Черно-белый Сыктывкар. Сергей Зиновьев

В проекте «Запечатлевшие время» наш журнал знакомит вас с наследием известных и не очень фотографов, в разное время – от дореволюционного до наших дней – снимавших жизнь региона, его людей, его достижения и беды. Проект «Запечатлевшие время» реализуется при содействии Национального музея Республики Коми.

Фотограф Сергей Зиновьев говорит, что Сыктывкар 1970-х и 1980-х годов для него остался черно-белым. Сергей уже давно снимает на цвет и цифру, но с тех времен в его запасниках сохранилось еще много черно-белых пленок – отснятых, но даже не распечатанных. Иногда он возвращается к ним, сканирует и сам удивляется, насколько живо запечатлел когда-то «эпоху развитого социализма», которую потом назовут «застойной».

Мы не будем углубляться в оценки последних десятилетий «страны победившего социализма». Но то, что Сыктывкар в те годы как столица тогда еще Коми АССР строился и развивался, остается фактом. Если в 1970 году его население составляло 125 тысяч человек, то к концу 1980-х увеличилось почти вдвое – до 240 тысяч вместе с Эжвой и пригородными поселками. Появлялись новые промышленные предприятия, объекты соцкультбыта, жилые кварталы.
Давайте мысленно пройдем по центральным улицам Сыктывкара. Многое в сегодняшнем его облике возникло именно в те годы. Первый крупный универсальный магазин в республике – ЦУМ «Сыктывкар» – был построен в 1970-м. Многоэтажное здание Дома советов на Юбилейной (ныне Стефановской) площади, а через площадь – здания центрального банка и филармонии; «волнистое» здание горисполкома; основной корпус Сыктывкарского госуниверситета, современные для тех лет Дом быта и гостиница «Сыктывкар», здание швейной фабрики «Комсомолка»; большой плавательный бассейн рядом с республиканским стадионом; мемориальный комплекс с памятником погибшим в Великой Отечественной войне и Вечным огнем… Все это и многое другое – из тех «застойных» лет. Что-то уже и не увидеть – на месте некогда добротных зданий кинотеатра «Парма» или дворца культуры «Металлист» стоят другие объекты.

Гости столицы Коми обычно отмечают, что северный Сыктывкар – очень зеленый город. А ведь огромное число деревьев было высажено на улицах города именно в то время. Заслуженный строитель Леонид Семенович Трапер вспоминал на страницах нашего журнала, как в 1970-х начальство сказало ему: забудь пока о сваях, бетоне и квадратных метрах, все силы брось на озеленение. И тогда за неделю в городе было высажено 25 тысяч деревьев и кустарников! Особенно много насаждений было по улицам Коммунистической, Димитрова, Морозова и Октябрьскому проспекту. Да и вообще, при сдаче любого объекта обязательно сажали около него деревья и кусты.

Утвержденный Советом министров РСФСР в октябре 1973 года новый генеральный план Сыктывкара предусматривал дальнейшее развитие города как промышленного, административного и культурного центра Коми АССР с увеличением численности населения к 1990 году до 250 тысяч человек. В том генплане, кстати, закладывалась схема возможного развития Сыктывкара на тот случай, если численность населения достигнет полмиллиона.
С такими перспективами партийно-хозяйственные руководители, конечно, не угадали, но многое из намеченного в генплане было сделано. В городе началось строительство многоэтажных жилых зданий и панельных домов с улучшенной планировкой. Для наполовину деревянного Сыктывкара это был большой шаг вперед. Одновременно прокладывались коммуникации для подачи в дома газа, тепла и воды. Таких магистральных и внутриквартальных сетей было проложено около 100 километров! «Можно смело сказать, что девятая пятилетка стала пятилеткой формирования нового современного Сыктывкара. Город как бы претерпевает свое второе рождение», – писал в 1976 году заместитель председателя Совета министров Коми АССР, бывший председатель Сыктывкарского горсовета Виктор Путинцев, при котором и разворачивалось все это строительство.

Сергей Зиновьев, как и все сыктывкарцы, конечно же, с воодушевлением наблюдал «второе рождение» родного города. Но как начинающего фотографа его интересовала другая реальность, которую он видел на улицах города, во дворах, в общагах, обычных квартирах горожан. Когда со своей «Сменой» ходил по сыктывкарским улицам и просто снимал все, что казалось достойным внимания, Сергей еще и не предполагал, что осваивает такой особый жанр фотографии – street photography.
Он вообще начал фотографировать случайно, как и многие из нас. Родился сын, надо было делать семейные фото, ну и пошло-поехало. Постепенно освоил проявку, печать и прочие азы фотодела, а потом без всякого специального образования, каким-то непостижимым образом устроился в научно-методический центр Министерства культуры на должность методиста по фотоискусству и руководителя республиканской фотостудии. Здесь организовывал разные фотовыставки и семинары для фотографов, приглашал в Сыктывкар мэтров со всей страны. Словом, двигал фотоискусство в массы и учился сам. Ездил по городам и районам с передвижными выставками, во время поездок никогда не расставался с фотокамерой и снимал, снимал, снимал…

– Однажды в какой-то газете я прочитал статью, смысл которой был в том, что человек, занимающийся каким-нибудь творчеством, осознает, что он не второй Пушкин, – с улыбкой рассказывает Сергей. – Вот быть плохим слесарем это еще куда ни шло. А бездарным художником, литератором или фотографом – это как-то стыдно, неловко и неуютно. И что с этим делать? Меня этот вопрос сильно зацепил, и для себя я где-то интуитивно понял, что я могу сделать. А могу я сохранить на своих фотографиях обстановку, которая меня окружает, очереди в магазины, людей, их манеру держаться, их одежду – фуфайки разные, сапоги и так далее… Словом – время, эпоху, в которой живу.

К пониманию своего скромного предназначения Сергея подтолкнул и классик советской фотографии Александр Слюсарев. Однажды мэтр приехал в Сыктывкар, и Зиновьев показал ему свои фотографии – специально подобрал те, которые брали у него в фотосалоны и на выставки.
– Слюсарев на них равнодушно взглянул и ничего не сказал, – рассказывает Сергей Зиновьев. – А на следующий день увидел у меня кучу разных контролек, посмотрел и говорит: «А что ты мне вчера фигню какую-то показывал? Ты же прекрасный фотограф!». Вот Слюсарев мне и открыл глаза, дал понять, что выставки и салоны – это не то, чем надо заниматься.

Профессиональным фотографом и тем более фотохудожником Зиновьев себя никогда не считал. У профессионалов, говорит, обычно уже устоявшийся взгляд, свои стереотипы, в рамках которых они работают, а его объектив – не зашоренный, и в этом есть определенное преимущество.
Хотя за многие годы были у Сергея и участие в выставках, и публикации в журналах. Несколько его фотографий приобрел в начале нулевых годов Московский дом фотографии.

 


– Видимо, там их увидел Виктор Шендерович и как-то мне позвонил, попросил взять одну из фотографий для какой-то своей книги. Я только попросил его, чтобы книгу потом прислал. Не знаю, вышла она или нет, я от него так ничего и не получил.
Когда я спросил Сергея, как, на его взгляд фотографа, изменились за это время люди и город, он задумался. А потом, как мне кажется, очень точно ответил: «Ну, одежда, уровень жизни – это все понятно. Главное для меня в том, что раньше люди больше жили на улице. Сейчас либо в машинах, либо дома за компьютером».

Вот эту жизнь на улицах Сыктывкара последних советских десятилетий мы и можем сегодня видеть на черно-белых фотографиях, сделанных Сергеем Зиновьевым. Ныне они очень популярны в соцсетях. Кто-то из пользователей старшего поколения с удивлением узнает на снимках себя, знакомые места, кто-то просто ностальгирует по молодости, а молодежь с любопытством разглядывает приметы того времени, в котором жили их родители.
Добавим, что читатели «Региона» могут увидеть еще и современные снимки и фоторепортажи Сергея, которые он время от времени делает для нашего журнала.

Евгений ХЛЫБОВ