Первая Северная биеннале

В Сыктывкаре прошел масштабный выставочный проект «Новое открытие Севера»

Нынешним летом художники со всей России и из-за рубежа исследовали северный регион, их работы стали авторскими концептуальными высказываниями на тему Севера. За месяц работы выставки в Национальной галерее Республики Коми ее посетили более тысячи зрителей, прошли два десятка лекций и творческих встреч. Из шестидесяти работ, представленных на выставке, более десяти остаются в фондах галереи. «Регион» наблюдал за проектом с момента начала работы над ним до его закрытия.

Параллели скрытые и явные

Начало осени в культурной жизни столицы Коми прошло под знаком биеннале «Новое открытие Севера». Открытие выставки 3 сентября собрало весь бомонд Сыктывкара и «сливки» современного искусства России. В ожидании перерезания ленточки, под аккомпанемент торжественных речей публика с нетерпением заглядывала в коридор между залами с экспозицией и рассматривала открытки на стойке у начала выставки. «Абстракция!», «А вот тут лицо…», «А это на маяк похоже», «А это на дерево». Каждый пытался увидеть что-то знакомое. Среди цветовых пятен все больше проступали силуэты домов, деревьев, машин. Все это время за публикой внимательно наблюдал молодой человек в черной шапочке. Оказалось, автор работ Артем Го с интересом изучал реакцию зрителей.
– Эти снимки я сделал в разных частях Сыктывкара, — объяснил он. — Я пропустил их через нейросеть, и искусственный интеллект выдал результат, опираясь на мой художественный стиль — так, как я бы нарисовал эти виды. Я приучал его к этому и доволен результатом.

Еще один проект художники Владимир Логутин, Артем Го и Андрей Сяйлев назвали «Ловушка». Исследуя параллели между своим внутренним миром и новой для них ментальностью национального Севера, они обратили внимание на охотничьи промыслы, изобилующие разного рода ловушками. Центром экспозиции стала мозаика из экранов, на которых представители северной фауны, снятые с помощью фотоловушек в заповедниках, занимаются своими обычными делами.
– Люди думают, что смотрят на животных, а на самом деле звери наблюдают за нами: объекты фотоловушки – мы с вами, – прокомментировала проект сокуратор выставки Ангелина Терещук.
В этом же зале смонтирован полюбившийся юным посетителям выставки собирательный образ рыбака и охотника. Двухметровая фигура в резиновых сапогах олицетворяет хаотичный мир добытчика XXI века, снабженного ловушками, манками, муляжами добычи, сетями, охотничье-рыболовными гаджетами и предметами экипировки. У фигуры нет лица. Это инородное неидентифицированное полукомическое существо, вторгающееся в природу. Не человек, а сплошной антураж, возомнивший себя хозяином природы.


Новые смыслы

Двумя залами ранее посетителей выставки встречает «Хлебный человек» московского художника Андрея Кузькина. Чаще всего посетители галереи начинали путешествие по арт-Северу именно с этого образа. Скульптура человека природы, земли и леса с занесенной кистью установлена в точке, где на холсте сходятся линии горизонта. «В работе соединяются христианский символизм и русская тюремная традиция лепки из хлеба. Представление о теле как тюрьме души и о мире как о временном месте пребывания, наполненном страданиями», – сказано в описании работы.

Хлебный человек словно бы сам рисует свою картину мира – точно так же, как посетители прочитывают образ Севера в работах творцов, никогда ранее не сталкивавшихся с ним. Исключение – Устина Яковлева, москвичка с усть-цилемскими корнями. Она и шестеро ее коллег предприняли экспедиции в разные районы Коми, чтобы исследовать Север. Половина из них: Родион Китаев, Игорь Самолёт, Ганна Зубкова – выбрали Воркуту. Депрессивные заброшенные поселки вдохновили их на создание произведений искусства. Так, Тимофей Парщиков в своих фотоколлажах представил нагромождение смыслов, попытку соединить разные периоды и исторические пласты, объединенные образом пути.
Диалог культуры и традиций отра­зился в работе воронежца Ивана Горшкова. Это его воздушная скульптура на нартах больше месяца встречала посетителей Национальной галереи и вызывала удивление сыктывкарцев. «Нечто на нартах» оказалось «Интинским метеоритом» – именно так художник назвал работу. Сшитая из капрона и накачанная гелием скульптура отражает разные паттерны из «Тик-Тока» и других соцсетей. В хаосе фрагментов и красок можно рассмотреть части тела и лица, знакомые персонажи. Информационный мусор, вброс, нечто искусственное обретает новые смыслы в естественной среде. Неслучайно для своей экспедиции Иван Горшков выбрал национальный парк «Югыд ва», по которому, словно свое дитя, провез абсурдный «Интинский метеорит».
Александра Сухарева, которая в 2022 году будет представлять Россию на Венецианской биеннале, планировала отправиться за ключом к Северу, в Усть-Цильму. Ни одна из трех попыток не оказалась удачной. Расстроенная, она поехала в Усть-Куломский район, где ее внимание привлекли «тайные знаки» – пасы. За смысловым контекстом художница обратилась к коми этнографам. И вновь неудача: истинный смысл уже не восстановить, точной интерпретации пасов нет, ответили ученые. Результат – образ блеклых бессмысленных знаков на двух холстах, вытравленный с помощью хлора, в работах «Боинг» и «Предположительно аэростат». В искусстве без смысла зритель парадоксально видит новые смыслы и образы: подрамник, крест, самолет, бабушку.
С холстами Александры Сухаревой соседствуют ватманы, расписанные маркерами и гуашью. Работа родилась благодаря форс-мажору. Таню Ахметгалиеву, исследовавшую Воркуту, подвела транспортная компания, задержав доставку работ в Сыктывкар. Прождав их до последнего дня, за пять часов до открытия художница вошла в зал с маркерами и на белой фанере нарисовала работы заново. Через шесть дней наконец пришли ее работы, выполненные в акварели, под общим названием «Иль Солнце Меркнет Вновь в Эфирной Глубине» и заняли место по сторонам входа в зал. Распадающаяся вселенная, потерянный ребенок иллюстрируют хрупкость и нестабильность, момент перехода и распада, шаткость и неустойчивость мира, человека, его домов, городов, планеты и в конечном счете памяти. Надежду подают образы дельфинов: жители северного города, теряя идентичность, в то же время пытаются вырваться, прыгнуть выше существующего положения вещей.

«Здесь был я»

Один из самых противоречивых залов объединил творцов из Франции Эдгара Сорин, Матео Ревилло и Аполлинарии Брошь. Из дерева, срубленного в одном из микрорайонов Сыктывкара, Сори изваял образ женщины как основы матриархального общества. Женщина-главарь несет на себе груз проблем и ключей к их решению. «Куб, наковальня?» – гадали посетители. Нет, символ женской власти. За разборной стеной молодые художники спрятали намалеванные маркером хулиганские следы своего присутствия в стиле «Здесь был я».
Часть стены, обращенная к зрителю, несет на себе отпечаток экологичного подхода художников к познанию мира. Воск и нефть на цементе стали материалами для работы Матео Ревилло. Современный мозаичный паттерн, изображенный с их помощью, отсылает нас к коми орнаменту.
Аполлинария Брошь изобразила в своей синтетической работе геологическую историю края, подземные пласты, которые скрывают образы ископаемых животных и даже доисторического человека.

 

Женское, сложное

Аннушка Броше, представитель старшего поколения современных художников, представила с помощью керамики и ткачества идею порабощения женщины обществом. Манифест феминизма в образе обнаженного женского торса в оковах из традиционных поясов с вытканным на них вопросом «зачем?» стал самым скандальным объектом экспозиции. Ее «Подпоясанные» без головы и конечностей стали олицетворением жертвы общества, эротического объекта, вечной пленницы.
Партнером Аннушки Броше в создании этого образа стала коми мастерица Евгения Сурнина. Она же составила коллаборацию с художницей Евгенией Вороновой, предпринявшей попытку переосмыслить коми орнамент, языческие идолы и образ дерева. Пермский звериный стиль, трехчастная система мироустройства – классические пласты этнофутуризма – помогли художнице создать галерею смыслов, среди которых кто-то увидел даже экологический, разглядев в ее работе разлив нефти. «Внутри ландшафта» – серия живописных холстов, соединенных с вышивкой, формирующая личное восприятие Вороновой пейзажей, увиденных в Усть-Куломском районе через элементы-символы традиционного коми орнамента.
Зал, где представлено творчество двух художниц – Устины Яковлевой, которая изобразила три поколения своего рода из Усть-Цильмы, и Алисы Горшениной из Нижнего Тагила – эксперты назвали самым гармоничным. Инсталляция «Как умирают океаны и рождаются горы» состоит из серии иллюстраций, где Алиса Горшенина соединяет свой образ с образами древних существ, которые увидела в геологическом музее Коми научного Центра. В инсталляции использован торф, на нем – отлитые из свинца женские мифические фигуры, моделью для которых стала сама художница.

Воркута и… Помпеи

Одним из лейтмотивов биеннале стал образ разрушения, навеянный заброшенными воркутинскими поселками и историей ГУЛАГа. Именно он стал источником вдохновения для выпускника Сыктывкарского государственного университета Игоря Самолета. Он путешествовал по Коми как части «архипелага ГУЛАГа», снимая увиденное не на профессиональную камеру, а на айфон. Кадры он распечатал в увеличенном размере в красных тонах, включая свою переписку с комиссаром биеннале Пьером Броше. За выставленными фотографиями Пьер Броше предложил спрятать полотна эпохи соцреализма и бюст Сталина.

Центральный, купольный зал Национальной галереи заняла Ганна Зубкова. В самом высоком зале специально для ее проекта выстроили стены, которые вписались в постоянную экспозицию. Наблюдательные посетители замечают общее – линию горизонта, которая объединяет и картины западно-европейских живописцев, и современной художницы. Горизонт как бы обнимает зрителя. Местом своей экспедиции Ганна избрала Воркуту, намереваясь увидеть там закат. Но в середине лета заката под Воркутой нет. Так родилась идея проекта «Над империей солнце никогда не заходит». «Истинный закат сбывался послезавтра», – пояснила художница. Вокруг ее образа Воркуты – южные пейзажи – Италия, Крым, на которые художники прошлого всегда смотрели со стороны, не являясь местными жителями. Так и Ганна. Она не живет на Севере, но обращается к нему и запечатлевает его. Напротив ее видеоинсталляции «Ложное солнце», которое никогда не заходит над гулаговской шахтерской Воркутой – снимок руин, со второго этажа которых она и снимала солнце. В этом же разрушенном здании она собрала осколки штукатурки со стен и разместила в отдельной витрине, так родился еще один образ Воркуты как некой советской Помпеи.
Планируется, что вторая биеннале пройдет в Коми в 2023 году.

Полина РОМАНОВА

Фото автора, Национальной галереи РК и ИА «Комиинформ»

 

Ирина Чернова, директор
Национальной галереи Республики Коми:

– В юбилейный для Республики Коми год мы постарались предложить нашим зрителям такие выставочные проекты, которые бы не оставили никого равнодушным.
Работая над проектом биеннале, мы предложили ведущим современным художникам России и зарубежья «с чистого листа» прочитать образ нашего края, прочувствовать его суть и предложить зрителю работы, посвященные и вдохновленные нашим северным регионом.
Десант «топовых» современных молодых художников создал ряд работ, свежих и свободных от условностей и стереотипов, уникальных и ярких, тонких и противоречивых…
Наша задача заключалась в том, чтобы предоставить зрителю возможность стать свидетелем уникального творческого процесса, нацеленного в будущее, и дать возможность видеть разные полюсы изобразительного искусства, знакомиться, удивляться, вдохновляться, осмыслять увиденное и самому оценивать, насколько близко ему это.
Тем самым мы пробуждаем зрителя активнее включаться в созидательные процессы творчества и знакомства с искусством. Нам есть куда расти и развиваться, а Первая Коми биеннале – это одна из отправных точек на этом пути.