Ольга Сотникова: «На университет обращают внимание в России и за рубежом»

Сыктывкарскому государственному университету
имени Питирима Сорокина исполнилось полвека

Десятки тысяч жителей Республики Коми и других регионов могут назвать Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина своей альма-матер. В феврале опорный вуз региона отметил полувековой юбилей. Сегодня СГУ вырос и помолодел. Более семи тысяч студентов и сотни преподавателей, уникальные научные разработки, международное сотрудничество и широкие возможности для студентов… О Сыктывкарском университете образца 2022 года «Региону» рассказала его ректор Ольга Сотникова.

– Ольга Александровна, если сравнивать университет образца 1972 года и нынешний, в чем принципиальное отличие?
– Концептуальное отличие не в изменении числа студентов, преподавателей или количестве образовательных программ, а в самом главном – цифровизации. В нашем вузе, как и по всей стране, активно внедряются и используются электронные технологии. Практически все процессы в университете мы можем осуществлять в цифровом формате. И если где-то не так активно он используется, то это в большинстве случаев – по субъективным обстоятельствам. У каждого сотрудника или студента имеется возможность работать в буквально цифровой копии вуза. Студенты с этими технологиями на «ты», все меньше недовольства мы слышим и от старшего поколения, которое было уверено, что дистант не может быть полноценной альтернативой очному обучению. Но никто и не пытается заменить привычный формат обучения электронным. Сейчас это вынужденная мера в связи со сложной эпидобстановкой в стране и регионе. В будущем все материалы учебных дисциплин будут дублироваться в электронном виде для возможности их освоения на дистанте. Это поможет студентам не отстать от учебного процесса, если в силу тех или иных причин они не смогут присутствовать на лекциях.
Наша страна уже пережила «диджитал революшн», и сегодня молодежь активно пользуется всеми привилегиями, которые принесла с собой цифровизация. Если правильно сочетать электронное обучение с традиционными формами, то качество преподавания не только меняется, но и становится гораздо нагляднее. Такой подход способствует лучшему запоминанию пройденного материала.
Второе существенное изменение спустя полвека – сама молодежь. В прошлом веке мы тоже были активными, хотели заниматься спортом, туризмом, фотографией, многое успевать. Но мы были принципиально другими. Нынешняя молодежь очень легка на подъем, они бесстрашные, амбициозные, высокого мнения о себе и своих достижениях, и это правильно. Мы в свое время считали, что в силу молодости мы недостойны, некомпетентны, нам часто мешал «комплекс самозванца». Нынешние студенты говорят с профессорами и академиками на равных, у них масса идей, проектов, и при этом есть хорошая почва и реальные возможности для их реализации. И это позволяет нам легко выявлять особо талантливых студентов и работать с ними точечно, создавать условия для их развития.


– В 1972 году в новый вуз приехали преподаватели из ведущих университетов страны. Каков его преподавательский состав сегодня?
– В первую волну много преподавателей было в основном из Ленинграда. В 1990-е годы в университет привлекали уже местные кадры из Коми научного центра и Коми государственного педагогического института. Ну а потом на кафедрах стали оставаться уже наши выпускники. Теперь мы насыщены кадрами. Но, конечно, требуется и обновление. Мне приятно говорить о том, что наш университет привлекателен для преподавателей из других регионов. Я получаю письма и звонки из разных городов России о желании сотрудничать с нами. Причем прославлять за пределами республики нас стали наши студенты, в том числе благодаря цифровым технологиям. Студенческий уровень и их победы в различных конкурсах говорят и об уровне вуза, поэтому преподаватели из других регионов готовы к нам переехать. Сейчас у нас работают преподаватели с кандидатскими и докторскими степенями из Новосибирска, Йошкар-Олы, Уфы, Минска, Кирова и других городов. Сотрудники питерских и московских вузов с удовольствием читают у нас лекции как совместители. Это сотрудничество взаимовыгодно: мы обогащаем свой опыт, сравниваем уровни преподавания.
По совместительству у нас работают и профессионалы-практики, в последние годы их количество удвоилось. Эти преподаватели могут показать студентам, с чем им придется столкнуться в работе, какие особенности имеет профессиональная деятельность в современных организациях. И это привязано к региональному компоненту, что актуально именно для наших выпускников.
СГУ традиционно силен своими исследовательскими коллективами в различных областях фундаментальных исследований. В биологии это Центр активного долголетия (руководитель Сергей Плюснин), в химии – лаборатория неорганического материаловедения (руководитель Надежда Жук и ее коллега Ольга Старцева). Доктор наук Леонид Котов, обладатель гранта Российского научного фонда, плодотворно готовит кандидатов физико-математических наук. Кстати, он является обладателем всероссийского звания «Профессор года», которое ежегодно присваивается всего нескольким ученым в России. Так что традиции научной школы у нас продолжаются. И мы ждем, что в ближайшее время зажгутся новые звездочки.


– А как решается проблема жилья для прибывающих преподавателей?
– У нас есть служебное жилье, о котором университет позаботился еще в прежние годы. Но заработная плата позволяет снимать квартиры. Кроме того, наши преподаватели, которые когда-то жили в служебном жилье, уже приобрели собственные квартиры и освободили служебные для новых коллег из других регионов.


– Вы обмолвились, что зарплата позволяет…
– Есть указ президента, который ориентирует на определенные показатели. Зарплаты в регионе растут, а средняя зарплата у профессорско-преподавательского состава должна составлять двести процентов от средней по региону, поэтому она тоже растет. Дважды за последние два года мы повышали оклады, причем существенно. У преподавателей, прибывающих к нам из других регионов, нет северных надбавок, но у нас принят коллективный договор, который предусматривает компенсацию северного коэффициента, и зарплата у них такая же, как у северян.
Молодые преподаватели, работающие над кандидатской и докторской диссертацией, в течение двух лет ежемесячно получают доплату к заработной плате. Это исключительно практика нашего университета.

– Что дает университету имя Питирима Сорокина, расширяет ли оно возможности сотрудничества, в том числе международного?
– Это имя помогает нам открывать наши двери шире. Во всем мире великого ученого хорошо знают, и именно поэтому на наш университет обращают внимание за рубежом. Название «Сыктывкар» ассоциируется с холодом, а имя Питирима Сорокина – с землей, рождающей гениев. Возникает желание узнать, где родился этот ученый. Познакомиться с нами уже приезжали три делегации из США и европейских стран. Интерес к нам проявляют в Канаде, в Италии. Питирим Сорокин опубликовал далеко не все свои труды, разобраться в его наследии – одна из наших задач, которую мы решаем вместе с иностранными коллегами. Университет раньше не готовил социологов, теперь мы набираем кадры для преподавания этой дисциплины, решаем вопрос бюджетного финансирования, и это тоже благодаря имени Питирима Сорокина.
Впервые за всю нашу практику мы подали заявку на мегагрант по изучению наследия великого ученого с участием иностранного представителя. Главное условие гранта: иностранный сотрудник берет обязательство работать по научной теме в нашем университете не меньше трех месяцев. Приехать к нам с удовольствием вызвалась коллега из Италии, специализирующаяся на социологической теории Питирима Сорокина.

– Имя у университета есть. А логотип?
– Формально логотип, которым мы пользовались до этого года, не был ни утвержден, ни закреплен в документах. Мы решили его официально утвердить. Но вдруг выяснилось, что не все им довольны, что он морально устарел, кроме того, к нам в 2014 году присоединился пединститут. А это значит, что и его историю (в этом году пединститут отметил бы 90 лет) надо учитывать при разработке новой визуализации вуза. Обсуждение по созданию нового логотипа началось более трех лет назад. И вот мы наконец подошли к переломному моменту. Уже весной у нас будет другой логотип, к созданию которого мы предъявляем очень высокие требования. Собрав все мнения, мы объявили конкурс, который выиграла одна из самых профессиональных студий современного дизайна – Студия Артемия Лебедева.

– Как Вы относитесь к критериям, по которым составляется сегодня рейтинг российских вузов?
– Существуют несколько рейтингов, которые рассматривают университеты с различных позиций: образовательной, молодежной, научной, по степени открытости, взаимодействия с партнерами. Мы с удовольствием в них участвуем и следим за динамикой. У нас нет задачи оказаться в первой десятке – мы реалисты. Нам важно соревноваться с самими собой. Эти рейтинги очень полезны, поскольку позволяют сравнивать: где мы просели, где вырвались вперед. Глядя на то, как продвигаются другие вузы, мы можем организовать обмен опытом.

– Важной составляющей рейтингов российских вузов является наличие иностранных студентов. Много ли их сегодня в университете?
– Иностранных студентов Сыктывкарский государственный университет обучает с 2014 года. Сегодня у нас 206 ребят из 27 стран мира. Около 170 из них – граждане стран дальнего зарубежья. Могу перечислить: Египет, Индия, Алжир, Сирия, Ирак, Иран, Гана, Непал, Нигерия, Палестина, Судан, Иордания, Камерун, Тунис, Афганистан, Бангладеш, Зимбабве, Кения, Кот-д’Ивуар, Марокко, Шри-Ланка, королевство Эсватини. Из стран ближнего зарубежья – Кыргызстан, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Армения. Большинство иностранных студентов учатся в медицинском институте, причем первые три года им преподают на английском языке. В 2024 году мы ждем первый выпуск, и нам, конечно, интересно, сколько из них решат остаться в Республике Коми в качестве молодых специалистов.


Иностранные граждане активно используют возможности университета для изучения русского языка. Часть из них потом уезжает продолжать образование в другие города, часть поступает к нам. В основном они учатся с возмещением затрат. Для них предусмотрены и бюджетные места, но граждане дальнего зарубежья для этого должны сдать ЕГЭ, что им сделать сложнее, поскольку уровень владения русским языком к моменту поступления весьма слабый. Есть федеральное соглашение, по которому допускается возможность брать студентов без ЕГЭ на бюджетные места, например, из Киргизии, Казахстана. Обычно они выбирают специальности, связанные с туризмом, менеджментом, экономикой. В целом иностранные студенты получают образование по восьми образовательным программам: кроме тех, что я уже назвала, это прикладная информатика, юриспруденция, педагогическое образование и филология.

– Как университет борется за абитуриентов, многие из которых стремятся поступать в крупных городах?
– Скорее, мы их заманиваем, а не боремся за них. Устраиваем для школьников знакомство с университетом, показываем наши лаборатории. Недавно показывали наномикроскоп, так к нему школьники выстроились в очередь. Будущие абитуриенты разрабатывают проекты под руководством наших преподавателей, увлекаются и уже хотят продолжать работать именно с этими преподавателями. И результат есть. За последние три года у нас появились стобалльники, мастера спорта, призеры всероссийских олимпиад.
Мы стимулируем научные разработки студентов, и у них существенно изменяются стипендии. До первой сессии стобалльники получают у нас стипендию 50 тысяч рублей. По результатам обучения в дальнейшем студенты могут получать стипендию до 30 тысяч рублей. Дополнительно мы материально поддерживаем активность студентов в участии в различных конкурсах и форумах.

– Как это влияет на кадровую политику региона в целом?
– У меня такое впечатление, что те ребята, которые поступают в вузы за пределами региона, как правило, уже не возвращаются на родину. И там они теряются, никак не проявляются. Наши же выпускники делают карьеру в своей республике, мы видим и знаем их. Тут возможностей много, и наши студенты обязательно заблещут, потому что мы работаем с ними индивидуально, раскрываем их возможности. Шансов получить поддержку, быть услышанным и замеченным в региональном вузе гораздо больше, чем в огромных столичных высших ученых заведениях.

– Могут ли выпускники вузов получить в Сыктывкарском университете дополнительные специальности?
– Вы знаете, что с 2013 года дополнительное образование в России стало платным. Мы пересмотрели наши программы, сделав их привлекательными. А в прошлом году в рамках нацпроекта «Демография» был объявлен конкурс «Содействие занятости». Наши программы оценили, из 72-х образовательных организаций мы заняли в этом конкурсе второе место и получили возможность за счет федерального бюджета обучить уже взрослых людей новым специальностям. То есть для них это обучение бесплатное. Часть программ – это профессиональная переподготовка, еще часть – повышение квалификации, есть и просто профессиональное обучение. Это образовательные программы в области права, IT-технологий, менеджмента, здравоохранения, педагогики, филологии, психологии, иностранных языков, туризма и спорта – десятки различных направлений. Поэтому приглашаем всех жителей республики, кто попадает под критерии, к освоению новых и необходимых для современного рынка навыков. Вся информация есть на нашем официальном сайте.

Беседовала Полина РОМАНОВА

Фото Сергея Зиновьева
и Молодежного
медиацентра Verbum
СГУ им. Питирима Сорокина