. Многие сыктывкарцы запомнили визит в Коми в 2000 году белорусской делегации с концертами артистов, выставками, ярмарками, журналисты фотографировали выстроившуюся на площади тяжелую технику. Вот только информация об испытаниях новых белорусских сортиментовозов на территории «Эжватранса» в новости не попала, и было отчего.

– Приехала представительная делегация Минского автомобильного завода во главе с генеральным директором, с нашей стороны было все руководство СЛПК. Пригнали четыре новых длиннобазных сортиментовоза МАЗ, каждый автопоезд был рассчитан на четыре пачки сортимента. Один из автомобилей загрузили двумя пачками, машина попыталась тронуться… И вот здесь на площадке на глазах у всей делегации этот МАЗ встал на дыбы. Задняя пачка сортимента просто перевесила кабину, – рассказывает Алексей Северинов. – Слова, которые сказал директор Минского автозавода своим подчиненным, я приводить не буду, но уже к вечеру их перегонщики забрали все четыре автомобиля, отогнали в Минск, переделали и всего через неделю доставили к нам. Этот случай, на мой взгляд, показал, что Минский автозавод действительно готов работать, идти нам навстречу.

Кстати, кроме белорусского предприятия поначалу ООО «Эжватранс» сотрудничало и с автоконцерном КамАЗ, но Минский автозавод тогда оказался куда активнее и гибче в плане внедрения инноваций, чем их коллеги из Набережных Челнов, что актуально в любые времена. В итоге парк сортиментовозов ООО «Эжватранс» состоял в основном из автомобилей и прицепов семейства МАЗ.

Первые годы эжвинского АТП

Сами с усами

На самом автотранспортном предприятии тем временем внедряли оригинальные рационализаторские предложения, связанные с ремонтом машин. Алексей Северинов с гордостью вспоминает разработанный его коллегами и установленный в ремонтно-механической мастерской стапель, предназначенный для выправления рам и кабин автомобилей после ДТП. Если такое произошло, считалось, что машина или прицеп неремонтопригодны. Можно, конечно, раму нагреть и поправить металлоконструкции гидравлическими цилиндрами, но транспортное средство после этого будет вести себя на трассе непредсказуемо, износ резины увеличится, и рама может снова вернуться в исходное состояние в любой момент. А в «Эжватрансе» создали своеобразный «аппарат Илизарова», только не для людей, а для машин. Снятую раму загружали в него, и в течение двух недель, а то и больше, шел медленный процесс вытягивания и выравнивания деформированного металла, в результате рама возвращалась к идеальному исходному состоянию. Таким образом спасли много транспортных средств не только своей компании, но и другим предприятиям много раз помогали.

В конце непростых 90-х и начале 2000-х во многом приходилось руководствоваться принципом: хочешь сделать хорошо – сделай сам.

Что делать, если поставщики дизельного топлива постоянно повышают цены, в то время как потребность в нем доходит до одной железнодорожной цистерны в день? Создали свое топливное подразделение с базой для хранения нефтепродуктов, железнодорожным тупиком, двумя автозаправочными станциями.

А как поступить, если нерадивые подрядчики отказались работать в морозные новогодние каникулы, из-за чего возникла угроза остановки комбината? Доставку сортимента на комбинат осуществляем сами, круглосуточно и без перерывов, а затем еще наращиваем парк сортиментовозов, а подрядчиков начинаем категорировать по надежности и обеспеченности транспортом, исходя из этого и строить с ними договорные отношения. Благо лесопромышленный комплекс для своего автотранспортного предприятия ресурсов никогда не жалел, понимая важность регулярных поставок. Для расширения производственных мощностей, например, было закуплено и присоединено к ООО «Эжватранс» предприятие «Комистройтранс», создан свой ремонтно-строительный участок, несколько важных в бытовом плане подразделений, включая, например, собственную прачечную для стирки и ремонта спецодежды, столовую, буфет, спортзал.

– У нас и соцпакет, и коллективный договор всегда были одинаковые с головным предприятием, мы точно так же, как и другие сотрудники комбината, пользовались его базой отдыха, профилакторием, спортивными объектами, – рассказывает Алексей Северинов. – Так что, когда в 2013 году началась обратная централизация и мы влились в состав АО «Монди СЛПК», сотрудники разницы и не заметили. Разве что запись в трудовой книжке новая появилась.

На тренажере все как в реальности

Не забыть о безопасности

К этому моменту времена «дикого капитализма» 90-х уже ушли, предприятие обзавелось надежными партнерами-подрядчиками, так что часть подразделений, топливное например, постепенно передали на аутсорсинг. Отделились и ремонтные мастерские, поскольку начался переход на импортные сортиментовозы при условии обслуживания транспортных средств в рамках фулл-сервис – полной технической поддержки в своей «фирменной» мастерской. Так что часть бывших специалистов РММ «Эжватранса» стали сотрудниками представительства «Мерседес» в Сыктывкаре – именно эту марку сортиментовозов стали приобретать для службы автотранспорта управления лесообеспечения Монди СЛПК.

– Но для компании «Мерседес» лесовывозка была новым направлением, так что и эти ребята многому у нас учились, вносили изменения в конструкцию транспортных средств. А поначалу даже казус был. Первая партия от «Мерседеса» пришла без обвязок для стяжки груза на лесорамах. Спрашиваю у их представителей: «А где обвязки для сортимента?». А они: «А что это такое? Для чего?». В общем, понял я, что поле тут для рационализаторства непаханое, – смеется Алексей Северинов. – Три года назад мы начали постепенно переходить на лесовозы «Вольво», с ними таких вопросов уже не возникает, все же скандинавы – признанные профессионалы в перевозке сортимента. Но и совместно с ними тоже проводим доработки. Например, попросили устанавливать на машины зуммер заднего хода, он нужен по требованиям безопасности компании Mondi.

Внесли изменения в конструкцию лесорам, доработали системы безопасности, разработали новый узел крепления грузов. Вообще, многие усовершенствования у нас связаны с обеспечением безопасности людей. Также мы отказались от использования стальных тросов при буксировке транспортного средства, теперь пользуемся текстильными – сов­местно с утяжелителями для обеспечения безопасности водителя в случае обрыва троса. Разных инновационных идей наши сотрудники предлагают много, у нас это вотчина главного механика – Григория Мазуренко, который эти идеи компилирует, обрабатывает, просчитывает – нужно ли их внедрять.

Инновации для лесовозов – небольшая, но важная и неотъемлемая составляющая процесса непрерывного совершенствования цепочки поставок, средств производства готовой продукции, производственных процессов, организации рабочего процесса в компании АО «Монди СЛПК». И коллектив службы автотранспорта мотивированно и ответственно вовлечен в него в полной мере.

Эффективная логистика

Особое внимание в службе автотранспорта уделяют повышению эффективности работы, результаты действительно впечатляют. Если в первое десятилетие 2000-х количество сортиментовозных поездов в парке достигало 280, то сейчас их 103 (28 «Мерседесов» и 75 «Вольво»), но тогда каждый автопоезд перевозил в среднем 6650 кубометров в год, а сейчас – 17430 кубометров, почти в три раза больше. В 2019 году пробег всего парка составлял 12 миллионов километров в год, а в 2020-м уже 16 миллионов. Заметно снизилась аварийность: если в 2013 году пробег между ДТП составлял 353 тысячи километров, то сейчас 488 тысяч. Коэффициент технической готовности парка в 2020 году достиг 98 процентов.

За прошлый год служба автотранспорта перевезла 1 миллион 760 кубометров сортимента, причем это не только балансовое сырье для нужд АО «Монди СЛПК», но и пиловочник, который покупают предприятия-партнеры. Служба автотранспорта обеспечивает доставку порядка трети сырья для комбината, еще треть – предприятия-подрядчики, остальное сырье закупается у различных лесопромышленных компаний Коми, субъектов малого и среднего бизнеса.

Повышение эффективности Алексей Северинов связывает с тем, что заметно наладилась в компании логистика перевозки сортимента. Транспортные средства не стоят многие часы на загрузке или разгрузке, в настоящее время эти процессы обычно занимают около часа. И конечно, новые сортиментовозы, в которых учтены все требования Монди СЛПК, сыграли положительную роль в повышении эффективности работы транспортного подразделения.

Расстояния, на которые ездят сортиментовозы Монди СЛПК, составляют от 120 до 400 километров, но есть еще так называемая перевалка сортимента – перевозки с верхнего склада на нижний, от делянки к терминалу в удаленных лесозаготовительных подразделениях комбината, маршруты здесь куда короче. Дело в том, что в период бездорожья, ограничений на грунтовых дорогах древесину с делянок забирать невозможно. Тогда сортиментовозы забирают запасы с промежуточных терминалов. Перевалка происходит и на Удорском участке Управления лесообеспечения АО «Монди СЛПК», там сортиментовозы доставляют древесину к железнодорожному узлу в Благоево. В прошлом году объемы перевалки составили 432 тысячи кубометров. Но что происходит в периоды, когда сортиментовозам вообще нельзя ездить по дорогам? Ведь это не день-два, а месяц весной и месяц осенью. Это периоды, когда вводятся сезонные ограничения движения грузового автомобильного транспорта по автодорогам общего пользования.

– Предприятие и зимой и летом потребляет по 13 тысяч кубометров в сутки. В периоды, когда лес с делянок не вывозят, используются запасы, хранящиеся на территории Монди СЛПК. На внутренних площадках может храниться до 800 тысяч кубометров древесины. Чтобы подвозить это сырье к рубительным машинам, работают сортиментовозы на внутренних перевозках, – поясняет директор службы. – Обычно их на территории предприятия работает три, но в межсезонье – до 20 автопоездов в смену. Там в это время настоящий муравейник, автомобили ездят один за другим.


Техосмотр перед выходом на линию


На электронном медосмотре водителей

Строгий отбор

Водители, которые в периоды сезонных ограничений не заняты, идут в отпуск. Вот так сложилось, что отдыхают они традиционно в основном в середине осени и весны. Впрочем, если речь идет, допустим, о поездке в санаторий, в отпуск можно пойти и летом. Но те, кто начинает работать на лесоперевозках, заранее знают, что режим их отпусков будет именно таким, такая специфика работы. И отметим, желающих устроиться водителем сортиментовоза на Монди СЛПК всегда с избытком – зарплата достойная, регулярно повышаемая, соцпакет отличный. Так что многие, доработав до пенсии, уходить не стремятся, работают дальше, если здоровье, конечно, позволяет. Средний возраст водителей сортиментовозов составляет сейчас 40 лет.

– Два раза в неделю в нашей службе проводятся собеседования с претендентами. Например, сегодня пришло 13 человек. И это все водители со стажем, нужной категорией, опытом работы на сортиментовозах. Но на подпись мне принесут два, максимум три заявления о приеме на работу, – говорит Алексей Северинов. – Потому что требования у нас очень строгие. Периодически готовим специалистов у себя на предприятии. Присматриваемся к водителям, которые работают на другом транспорте, предлагаем пройти обучение и перейти на сортиментовоз. Это, конечно, сложнее, нагрузки больше, но ведь и зарплата выше. Все водители каждый год в обязательном порядке проходят обучение по двадцатичасовой программе безопасности дорожного движения с отработкой навыков на тренажере. Тренажер у нас потрясающий, он представляет собой имитацию кабины лесовоза, только вместо окон экраны.

На экранах тренажера воспроизводится реальная конфигурация дорожной сети: участки лесных дорог АО «Монди СЛПК», участки автодорог общего пользования в окрестностях Сыктывкара, по которым наши сортиментовозы выполняют транспортировку древесины. Кабина движется в трех измерениях, и оператор тренажера, специалист по БДД, в любой момент вам может одним нажатием кнопки изменить условия – устроить ночь, снегопад, дождь, внезапное появление на дороге пешехода или лося. Ощущение, что все это в реальности происходит. Кстати, выбежит ли перед вами на дорогу виртуальный лось, зависит еще от результатов психологического тестирования. Его проходят все водители. Примерно два часа нужно сидеть в очках и с установленными датчиками, а компьютерная программа в это время задает вам задания, которые нужно выполнять быстро, несмотря на световые и звуковые раздражители. В зависимости от того, какое слабое место у вас обнаружится, и будут строиться условия при работе на тренажере.

 
Встреча двух поколений

Взгляд за «Горизонт»

Высочайшие требования к водителям, интенсивность их работы компенсируются заботой об их здоровье. Кроме обычного медосмотра сотрудники обязательно проходят обследование у профпатолога, регулярно получают путевки на оздоровление в профилактории, в том числе в лечебно-профилактическом объединении АО «Монди СЛПК», которое, по мнению директора службы, является одним из лучших в стране. Затраты на лечение берет на себя предприятие. Ну и условия труда сейчас куда лучше, кабины современных сортиментовозов теплые, комфортные, с удобными креслами, кондиционерами, можно в лютый мороз работать в легкой спецодежде. Не то что в лесовозах времен СССР и 90-х годов, по поводу которых шутили, что их водят одной рукой, потому что второй слезы утирают.

– Сейчас у нас работают 310 водителей сортиментовозов, – говорит директор службы автотранспорта. – Но производство растет, реализуется стратегическая дорожная карта «Горизонт», и это требует большего количества бесперебойно поставляемого сырья. Поэтому нам всегда будут нужны профессиональные, ответственные водители, готовые учиться, подтягиваться, совершенствоваться.

Анна ПОТЕХИНА

Фото АО «Монди СЛПК»